Уважаемый г-н Министр,
Дамы и господа,
Мы провели очень полезные переговоры. Кипр – наш надежный, испытанный временем партнер в Европе. Наши связи опираются на искренние чувства дружбы и симпатии наших народов, на их духовную и культурную близость.
Мы рассмотрели состояние двусторонних дел. Удовлетворены интенсивным и нацеленным на результат политическим диалогом. Констатировали, что после серьезного спада в двусторонней торговле по известным причинам в последние месяцы товарооборот обретает тенденцию к росту. Обсудили контакты между министерствами иностранных дел, совместную работу в международных организациях. Рассмотрели образовательные, гуманитарные обмены, которые весьма насыщены и привлекают большое количество россиян и киприотов к соответствующим мероприятиям.
Проблемы международной жизни мы рассматривали, прежде всего, под углом общих для всех стран мира угроз. Вызовы международного терроризма, конечно, диктуют необходимость объединительной повестки дня, а не продолжения конфронтационной политики, которую мы наблюдаем со стороны некоторых западных стран. Борьба с терроризмом связана с необходимостью урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке и Севере Африки, прежде всего, в Сирии. Мы ознакомили наших кипрских друзей с предпринимаемыми Россией усилиями как на женевской площадке, так и в рамках площадки Астаны совместно с Турцией и Ираном, а также с участием наблюдателей от США, ООН и Иордании.
Мы также обменялись мнениями по ситуации на Украине. Здесь, как сказал г-н Министр, у нас единая позиция. Необходимо досконально, полностью выполнить Минские договоренности. К сожалению, последние действия украинских властей показывают, что Киев либо не хочет, либо не в состоянии выполнить свою часть работы. Эти действия показывают, что власти находятся под сильнейшим влиянием самых радикальных сил в обществе: я имею в виду нападки на языки меньшинств народов, которые живут на Украине, блокирование работы СМИ и Интернет-ресурсов, атаки на церковь, попытки государства вмешиваться в ее дела. С обеих сторон мы подтвердили поддержку усилиям ОБСЕ по организации работы по выполнению Минских договоренностей в рамках «Контактной группы» и по функционированию Специальной мониторинговой миссии на Украине.
Россия подтвердила свою приверженность справедливому урегулированию кипрской проблемы. Мы выступаем за прочное, жизнеспособное, всеобъемлющее урегулирование на основе резолюций СБ ООН и договоренностей между обеими кипрскими общинами.
Мы коснулись нынешнего состояния дел в отношениях между Россией и Европейским Союзом. Оно не вызывает удовлетворения. Мы заинтересованы в возвращении нашего диалога в нормальное, равноправное, взаимоуважительное русло. Для этого, конечно, необходимо, чтобы Брюссель перестал играть «в одни ворота». Мы в течение последних полутора лет в том числе на уровне Президента Российской Федерации В.В.Путина передавали в Еврокомиссию наши неофициальные идеи о том, как можно будет выправлять отношения, как наладить контакты между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Европейской комиссией (ЕК). По-прежнему будем готовы обсудить реакцию на эти документы, которой пока не последовал.
Мы выразили признательность нашим кипрским друзьям за то, что в составе ЕС они принадлежат к той группе стран, которая выступает за преодоление нынешнего ненормального положения.
Спасибо.
Вопрос (перевод с английского): Турецкая сторона настаивает на увязывании энергетического развития Кипра с переговорами по урегулированию на острове. Некоторые предполагают, что это может привести к конфронтации, потому что Республика Кипр не намерена откладывать свою программу энергетического развития. Хотелось бы узнать мнение Москвы относительно этой ситуации. Как Россия может внести свой вклад в укрепление стабильности в этом уже имеющем проблемы регионе?
С.В.Лавров: Мы можем только подтвердить, что любые спорные вопросы должны решаться в правовом поле через поиск согласия вовлеченных сторон. Это в полной мере относится и к той ситуации, о которой Вы упомянули. Конечно, мы считаем, что в этой, как и в любой другой ситуации необходимо воздерживаться от угроз применения силы и тем более от собственно применения силы. Мы надеемся, что именно этим будут руководствоваться все заинтересованные стороны.
Вопрос: В преддверии первого рабочего турне Президента США Д.Трампа его окружение сообщает о рассмотрении Вашингтоном инициативы о создании среди стран Персидского залива альянса наподобие Североатлантического. Как бы Вы могли оценить перспективы такого предложения для безопасности в регионе?
С.В.Лавров: Вы знаете наше в принципе негативное отношение к тому, чтобы все касающиеся международной безопасности вопросы решать через узкие и закрытые военно-политические блоки. Сейчас в прессе очень много спекуляций по поводу содержания предстоящих переговоров Президента США Д.Трампа в ближневосточном регионе. Мы предпочитаем дождаться того момента, когда это мероприятие состоится. Тогда будет больше ясности, о чем идет речь. В принципиальном плане мы исходим из того, что сложнейшие проблемы региона Ближнего Востока и Северной Африки можно решать только на коллективной и инклюзивной основе, с участием всех без исключения т.н. «игроков», без попытки изолировать кого бы то ни было. Конечно, очень важно не допускать попыток «вбивать клинья» в отношения между странами региона на этно-конфессиональной основе.
Вопрос (перевод с английского): Хотелось бы услышать Ваше мнение о недавней полемике вокруг сообщений о том, что Президент США сообщил секретную информацию российским официальным лицам. Сообщалось, что это «вполне приемлемая ситуация». Некоторые говорят, что лучше делиться информацией, касающейся борьбы с международным терроризмом на международной арене. Вы и сами говорили, что нам необходимо больше сотрудничать. Спасет ли сообщенная информация жизни россиян?
С.В.Лавров: На эту тему вчера подробно на пресс-конференции по итогам переговоров в Сочи высказался Президент России В.В.Путин. Поскольку Вы вновь поднимаете этот вопрос, могу сказать следующее. У меня иногда складывается ощущение, что многие американские СМИ работают на основе принципа, который был распространен в Советском Союзе. Тогда в СССР шутили, что есть газета «Правда», в которой нет известий, и есть газета «Известия», в которой нет правды. Создается впечатление, что многие американские СМИ работают именно в этом ключе.
То, что касается существа дела, то мы не комментируем слухи. Мы читаем в ваших газетах о том, что главные обвинения сосредоточены на следующем: будто бы были раскрыты секреты относительно способности террористов начинять «неуловимой» взрывчаткой компьютеры, ноутбуки, «Айпэды» и т.д. Если мне не изменяет память, полтора-два месяца назад Администрация Президента США Д.Трампа официально приняла решение о запрете для пассажиров из, по-моему, семи стран ближневосточного региона проносить на борт любые электронные устройства, что прямо объяснялось террористической угрозой. Так что если речь идет об этом, то я не понимаю, в чем здесь секрет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs