Одним из непосредственных и потенциально непредсказуемых следствий развития ситуации как в Европе, так и в США, может оказаться значительное укрепление позиций американского капитала в странах ЕС. И речь идет не о рутинных инвестициях американских компаний в европейские энергетические и инфраструктурные проекты и даже не о более активном участии Международного валютного фонда в финансировании «проблемных» государств еврозоны, а о принципиально ином шаге – массовой скупке американскими банками банковских структур в ведущих европейских странах. Аналогичные процессы активно происходили после окончания первой мировой войны, когда США, разбогатевшие на военных заказах и кредитах, фактически установили тот самый контроль над Европой, который позднее материализовался в НАТО, идее трансатлантической солидарности и иных институциональных и неформальных механизмах.
Сейчас же «на кону» у президента США Дональда Трампа - тесно связанного с определенными национальными финансовыми структурами (в том числе с одним из крупнейших мировых инвестиционных банков Goldman Sachs Group, Inc.) – возможность попытаться установить прямой контроль над ведущими европейскими банками, и вряд ли он откажется от подобной идеи.
«Нет ничего более преступного для финансового благополучия, чем придумать отличную идею и не удосужиться реализовать ее» - любит напоминать своим оппонентам нынешний президент США. И масштабные комбинации на европейском банковском поле отвечают подобному подходу как нельзя лучше. Тем более, что «стартовые возможности» у США сегодня явно неплохие. По свидетельству основателя одного из ведущих международных хедж-фондов Algebris Investments Давида Серра, американские банки с 2008 года нарастили большое конкурентное преимущество по сравнению с европейскими и могут начать покупать их.
В списке первых возможных приобретений уже фигурирует крупнейший итальянский банк UniCredit. В декабре 2016 года данный банк сообщил, что для его «спасения» необходимо привлечь дополнительный капитал в размере 13 млрд. евро. В капитале третьего по размеру активов итальянского банка Monte Paschi объем просроченных кредитов составляет 8,8 млрд. евро. Этот банк пока решено национализировать на средства итальянского правительства и держателей субординированных облигаций. Однако начатый в декабре 2016 года процесс уже застопорился. Еще хуже ситуация в Италии с региональными банками. В ноябре 2015 года правительству пришлось экстренно спасать опять-таки за счет средств бюджета три подобных банка – Banca Marche, Banca Etruria и CariChieti. Однако правительственные меры оказались недостаточными, и теперь уже банк UBI Banca в качестве антикризисной меры согласился попросту купить три финансовых учреждения за символическую сумму в один евро.
У американских банков подобных финансовых проблем и препятствий нет – да и с политической точки зрения им не придется искать консенсус наподобие того, которым обставляется любое решение на уровне Евросоюза.
Какие еще европейские банки могут перейти под американский контроль уже в 2018 году – именно этот срок называют аналитики Algebris Investments применительно к покупке европейских финансовых структур американским капиталом? Если назвать конкретные финансовые институты пока не представляется возможным, то география просматривается уже сегодня. Это те страны, в банковской системе которых накоплено наибольшее количество «плохих» (просроченных) кредитов в процентах к совокупным банковским портфелям. Список возглавляют Греция и Кипр, в портфелях которых просроченные кредиты превышают долю в 40% (у Греции она даже выше 45%). Далее идут португальские банки со средним показателем 20% и Италия, в банковской системе которой накоплено свыше 15% «плохих» кредитов. (vedomosti.ru)
При этом в среднем по всему Евросоюзу вышеуказанный показатель составляет немногим более 5% - что чуть меньше, чем доля просроченных кредитов в испанском банковском секторе – который традиционно также считается неблагополучным.
Таким образом, по состоянию на сегодняшний день потенциальными фигурантами сделок по ускоренному поглощению европейских банков американскими финансовыми монстрами могут стать структуры Греции, Кипра, Португалии и Италии. Однако и остальным расслабляться не следует. По имеющейся информации, американские покупатели намерены дождаться результатов предстоящих в текущем году всеобщих выборов в Нидерландах, Франции и Германии. Ощутимый успех на них радикальных сил и евроскептиков может еще сильнее расшатать финансовую систему ЕС в целом и еврозоны в частности – что соответствующим образом скажется на продажной цене банковских активов. И тогда предметом купли-продажи могут стать испанские, германские и французские банки – тем более что их положение выглядит стабильным лишь по европейским меркам. В сравнении же, к примеру, с США и Японией доля просроченных кредитов на балансах германских банков примерно в два раза выше. Согласно данным ЕЦБ, в настоящее время на балансах банков еврозоны накопились «проблемные» ссуды на общую сумму в 1,06 трлн евро, что составляет 5,4% их совокупного кредитного портфеля. К проблемным кредитам ЕЦБ относит такие, по которым заемщики не платят три месяца и более.
В итоге Европейский центробанк заставляет банки, у которых много «плохих» кредитов, держать на балансовых счетах больше капитала. Тем самым вновь создается замкнутый круг, поскольку подобная практика тормозит европейскую экономику, заставляя банки выделять меньше средств на новые ссуды – в том числе в рамках инвестиционных проектов. (vedomosti.ru)
Разумеется, нельзя сказать, что европейские политические и финансовые власти игнорируют серьезность положения. О том, что проблема требует «срочного решения», заявил еще в конце января текущего года председатель Европейского банковского управления (EBA) Андреа Энрия. «Какая-то поддержка государственного сектора в этом вопросе потребуется» - развивает тему председатель Европейского стабилизационного механизма Клаус Реглинг.
Однако предлагаемые ими решения проблем банковского сектора пока выглядят маловразумительными. Один из подобных проектов - конкретные детали которого должны быть еще проработаны – предусматривает создание в еврозоне одного крупного «проблемного» банка, который будет выкупать просроченные кредиты. При этом, как признают источники в европейских финансовых структурах, у самого EBA нет полномочий для того, чтобы самостоятельно создавать подобную структуру. Это может сделать Совет ЕС при условии предварительной поддержки со стороны всех стран-членов еврозоны.
А против уже высказалась Германия. Как заявил анонимный источник в германском правительстве, «непонятно, какова будет добавочная стоимость европейского «плохого» банка». При этом в ведомстве федерального канцлера Ангелы Меркель поставили любимый вопрос о том, почему вся еврозона (и прежде всего, сама Германия) должна рефинансировать «плохие» кредиты, актуальные только для нескольких стран, которые и без того получают финансовую помощь в рамках Европейского кредитного механизма и кредитных траншей по линии ЕЦБ и МВФ. В марте 2017 году как раз исполняется два года с тех пор, как Европейский центральный банк начал программу денежного стимулирования с целью ускорить экономический рост и инфляцию в еврозоне. В ходе нее он приобрел активы уже более чем на 1,5 трлн. евро. В текущем году ЕЦБ намерен приобрести облигации еще на сумму в 780 млрд. евро. (vedomosti.ru)
Однако в результате долговой кризис никуда не делся. Не случайно как раз в те дни, когда Европейское банковское управление озаботилось созданием единого «плохого» банка еврозоны, специальная комиссия парламента Нидерландов приступила к исследованию вопроса о возможных плюсах и минусах выхода страны из зоны евро. Указанное расследование, к слову, не на шутку переполошило Германию. Местные средства массовой информации забили тревогу - явно держа в голове предстоящие немецкие выборы. «Нидерланды - завидная нация, даже с точки зрения Германии. Уровень безработицы в стране составляет 5,4%, экономический прирост - около 2%, и экспорт на душу населения вдвое больше, чем в Германии. Статистически голландцы на 8% богаче, чем немцы, даже обогнали немцев в рейтинге Всемирного экономического форума и считаются лучше подготовленными к цифровому периоду. То есть, «Нидерланды - образцово-показательная страна зоны евро» - констатирует, в частности, газета Die Welt и грустно заключает: «Если даже эта образцовая страна недовольна своей общей валютой, это роковой сигнал для валютной зоны. Дискуссия уже началась, и, как ожидается, это обеспечит поддержку силам, выступающим против евро». А лондонский еженедельник The Economist откровенно называет усилия ЕС и ЕЦБ по спасению Греции и других «проблемных стран» еврозоны «сизифовым трудом». (welt.de)
«Долговой кризис возвращается» - солидарно с ними швейцарское издание Neue Zuercher Zeitung. (nzz.ch)
И похоже, что европейцам скоро впору будет уповать не на ЕЦБ, а на Уолл-стрит и американские банки.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs