3 мая 2017 г. Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) на заседании в Страсбурге принял решение по ситуации в Крыму. Министр иностранных дел Павел Климкин сообщил на своей странице в Twitter, что КМСЕ требует от России отменить запрет «меджлиса» и допустить возобновление его работы в Крыму, и отменить запрет на въезд в Крым лидеров «меджлиса». (zn.ua) Отреагировал, и снова в Twitter, на решение КМСЕ и Президент Украины Петр Порошенко: «Приветствую уникальное комплексное решение Комитета министров Совета Европы по ситуации в Крыму!» (m.censor.net.ua)
Незадолго до этого украинские эксперты (Валентина Самар - постоянный автор еженедельника «Зеркало недели) говорили о фактическом признании или «легализации международным судом», нигде и никак не зарегистрированного «меджлиса» на основании того, что в Международный суд ООН передан иск и есть его предписание «по устранению дискриминации украинцев и крымских татар» в Крыму». (gazeta.zn.ua) Но давайте разберемся с деталями.
Как организация, существующая на каких-либо правовых основания, т.н. «меджлис крымскотатарского народа» не существовал никогда. Наблюдались некие элементы легализации через участие представителей «меджлиса» в советах при президентах Украины, которые были нужны не «меджлису», а власти, чтобы возложить на него ответственность в случае проблем с вопросами выделения земли и присутствия представителей «меджлиса» во власти.
При этом даже тогда «меджлис» никогда, нигде и никак не был зарегистрирован. Похоже, у него нет намерений получать какой-либо юридический статус и сейчас, аргументация старая – «представительный орган коренного народа не может быть зарегистрирован как общественная организация». А другого варианта по украинскому законодательству нет.
Правда, есть гипотетический путь признания крымских татар коренным народом. И это давнее требование к украинской власти от «меджлиса». Но как показывает история, этого никогда не было и не будет в реальных планах украинской власти. Киев понимает, если это и случится, то поставит под угрозу межнациональную ситуацию в стране и потребует ответа на вопрос – кого будет представлять «меджлис», не присутствуя в Крыму и будучи запрещенным в России. Даже для той Украины, которая существует сейчас, не нужна схема: статус коренного народа – легализация «меджлиса» - реализация права на самоопределение – создание национально-территориальной автономии. Это реальная угроза для и так непростой межнациональной ситуации в стране и новая угроза территориальной целостности.
Помимо всего, вопрос признания крымских татар коренным народом на Украине, это вопрос не только согласия Киева и законодательства Украины, но и международных норм, а согласно им крымские татары не попадают под определение коренного народа. И именно по этой причине статус коренного народа крымские татары, несмотря на все усилия «меджлиса» в международных организациях в украинский период истории Крыма, не получили.
В мае должно состояться заседание Конституционной комиссии в администрации президента Украины, на котором предполагается «обсудить вопрос о создании рабочей группы по подготовке изменений и дополнений к Разделу Х Конституции Украины «Автономная Республика Крым»», которые, конечно, будут касаться вопроса права на самоопределение крымских татар, как коренного народа, и его представительных органов в лице системы курултая и «меджлиса». Но «политические украинцы из Крыма» и «меджлис» не ждут от украинской власти встречных шагов, и поэтому заранее начинают выдвигать ультиматумы: «…если политическая власть не начнет на деле выполнять свои же обещания и обязанности, не исключено, что вскоре требования крымских татар начнут доноситься до президентского кабинета с улицы Банковой. (…) … к ним присоединятся и многие политические украинцы из Крыма». (gazeta.zn.ua)
При этом необходимо понимать, что «фейк» с признанием «меджлиса» это один из элементов игры украинской власти под названием «Стратегия возвращения Крыма». В эту игру Киев, похоже, играть согласен. Понимая это, «меджлис» активно эксплуатирует идею о статусе коренного народа и права на самоопределение как важное условие возвращения Крыма. И украинская власть, пока правда только на словах и в Twitter, это поддерживает, так как эта ситуация не ставит под угрозу межнациональную ситуацию в каком-либо регионе Украины, а касается некоего виртуального будущего «украинского Крыма». Поддерживается все это только на словах и не реализуется в нормативных актах потому, что допуская гипотетическое возвращение Крыма в состав Украины, украинская власть никогда не собиралась и не собирается отдавать его «меджлису». Реализация права на самоопределение в том формате, на котором настаивает «меджлис» нужна только ему, но не Киеву. Для нынешней украинской власти вербальные акты выражения поддержки права на самоопределение крымских татар в форме «создания в Крыму национально-территориальной автономии» – способ давления на международные организации и Россию и попытки реализации «Стратегии возвращения Крыма». Так и остается «меджлис» - непризнанным ни в России, ни на Украине, ни в мире.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs