Несколько лет назад пресса в Океании сообщила о тенденции к увеличению количества мусульман в этом регионе планеты. Речь шла о таких островных государствах, как Новая Каледония, Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Самоа, Соломоновы острова и т.д.
Мальдивские острова уже называют местом, где правит фундаменталистский режим, установивший жёсткие правила поведения мусульман в этом туристическом раю (1). Эти явления ускользают от внимания туристов, проживающих в районах, где эти правила не действуют.
Радикализация Мальдивских островов началась в 1990-е, с наплывом проповедников из Саудовской Аравии. Сейчас ваххабитский ислам имеет на Мальдивах своих приверженцев. Этому способствует также наплыв иностранной рабочей силы из бедных мусульманских стран, таких как Бангладеш.
Около 20 выходцев с Мальдив встали в ряды ИГИЛ, и воюют в Сирии против правительственных войск. Двое совершили теракты, став "шахидами" (1). Некоторые указывают цифру в 200 чел., и даже выше, что превращает Мальдивы в главного поставщика пушечного мяса для исламистов в расчёте из численности населения (2).
Не исключается возможность совершения террористических актов на Мальдивах. Их целью может стать туристическая инфраструктура, в т.ч. около ста туристических комплексов, которые физически невозможно защитить. При этом экономика островов на 90% зависит от туризма.
Тревогу по поводу растущего числа исламских радикалов выказывали главы некоторых протестантских церквей на Самоа, вплоть до призывав запретить мусульманам въезд на остров (3).
На Таити местные жители в 2014 г. провели акцию протеста против строительства первой на острове мечети.
Таити входит в заморское сообщество Французская Полинезия, для которой проблема проникновения радикальных версий ислама усугубляется той лёгкостью, с которой французы алжирского, тунисского происхождения могут здесь поселиться. Упомянутая выше антиисламская демонстрация на Таити проводилась как раз против действий имама-алжирца, приехавшего из Франции.
Франция превратилась в щедрого поставщика носителей радикального ислама, и надеяться на приостановку исламской иммиграции в Полинезию не стоит, хотя на данный момент полинезийское общество достаточно мобилизовано в своих антиисламистских настроениях.
Немало мусульман Океании стали, собственно, мусульманами в последние два-три десятилетия. Например, на Маршалловых островах первые современные мусульмане появились как результат работы приезжих проповедников в 1990-х. В столице Маджуро в 2012 г. была открыта мечеть – единственную на всю Микронезию. Самая крупная мечеть в Океании находится в новозеландском Окленде.
По прогнозам аналитиков, численность мусульман в Азиатско-Тихоокеанском регионе к 2030 г. достигнет 1 млрд.300 млн., но будет расти медленней, чем в предыдущие годы. Основной вклад в рост мусульманского населения внесут Пакистана, Бангладеш, Индия, Индонезия, Малайзия (4).
К слову, Малайзия занимает второе после Саудовской Аравии место по активности, проявляемой на поприще распространения ислама в АТР. В тоже время, Папуа - Новая Гвинея обязана появлению ислама индонезийским проповедникам. С учётом существующей в Индонезии угрозы радикального ислама, для Папуа – Новой Гвинеи это несёт с собой определённые риски.
В АТР есть два главных союзника США в регионе - Новая Зеландия и Австралия, что делает регион ещё более привлекательным для исламистов.
С другой стороны, в регионе стремительно усиливается влияние Пекина, и, возможно, в будущем мы будем свидетелями очередной кампании Запада против исламистов в этой точке планеты, и, как следствие, увеличения здесь военного присутствия западных стран. Но истинные цели этой кампании будет другими.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs