Украина – удивительное государство, которое живет вопреки логике и пока у нее это получается. В сентябре 2015 года автор говорил об авторитаризме, как варианте выхода из масштабного кризиса: «Украина вплотную подошла к ситуации, когда разорвать круг украинских революций может только современное авторитарное правление, которое обеспечит устойчивое большинство в парламенте, оперативное голосование за необходимые решения в условиях гражданского конфликта и кризиса экономики и, главное, поставит на место радикалов» (interaffairs.ru)
Сегодня никто на место радикалов ставить не собирается. Более того, они продолжают свои действия, которые оказывают все большее влияние не только на идеологию и политику, но и на экономику государства - блокада Донбасса, блокирование работы дочек российских банков. За каждым из таких действий стоят рабочие места для украинских граждан, а вернее, потеря рабочих мест, потеря налоговых поступлений, проблемы и угроза существования если не секторам экономики, то значимым предприятиям.
Но и это еще не все – власть позволяет радикалам объединяться: 16 марта «Свобода», «Национальный корпус» (организация создана на базе батальона «Азов»), «Правый сектор», «Конгресс украинских националистов» (КУН), «Организация украинских националистов» (ОУН), организация «С14» подписали так называемый «национальный манифест». Среди подписантов - организации с профашистской историей (КУН и ОУН), но без достижений в современности, молодые организации прошедшие и организовавшие майдан («Свобода» и «Правый сектор»), и организации, возникшие уже в ходе или после т.н. «революции достоинства», прошедшие в формате добровольческих корпусов через АТО на юго-востоке Украины («Национальный корпус»). Интерес в объединении у правых националистов очевидный – ОУН и КУН придают налет историчности и обеспечивают идеологией, «Правый сектор» и «Национальный корпус» - это боевые отряды националистов. Понятно, что до реального объединения даже подписантов упомянутого манифеста еще далеко, но это может состояться в том или ином формате, например, какая-то организация будет признана ведущей, и растворит в себе остальные. Вариантов такого объединения как минимум два: по технологии Гитлера, физически убравшего Рэма, либо с помощью спонсоров, которые определятся с приоритетной для финансирования структурой.
Надо сказать, что ситуация на Украине и путь некоторых правых лидеров схематично и с большим допуском, но все же напоминает ситуацию Германии 30-х годов прошлого века, путь лидеров НСДАП. У партии Гитлера тогда нашлись спонсоры, увидевшие и получившие позже экономическую выгоду. Есть спонсоры и у украинских националистов. Дмитрий Ярош - ветеран АТО, отец-основатель прошедшего майдан и АТО «Правового сектора», теперь относительно тихо депутатствующий, и Андрей Билецкий («Национальный корпус») - также ветеран АТО, командир батальона «Азов» и депутат Верховной Рады идут путем Адольфа Гитлера, совмещая политическую карьеру с созданием боевых отрядов (украинские штурмовики). Пока лидеры националистов подписывают манифест, штурмовики громят и блокируют отделения дочек российских банков по всей стране, устраивают блокаду Донбасса, а до этого они воевали в АТО. И это сила, с которой уже опасно спорить, которая вскоре будет готова противостоять армии, если она не станет на ее сторону. Классика национал-социализма. Получается - «мини-рейх» как мечта и цель: есть с кем воевать и внутри страны, и за ее нынешними пределами – с непризнанными республиками Донбасса, и воевать можно долго и прибыльно во всех смыслах.
Вернемся к «национальному манифесту». Лидер «Национального корпуса» Андрей Билецкий заявил, что националисты «начинают крестовый поход против власти», а лидер «Свободы» Олег Тягнибок подчеркнул, что «мы не просто координируемся, а объединяем свои усилия». В самом манифесте указано, что Украина должна: (lb.ua):
- направить усилия на создание «Балто-черноморского союза»;
- вернуть ядерный статус;
- разорвать дипломатические отношения с Россией;
- разрешить гражданам владеть огнестрельным оружием;
- законодательно признать «ОРДЛО» оккупированными территориями и разработать реальный план освобождения Крыма и Донбасса и немедленно приступить к реализации его разведывательно-диверсионной, экономической и информационной составляющих;
- очистить от враждебной пропаганды украинское информационное пространство, культивировать традиционные ценности, укреплять национальное сознание и достоинство, обеспечить украинскому языку статус единственного государственного;
- создать единую поместную церковь с центром в Киеве и др.
Завершается манифест так: «Для подтверждения этих положений мы готовы отдать свои силы, имущество, а если нужно – жизнь».
Надо сказать, что социально-политические основания для общественной поддержки украинских националистов существуют, и сформировались они под влиянием коррупционной неуемности власть предержащих при Викторе Януковиче, а после «революции достоинства» коррупционные схемы успешно воспроизводятся представителями новой власти и олигархами. Поэтому в украинском обществе высок запрос на несистемных политиков, образ которых связан с противостоянием власти и «агрессору». Такими политиками, олицетворяющими собой силовой фактор, укрепившийся в украинской политике, являются «АТО-шники». И все они – члены националистических организаций. Как показала блокада Донбасса и блокирование работы дочек российских банков – именно несистемные политики, представляющие националистический спектр и олицетворяющие силовой фактор формируют сейчас и, похоже, будут формировать в ближайшей перспективе политическую повестку на Украине. Таким лидерам стабильность не нужна, их капитал - сила, их стихия и оправдание их существования - кризис, конфликты, война. Все это сейчас на Украине есть, все это никак не контролируется властью, но используется ей в тех или иных политических и экономических интересах.
Вспомним о власти. Ранее ситуация была иной – активисты, радикалы и т.п. группы и персоны были неким авангардом, позволявшим власти тестировать свои действия. Теперь действия власти только подтверждают, что неофициальные националистические силы формируют ее политическую повестку. Ситуацию высшего должностного лица – Президента Украины Петра Порошенко прокомментировал представитель Киева в гуманитарной подгруппе на переговорах в Минске, лидер общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктор Медведчук: «Президент Украины Петр Порошенко имеет политическую волю для выполнения минских соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе и снятия торговой блокады региона, однако у него нет необходимого ресурса». (rian.com.ua) Виктор Медведчук сознательно корректен по отношению к президенту Порошенко, допуская наличие у него политической воли. Но, на наш взгляд, отсутствие ресурса для принятия и обеспечения реализации решений – свидетельство отсутствия политической воли.
Последние примеры того, что власть вынуждена следовать за националистами – 15 марта президент Порошенко ввел своим указом в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о временном прекращении перемещения грузов через линию разграничения на Донбассе. (president.gov.ua) Решение это было принято после начавшейся 25 января железнодорожной блокады Донбасса и привело к энергетическому кризису на Украине, национализации принадлежащих украинским собственникам предприятий на территории ЛНР/ДНР, и … «патриотическому подъему». Судя по сформулированным в указе причинам блокады, президент Порошенко путает причины со следствиями. Причинами транспортной блокады названы «существенное обострение ситуации безопасности в зоне АТО; насильственный захват украинских предприятий; рост угроз экономической и энергетической безопасности Украины, спровоцированный действиями террористов; указ президента РФ о признании выданных «ДНР» и «ЛНР» документов; эскалация агрессии со стороны Российской Федерации против Украины». (lb.ua) Ни один из аргументов не состоятелен. Например, очевидно, что угроза энергетической безопасности Украины возникла вследствие блокады Донбасса, а не стала причиной блокады. Ввод внешнего управления – жизненная необходимость для республик, и никакой «эскалации агрессии» со стороны России нет. Понятно одно, не имея политической воли снять блокаду, власть решила ее возглавить, и теперь, согласно указу Порошенко, с 13:00 15 марта перекрыты все автомобильные и железнодорожные пути, ведущие к линии разграничения.
Следствием блокирования и погромов дочек российских банков на Украине стал указ Порошенко о введении на один год санкций в отношении пяти банков (ПАО «Сбербанк», ПАО «ВиЭс Банк», ПАО «Акционерный коммерческий промышленно-инвестиционный банк» (Проминвестбанк), ПАО «ВТБ Банк», ПАО «БМ Банк»). Санкции предусматривают ограничения на вывод капитала за пределы страны в пользу связанных лиц. И теперь они пытаются продать свой бизнес, но это будет непросто в настоящих условиях. (president.gov.ua) Националисты, за действиями которых просматриваются интересы олигархов, вновь указали власти, что ей делать.
Несмотря на отсылку к Минским соглашениям в указе Порошенко, блокада Донбасса вызвала недоумение в Европе. Глава представительства Евросоюза в Украине Хюг Мингарелли заявил, что решение Киева об установлении блокады Донбасса противоречит предыдущей политике украинского правительства, которую разделяли в ЕС. До сих пор украинская власть по отношению к территории Донбасса использовала инклюзивный подход при одновременной борьбе с контрабандой. Инклюзивный подход обеспечивал решение гуманитарных проблем населения Донбасса, а также положительно влиял на экономическую ситуацию. Решение СНБО было для ЕС неожиданным. «Для формулирования окончательной позиции мы должны получить объяснения от украинских властей по многим вопросам», - заявил Мингарелли. (comments.ua) Такая реакция неудивительна, игры «патриотов», а вернее националистов, Европе понять трудно, тем более, когда власть легализует своими решениями их действия, выходящие за рамки законов.
Порошенко чувствует угрозу своему президентству, и для него это внутренние угрозы. Поэтому президент Украины пытается нанести превентивные удары и клеймит всех заинтересованных в досрочных парламентских выборах, кто может вырвать из-под него парламентское большинство, «агентами Кремля». По этой логике в «агентах Кремля» и националисты, и «Блок Юлии Тимошенко», и «Оппозиционный блок», и «Самопомощь», а это создает для Порошенко ситуацию круговой обороны. В такой ситуации обороняться можно путем политического торга, если на него пойдут, подкупа или наступать авторитарными методами на всех своих противников, используя административный ресурс президента и силовые структуры для скрытого (давление на спонсоров и источники финансирования политических противников) и открытого давления.
Но, несмотря на все возможности, шанс стать реальным лидером Порошенко утратил. Еще год назад, после отставки Яценюка, имея большее доверие граждан, поддержку олигархов, которые были готовы к конструктивному диалогу с президентом о разделе сфер влияния в бизнесе и политике, он мог закрепить в парламенте большинство, включить силовой ресурс для демонстрации силы официальной власти. Сейчас время упущено, власть следует указаниям националистов, которые завоевывают авторитет в обществе, имеют представителей в парламенте, организованы и вооружены. Если на Украине помнят историю, то политики, интеллигенция и общество должны понимать, что страна стала на путь к диктатуре.
Вот только как отнесутся к украинской диктатуре другие страны? Украина не та страна, которая в XXI веке может предложить правовую систему, соответствующую времени, международному праву и защищающую права человека.
Тогда остается другой вариант, который тоже не может быть панацей – введение внешнего управления, которое возможно в нынешнем мире только путем согласования интересов многих субъектов международной политики в лице заинтересованных стран и международных организаций. Но это противоречит националистическим идеям, которые сейчас превалируют в украинской политике.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs