Фото: Эхо Петербурга
Эксперты отмечают, что Белоруссия переживает непростые времена в экономической сфере. Наблюдается спад по главному макроэкономическому показателю страны – ВВП. Кроме того, отмечаются определенные проблемы в деле построения Союзного государства (СГ).
На площадке НИУ Высшей школы экономики прошел научный семинар: «Белорусская экономика: вчера, сегодня, завтра», в рамках которого эксперты-экономисты порассуждали над спецификой белорусской экономики, источниками экономического кризиса и о характере российско-белорусских отношений.
В мероприятии приняли участие эксперты из НИУ ВШЭ, Института экономики РАН, РАНХиГС при Президенте РФ, Научно-исследовательского центра Мизеса, Белорусского государственного университета и Фонда «Народная дипломатия».
Специфика белорусской экономической модели
Официально белорусская экономика считается рыночной, где представлены все атрибуты рыночных институтов: многоформатность бизнеса; достаточно серьезная дифференциация по формам собственности; многоукладность. Тем не менее, профессор, заведующая отделом экономики Института стран СНГ и ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Аза Мигранян охарактеризовала экономическую модель Белоруссии как государственно-управляемую «рыночную модель», которая основана на централизации, индикативном планировании, очень жестком распределении ресурсов и мощном государственном регулировании.
А. Мигранян отмечает, что на момент 2012 года на базе данных Европейского банка, МВФ и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) вырисовывается очень интересная модель по формам собственности: «Более 80% форм собственности являются частными (малый, средний, крупный корпоративный бизнес). Однако в корпоративном бизнесе высока доля предприятий, в которых либо контрольный пакет, либо достаточно большая доля акций принадлежит государству. Государство сохраняет за собой возможности упразднения и распределения ресурсов. Ещё одна особенность – сохранение государственных приоритетов над интересами бизнеса и рыночной системы хозяйствования.
Также белорусскую экономику, по мнению эксперта, отличает достаточно высокий уровень налогообложения и при этом высокий уровень доли государственных расходов.
Сфера государственной ответственности абсолютна, она распространяется на социальное обеспечение и регулирует все трудовые отношения: антимонопольные, корпоративные, таможенное право, интеллектуальную собственность – все сферы жизнедеятельности. С одной стороны – это конкурентное преимущество белорусской экономики, с другой – ее ахиллесова пята. Именно высокий уровень государственного присутствия, как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения осуществления регуляционных функций, накладывает на госбюджет очень высокие обязательства. Соответственно, при относительно развитой доли предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса, при формировании после 2012 года валютного рынка и рыночных отношений в области движения и обмена валютных средств, присутствует директивное планирование, постоянное увеличение административных ограничений и налогообложения.
Одной из главных негативных последствий подобной экономической политики А. Мигранян называет серьезный уровень внешней задолженности. Внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2017 года составил $13,6 млрд, увеличившись с начала 2016 года на $1,199 млрд, или на 9,6%[1].
Еще одним негативным последствием текущей экономической модели эксперт называет «накачивание» абсолютных величин (объемов производства, ВВП), что ведет к падению технологического качества и конкурентоспособности белорусской продукции.
Взгляд белорусской оппозиции на экономику
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, белорусский политик и экономист Ярослав Романчук рассказал об источниках ослабления белорусской экономики. Он выдвинул тезис о том, что не внешние факторы (изменение цен на нефть, мировой финансовый кризис и т.д.), а особенности функционирования белорусской экономической модели – основная причина ее падения. «Это саморазрушение. По всем макроэкономическим показателям наблюдаются темпы снижения. Падение экономики почти на 38% за два года. В Белоруссии идет деиндустриализация, потеря выпуска промышленных товаров составляет почти 26 млрд долларов (39%)», - отмечает эксперт.
По мнению Я. Романчука, белорусская экономическая модель ремонту не подлежит, так как старые источники роста экономики иссякли. Кроме того, он отмечает, что при нынешней налоговой, регуляторной нагрузке на частный бизнес обеспечить инклюзивный, быстрый, долгосрочный экономический рост невозможно.
По данным эксперта, ВВП Белоруссии в 2014 году составил 75921 млн долл., в 2016 – 47200 млн долл., потеря – 28632 млн долл. (-37,8%). Также эксперт отмечает, что промышленное производство c 2014 года сократилось на 39,3%, а экспорт товаров с 2014 года сократился на 31,9 %.
Тем не менее, нельзя сказать, что белорусская экономика находится полностью в минусе, есть и положительные стороны. Объем продукции промышленности в январе 2017-го года увеличился по сравнению с январем 2016-го года на 5,9%. Здесь отличилась обрабатывающая промышленность, прибавившая 8,5%. Химическое производство приплюсовало 31%. Рост наблюдается в 10-ти из 13-ти отраслей. Вырос и объем продукции сельского хозяйства во всех категориях. Прибавка составила 1,9%[2].
Проблема не экономическая, а идеологическая
Профессор Белорусского государственного университета, экс-заместитель директора ИАЦ (информационно-аналитического центра) при Администрации Президента Белоруссии Лев Криштафович считает, что экономический кризис Белоруссии лежит не только в узкой экономической плоскости, но и идеологической.
«Свобода, свобода, долой государство – вот основная идея той части наших экономических экспертов и в целом той политической элиты, которая рассматривает белорусскую модель, белорусский путь как саморазрушающийся. Однако не белорусская модель саморазрушается, разрушаются иллюзии, которые были заимствованы из западных учебников», – отметил Л. Криштафович.
Эксперт уверен, что экономический кризис – следствие идеологического. «Если мы не осуществим радикальную переориентацию нашего сознания с ученического подхода, мы будем всегда находиться в состоянии определенных кризисных моментов. Пока мы пребываем в позиции учеников Запада, мы находимся в ситуации безальтернативного мышления, поэтому никаких возможностей выйти на нормальную траекторию экономического развития не будет с этой точки зрения», – заключил эксперт. Так же ключевым тезисом его выступления было то, что белорусский путь экономического развития должен быть вместе с Россией.
Российско-белорусские отношения
Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭАндрей Суздальцеввыявил некую цикличность кризисов в российско-белорусских отношениях, с которыми страны сталкиваются каждые 2-3 года.
Эксперт отметил несколько проблемных сфер, вызывающих трения в отношениях России и Белоруссии: во-первых, согласование цены поставки российского природного газа и нефти; во-вторых, условия транзита российской нефти по территории Белоруссии; в-третьих, предоставление кредитов; в-четвертых, контрабанда санкционных товаров.
Эксперт РАНХиГС при Президенте РФ. Владислав Гинько считает важным не повторить с Белоруссией тех же ошибок, что и с Украиной. На его взгляд, Киев был «проигран» идеологическим образом, так как, невзирая на российскую финансовую поддержку, предпочел сотрудничество с Брюсселем, нежели с Москвой. Эксперт уверен, что никакие деньги (субсидии, кредиты) не решают вопрос: какой внешнеполитический или внешнеэкономический вектор изберет для себя страна.
В. Гинько отмечает, чтоМосква не научились подавать сотрудничество с Россией другим странам «вкусным» образом: «Мы датируем, даем субсидии, но не умеем подавать преимущества работы с нами».
Эксперт призывает больше уважать собственную экономическую политику, а также вести разъяснительную работу для белорусского общества на тему того, что из себя реально представляет свобода торговли и инвестиций в рамках ЕС, которой на самом деле, по его мнению, не существует. В. Гинько привел пример Украины, которая после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС столкнулась с проблемой квот, а также напомнил об антидемпинговых мерах, которые ЕС применила в отношении российской и китайской стали. «Тех свобод, которые декларируют европейцы, не существует», – подчеркнул эксперт.
Союзное государство
Эксперт Фонда «Народная дипломатия» Кирилл Аверьянов-Минский в начале своего выступления напомнил историю российско-белорусской интеграции, которая началась в апреле 1996 года. В это время Президент РФ Б.Н.Ельцин и Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко подписали договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, в котором декларировалась глубокая политическая и экономическая интеграция двух государств. В 1997 г. между странами был подписан договор о Союзе России и Белоруссии, а в 1999 году договор о создании Союзного государства, который вступил в силу в 2000 году. Позже, в 2010 году на территории России, Белоруссии и Казахстана начал действовать таможенный кодекс Таможенного союза, что положило начало активным интеграционным процессам на евразийском пространстве, которые в итоге в 2015 году привели к созданию ЕАЭС (куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения). Таким образом, интеграция России и Белоруссии сегодня имеет два уровня – союзный и евразийский.
Отвечая на вопрос, что обусловило объединение России и Белоруссии, К. Аверьянов-Минский выделил несколько факторов:
-
экономический (Белоруссия была «сборочным цехом» СССР);
-
исторический;
-
отсутствие языковой дистанции и культурная близость;
-
политический (в 1996 году в ходе своей предвыборной кампании Б.Н. Ельцин, «искупая беловежский грех», начал выступать за российско-белорусскую интеграцию).
По мнению эксперта, договор о создании СГ, который в 2000 году вступил в силу, до сих пор является нереализованным: «Такая расхожая фраза, что мы живем в союзном государстве – это все-таки немного пропагандистский блеф. Если мы откроем текст договора, то увидим, что у России и Белоруссии должна быть единая валюта, единое гражданство, единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, создание наднациональных органов (двухпалатного парламента), одобрение на референдуме двух стран конституционного акта, определяющего устройство в союзном государстве. Соответственно после принятия этого акта должны были быть внесены изменения в национальные конституции. Эти пункты сегодня не реализованы, и если оценивать договор о создании союзного государства с юридической точки зрения, то мы можем сказать, что он предполагал создание конфедерации с постепенным преобразованием ее в “мягкую” федерацию. Этого не произошло». К.Аверьянов-Минский считает, что Союзное государство существует только на бумаге.
Однако нельзя сказать, что Союзное государство – это провалившийся проект. Уже сегодня функционирует единое социальное поле для граждан Белоруссии и России, которое подразумевает возможности свободного передвижения (отсутствуют пограничный и таможенный контроль), возможность медицинского обслуживания, свободы выбора места работы, места жительства, места учебы. То есть созданы такие условия, при которых белорусы в России и россияне в Белоруссии не чувствуют себя иностранцами. В интервью для журнала «Международная жизнь» начальник аналитического отдела Постоянного Комитета Союзного государства России и Белоруссии Александр Стоппе отметил: «Союзное государство – это проект, находящийся в процессе строительства. Многие аналитики его критикуют, находят больше отрицательных, чем положительных моментов. Конечно, есть сложности. Модели российской и белорусской экономики несколько отличаются, поэтому не все законы, нормативные акты сбалансированы, отсюда возникают проблемы. Однако ничего трагичного я не вижу. Мы проходили через молочные, твороженные и др. конфликты. В настоящий момент продолжается работа по созданию единого интеграционного пространства. А сделано очень много, например, в области социальной интеграции. Больше половины населения Белоруссии поддерживают СГ, включая молодежь. Белорус запросто может поступить в любой вуз России. Есть определенные трудности с ЕГЭ, но эта проблема решается. Нет проблем с медицинским обслуживанием, переводом пенсий, устройством на работу».
***
Белорусская экономическая модель имеет свои плюсы и минусы. Такую же оценку можно дать и характеру российско-белорусских отношений, в которых есть свои проблемы и успехи.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs