ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Референдум в Иракском Курдистане: больше вопросов, чем ответов

15:47 17.05.2017 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Фото: SAFIN HAMED/AFP/Getty Images

Глава Иракского Курдистана Масуд Барзани и лидеры основных курдских политических партий заявили о намерении провести референдум о независимости до конца 2017 года.  "Ирак представляет собой несостоявшееся государство, и наше продолжающееся присутствие в нем обрекает нас всех на бесконечный конфликт и вражду»[1], – считает Барзани.

По словам старшего помощника президента Курдистана Хемина Хаврами, референдум планируется провести не только в Иракском Курдистане, но и на спорных территориях, таких как богатый нефтью Киркук, который хотя и не является частью региона Курдистан, имеет курдское большинство и находится под курдским контролем[2].

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся мультимедийный круглый стол на тему: "Иракский Курдистан: своевременен ли референдум о независимости?". В ходе мероприятия эксперты постарались дать ответы на следующие вопросы: Каковы причины проведения референдума? Какой может быть реакция стран Ближнего Востока на решение курдов отделиться? Каковы позиции России, США и ЕС по данному вопросу?

«Ирак представляет собой несостоявшееся государство, и наше продолжающееся присутствие в нем обрекает нас всех на бесконечный конфликт и вражду» (М. Барзани)

В дискуссии приняли участие: представитель Демократической партии Иракского Курдистана в РФ Хошави Бабакр; ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов; президент Общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрий Набиев; доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Жантиев.

 
История вопроса

«Целью референдума является решение многочисленных вопросов, накопившихся с момента распада Османской империи и появления новых государств на Ближнем Востоке. В начале XX века курды оказались разделенными, особенно в той части, которой сегодня владеет Ирак», – отметил представитель Демократической партии Иракского Курдистана (ДПК) в РФ Хошави Бабакр.

Напомним, что с середины XX века курды ведут активную борьбу за отделение Курдистана от Ирака. Осенью 1991 года под мандатом ООН и при пособничестве коалиционных сил во главе с США им удалось добиться создания государственного образования "Свободный Курдистан". В мае1992 года  под контролем международных наблюдателей в "Свободном Курдистане" был избран парламент, а на его базе создано легитимное правительство. После свержения режима Саддама Хусейна у курдов возникла надежда, что будет образован так называемый «Новый Ирак», в составе которого они смогут обеспечить себе достойное существование. В 2005 году была принята конституция Ирака, которая закрепила широкую автономию Иракского Курдистана (официальное название – Курдский автономный район, КАР) с административным центром в Эрбиле, право самостоятельно распоряжаться нефтяными доходами и иметь собственные военизированные формирования – «Пешмерга»[3].

 

Причины для проведения референдума

По словам Хошави Бабакра, права иракских курдов, зафиксированные в конституции, на сегодняшний день не соблюдаются. В частности, он отметил, что Ирак как федеративная страна до сих пор не имеет представительного органа субъектов федерации. В иракском правительстве курды под предлогом коррупции смещаются с министерских постов. По конституции правительство Ирака должно выделять региону 17 % бюджетных средств, однако и этого не происходит. Регион практически полностью находится на самообеспечении, получая прибыль от продажи углеводородов. Кроме того, Бабакр считает, что ситуация в Иракском Курдистане еще больше накалилась после активных действий террористической организации ДАИШ. «Сейчас в регионе насчитывается около двух миллионов беженцев из Ирака и Сирии, что оказывает очень большое экономическое давление на бюджет Иракского Курдистана», – рассказал парламентарий.  В свою очередь ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов отметил, что положение курдского народа усугубляется еще и гражданской войной в Ираке между суннитами и шиитами. Кроме того, так как к власти в государстве на смену арабо-суннитской пришла арабо-шиитская элита, то, по словам Иванова, стало отчетливо проявляться влияние Ирана в Иракском Курдистане.

«Курды не были инициаторами распада страны и сепаратистами, как их пытаются представить. Наоборот, они были тем звеном, которое удерживало территориальную целостность Ирака. Однако, когда в стране началась гражданская война между суннитами и шиитами, а также борьба с радикальными исламистами в лице ДАИШ, то у курдов не оказалось другого выхода, кроме как двигаться к полной независимости», – полагает Станислав Иванов.

«Референдум проводится для того, чтобы легитимизовать де-факто существующий Курдистан» (Юрий Набиев)

Все вышеперечисленные проблемы являются вескими причинами для проведения референдума о независимости. Бабакр напомнил, что в конституции Ирака есть пункт о том, что если права курдов не соблюдаются, то правительство Курдистана имеет право провести референдум. Уверенности на пути к полной независимости курдам добавляет и тот факт, что Иракский Курдистан обладает собственнымправительством, армией, флагом, гимном, а также имеет активную внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность. В КАР аккредитовано свыше 35 иностранных дипломатических представительств на уровне генеральных консульств, а также функционирует около 400 иностранных фирм. «Референдум проводится для того, чтобы легитимизовать де-факто существующий Курдистан», – считает президент Общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрий Набиев.

 

Реакция внешних сил

По словам Станислава Иванова, безоговорочно поддерживает идею референдума Израиль. Что касается Турции, то сегодня ее категорическое выступление против независимости КАР сменилось молчаливым согласием. Это произошло потому, что у Анкары не складываются отношения с Багдадом. «Турция видит, что Багдад попал в зависимость от Тегерана. Анкара предпочитает иметь рядом со своими границами небольшое дружественное государство, с которым она уже сегодня имеет налаженные торгово-экономические связи, чем неуправляемое, воюющее государство», – отметил эксперт. Как можно заметить, Анкара практикует дифференцированный подход к турецким курдам, состоящим в Рабочей партии Курдистана (РПК), и к иракским курдам. Первых она называет террористами, а ко вторым относится лояльно. Доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА при МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Жантиев объясняет такой подход Анкары следующим образом: «Турция видит решение курдского вопроса через создание курдского государства на территории Иракского Курдистана, но при принципиальном условии, что это государство не будет расширяться. То есть вековая мечта курдов о создании собственного государства будет реализована, но только в фиксированных границах. Кроме того, превращение Иракского Курдистана в суверенное государство не должно быть сигналом к аналогичным процессам на иных территориях проживания курдов».

«Турция видит решение курдского вопроса через создание курдского государства на территории Иракского Курдистана» (Дмитрий Жантиев)

Основным противником референдума и независимости Курдистана выступает Иран. «Тегеран опасается, что КАР превратится в плацдарм Израиля и в “американский авианосец”», – пояснил Станислав Иванов. Что касается Лиги арабских государств и каждой арабской страны в отдельности, то они считают, что курды должны образовывать свое государство на территории Ирана или Турции, но не на той земле, где исторически проживали арабы.

В свою очередь великие державы занимают больше нейтральную позицию. США, которые считают себя «спонсорами» нового Ирака и Курдистана, всё-таки допускают создание Курдского государства. Во всяком случае, активной борьбы с референдумом Вашингтон не ведет. Россия считает проведение референдума внутренним делом Ирака и внутренним делом курдов.  ЕС также занимает нейтральную позицию, при этом помогая курдам в гуманитарном плане (в частности, оказывает помощь в вопросе содержания беженцев, а также в военном отношении: готовит кадры и поставляет боеприпасы).

 

Больше вопросов, чем ответов

Вопросов по поводу референдума, по мнению Дмитрия Жантиева, все-таки больше чем ответов. Во-первых, в апреле этого года прозвучало официальное заявление представителя Демократической партии Курдистана (ДПК) о том, что референдум не будет означать автоматического отделения. В переходный период имеется возможность создания некой конфедерации Иракского Курдистана и республики Ирак. Для реализации такого сценария необходимо будет внести изменения в конституцию Ирака. Возможно ли это в условиях сложных политических дебатов и политической борьбы в иракском парламенте? Эксперт полагает, что вряд ли. Во-вторых, встает вопрос о границах нового государства. Нельзя забывать о проблеме спорных территорий (например, уже упоминавшийся ранее Киркук).  «Очевидно, что никакого автоматического признания результатов референдума на спорных территориях со стороны Багдада и Анкары не будет. Проблема Киркука может обостриться именно в результате этого референдума», – считает Жантиев. В-третьих, хотя все ведущие партии Курдистана (ДПК, Горран, ПСК, Исламская группа Курдистана) единодушно поддерживают идею референдума, существуют разногласия по механизму его реализации. По словам Юрия Набиева, нет пока единого мнения, кем будет проводиться всенародное голосование: межпартийным комитетом или же курдским парламентом, который не функционирует уже полтора года? В-четвертых, сегодня нельзя с уверенностью предположить, как отразится референдум на общей ситуации в ближневосточном регионе. Станет ли этот процесс фактором региональной стабилизации или же наоборот усугубит противоречия между странами?

«Очевидно, что никакого автоматического признания результатов референдума на спорных территориях со стороны Багдада и Анкары не будет» (Дмитрий Жантиев)

Выше перечисленные вопросы весьма актуальны. Можно предположить, что референдум, который откладывался с 2014 года[4], все-таки будет проведен в обозначенные сроки. Однако осуществление плебисцита – это только начало строительства курдской государственности. Он нужен для прояснения позиции жителей КАР относительно необходимости создания независимого курдского государства. «Даже если народ выскажется за независимость, это не станет поводом для односторонних шагов со стороны Эрбиля. Напротив, такое решение послужит основой для начала переговоров между Иракским Курдистаном и властями в Багдаде по параметрам отделения региона», – отметил официальный представитель правительства автономного региона Сафин Дизайи[5]. Таким образом, путь иракских курдов к независимости с учетом всех тех проблем, которые были обозначены, может быть весьма тернистым.

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати