Фото автора
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев провел встречу с делегацией Кнессета Государства Израиль во главе с Ицхаком Герцогом. Сам Ицхак Герцог – это сын президента Израиля 1980-1990-х годов Хаима Герцога, о чем гость напомнил в начале беседы. Делегация представляет коалицию оппозиции правительству Израиля в парламенте – Кнессете.
С российской стороны во встрече приняли участие первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров и член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков.
Константин Косачев приветствовал гостей и отметил, что в последнее время контакты с израильским Кнессетом носят регулярный характер. Большую роль в развитии этих контактах сыграл визит председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в Израиль в прошлом году. «Повестка дня на наших встречах не становится более короткой. Вопросов для обсуждения более, чем достаточно», сказал председатель комитета Совета Федерации по международным делам.
Далее Константин Косачев сказал гостям вот о чем.
Мы понимаем роль государства Израиль и народа Израиля в решении всех без исключения вопросов региональной и глобальной повестки дня международных отношений.
В каких-то вопросах наши позиции совпадают. По другим вопросам мы продолжаем спорить друг с другом. Основополагающие интересы России и Израиля друг другу не противоречат.
И Израиль, и Россия становились неоднократно объектами террористических атак. Эта проблема приобрела глобальный международный характер. И её решение возможно только совместными усилиями.
По вопросу действий России в Сирии у нас существует полный общепартийный консенсус различных политических партий в отношении политики Президента и Правительства России. В основе этой всенародной поддержки есть понимание того, что Россия решает в Сирии вопросы, связанные с обеспечением нашей собственной национальной безопасности.
Мы готовы к взаимодействию с самыми различными силами, даже противостоящими на противоположных позициях. Очевидным примером этого является последняя договоренность в «треугольнике» Россия-Турция-Иран по содействию прекращения боевых действий в Сирии и достижению перемирия, - отметил, в частности, Константин Косачев.
Спустя некоторое время прессу поблагодарили и попросили покинуть зал переговоров. Но то, что журналисты услышали со стороны делегации гостей, требует, как представляется, не только тщательного изложения, но и некоторых коротких комментариев. Опираюсь на перевод, который прозвучал в зале под запись.
Ицхак Герцог, глава делегации Кнессета Израиля, начал с того, что напомнил: «Мой отец был Президентом Израиля с 1983 по 1993 год. Эти годы в истории России нельзя назвать спокойными. Отец был тем президентом, который принимал верительные грамоты первого посла СССР в Израиле Александра Бовина, ставшего через некоторое время послом Российской Федерации. Сегодня здесь я возглавляю самый сильный «альтернативный блок» Кнессета, то есть, оппозицию правительству.
Мы с уважением относимся к тому статусу, который занимает Российская Федерация, в принципе, а, особенно, в последнее время, в мире и на Ближнем Востоке. Считаю, что Россия под руководством президента В.В. Путина может привести к изменениям на Ближнем Востоке и к миру на Ближнем Востоке.
Несмотря на то, что мы представляем другую политическую платформу, я постараюсь объяснить, в чем схожесть и в чем разница в наших позициях с правительством. Все что касается Ирана, этого фактора, который вносит нестабильность и является угрозой всему региону Ближнего Востока, здесь нет никакой разницы во взглядах правительства и нашей оппозиции. С этой точки зрения мы рассматриваем сотрудничество Сирии, Ирана и «Хизбаллы» (ливанское военно-политическое движение, сформированное на базе исламского шиизма, которое дало эффективный отпор израильской интервенции в Ливан несколько лет назад, а сегодня воюет в Сирии против ИГИД/ДАИШ и поддерживает правительство Асада – С.Ф.), как очень опасный союз.
Нас тревожит тот факт, что российское оружие, которое поставляется в Сирию, различными путями попадает в руки «Хизбаллы». И, как показывает ситуация на наших северных границах, «Хизбалла» для нас является фактором угроз.
И ещё один союзник «Хизбаллы» - ХАМАС (наиболее радикальная часть палестинского движения сопротивления – С.Ф.), который находится на юге от нас (сектор Газа – С.Ф.). И он также поддерживается Ираном, и у них общая цель с «Хизбаллой» - уничтожение государства Израиль. (На территории ХАМАС побывал ранее и эмир Катара, который привез немалую помощь, но к Катару претензий нет – С.Ф.). Нахождение «Хизбаллы» на Голанских высотах это – пересечение «красных линий». (Голанские высоты – это территория Сирии, захваченная Израилем уже десятки лет назад, и удерживаемая, вопреки решениям ООН о необходимости уйти с оккупированных земель – С.Ф.)
С другой стороны, есть понимание суннитских стран нашего региона (намек на раскол суннитов и шиитов – С.Ф.), которые стремятся к миру с Израилем и сотрудничеству и с Россией, и с Соединенными Штатами Америки для того, чтобы добиться мира с палестинцами.
В моем понимании вы можете быть тем позитивным фактором, который способен собрать вместе и усадить за стол переговоров стороны конфликта – те страны, которые настроены «умеренно» (в отношении Израиля – С.Ф.), для того, чтобы получить результат. Вы можете использовать Ваше влияние на палестинцев, чтобы усадить их за стол переговоров». (США усаживали за стол переговоров Израиль и Палестину не раз, безо всякого участия Москвы. Теперь просят Москву – С.Ф.).
После этого взял слово член Кнессета Хилик Бар, которого представили, как бывшего до недавнего времени генерального секретаря партии «Авода»: «У нас нет никаких расхождений в оппозиции с правительством Израиля относительно отношений с Россией. Наши основные разногласия с правительством в том, когда, где и как надо проводить переговоры, и как вести переговорный процесс, чтобы прекратить конфликт (палестино-израильский – С.Ф.) миром. Я представляю то парламентское объединение, которое занимается вопросами урегулирования израильско-палестинского конфликта.
Сегодня все в Кнессете понимают, что есть две возможных альтернативы урегулирования. Либо «два государства для двух народов», либо «одно государство – двунациональное». (Только что мы разбирали подробности этой совершенно новой инициативы – «одно государство для двух народов» – в отношениях израильтян и палестинцев в материале «”Арабская весна”. Закат», и вот – об этом плане уже открытым текстом говорит в Москве влиятельный депутат Кнессета – С.Ф.).
И все понимают, что «два государства для двух народов» - это лучший вариант для всех. Идея «одного государства для двух народов» вредит обоим народам: палестинцам, поскольку лишает их возможности иметь свое собственное государство, а евреям это вредит потому, что мешает тому, что лежит в основе сионизма.
Важный вопрос, который задают: «А подходящее ли сейчас время, а есть ли у нас партнер на противоположной стороне?» Наша точка зрения в том, что время всегда – то «подходящее», то «неподходящее», – а партнер не бывает идеальным. И надо заниматься всем «здесь и сейчас» с тем партнером, который есть.
Относительно того, какие шансы существуют? Существует саудовская мирная инициатива, которой исполнилось тринадцать лет, и пришло время ответить на неё. Таким образом перевести тему израильско-палестинского конфликта на более широкий уровень».
Не случайно израильский гость напомнил именно об этой давней саудовской инициативе. Хотя с тех пор были и иные планы урегулирования – уже ясно, что отношения между Израилем и Саудовской Аравией переживают трансформацию в сторону от вражды к сотрудничеству, о чем мы писали в том же недавнем комментарии «”Арабская весна”. Закат», а потому и важно для Израиля делать жесты примирения в сторону Саудии.
В заключение процитируем фразу из названного выше комментария, подтверждение которой автор увидел сегодня на переговорах в Совете Федерации: «В треугольнике интересов Израиль-США-Палестина появляется «революционная идея», которая совершенно не совпадает с решениями ООН от 1947 (резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 181 года) о создании в Палестине двух независимых государств – палестинского и еврейского, но весьма интересна с точки зрения материальной реализации этой новой идеи в условиях «пост-арабской весны».
В условиях, когда палестинцам неоткуда ждать поддержки, поскольку все их союзники из числа арабских стран, поддерживавших палестинцев в конце ХХ века, «размазаны катком “арабской весны”». Израиль дождался, похоже, своего часа, чтобы решить «палестинский вопрос».
Написано было, как мнение.
А сегодня видна реальная политика, когда уже в Кнессете обсуждают этот план, и теперь привезли его в Москву на представление. Иначе бы не озвучивали в присутствии прессы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs