Не так много стран вызывают позитивное удивление и уважение своим отношением к происходящим в мире глобальным переменам. Возможно, одно из первых мест занимает в этом отношении Грузия – государство, конституционно ориентированное на евроатлантическую интеграцию, где политические силы соревнуются в прозападной риторике и где, тем не менее, несмотря на жесточайшее давление того же Запада, отказались не только от открытия против России “второго фронта”, но и от санкционной войны с ней.
Грузия не стала присоединяться к финансовым и экономическим санкциям Запада против Российской Федерации, республика хоть и соблюдает все международные рестрикции, чтобы самой не попасть под их же действие, но не вводит национальные ограничения против РФ по примеру других государств.
Непокорность антироссийским требованиям ЕС и США и то, что “небольшая страна и её правительство имеют мужество сказать, что будут руководствоваться своими интересами”, по выражению главы МИД РФ Сергея Лаврова, “вызывают уважение”.
Аналогичные оценки высказывались и высшим политическим руководством России.
Прагматичная и благоразумная политика позволила Грузии достичь win-win ситуации в контактах и с Россией, и с Западом. После краха режима Саакашвили правительство “Грузинской мечты” использовало любые шансы для укрепления страны и улучшения внешнеэкономических связей. Будучи единственным открытым маршрутом в направлении Восток-Запад на Южном Кавказе в условиях армяно-азербайджанского конфликта и напряженных отношений Тегерана с Баку, правительство Грузии обеспечило участие в таких глобальных экономических проектах, как Южный газовый коридор для импорта азербайджанского газа в Европу, а также эксплуатации железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Это направление стало для Грузии входным билетом в межрегиональные транспортные проекты Китая (“Один пояс – один путь” и “Срединный коридор”), благодаря возможности перевозить грузы по железной дороге из Баку как в Турцию, так и в грузинские порты.
При этом с 2009 года Грузия является членом Восточного партнерства, в котором она регулярно представляется как страна, наиболее продвинувшаяся на пути реформ. 27 июня 2014 года Грузия подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, включающее Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. С 28 марта 2017 года вступила в силу либерализация визового режима для краткосрочного пребывания граждан Грузии в Шенгенской зоне.
Как и любую другую страну, предпочитающую суверенитет внешнему контролю, Запад все таки заставил Грузию заплатить свою цену за непокорность. Несмотря на то, что Грузия всегда выполняла все требования евроструктур по реформам, 17 июня 2022 года Урсула фон дер Ляйен сообщила, что Еврокомиссия не будет рекомендовать предоставить Республике статус кандидата в члены Евросоюза на грядущем саммите ЕС, в отличие от Молдовы и Украины. Так и произошло: Молдова и Украина стали кандидатами, а Грузия получила список из 12 пунктов, обязательных для исполнения, как считают в Брюсселе.
А на днях появилось сообщение, что представительству ЕС в Тбилиси выделены значительные средства на поддержание и координацию анти правительственных манифестаций. Каждому из участников антиправительственных выступлений намечено выплачивать до 120 евро за день “работы”, - говорится в сообщении СВР России. Отмечается, что в случае попыток грузинских властей заблокировать финансирование протестных акций, ЕС даже рассматривает возможность доставки наличных средств в Тбилиси из посольств европейских стран, расположенных в Армении.
Почти одновременно с этой информацией спикер грузинского Парламента Шалва Папуашвили указал на намерения Литвы, Латвии и Эстонии нанести вред Грузии и использовать её как оружие против России.
Власти Грузии регулярно критикуют послов ЕС, Франции, Германии и некоторых других за вмешательство во внутренние дела страны.
Послы западных стран не имеют права вести себя в Грузии как генерал-губернаторы, заявили 13 марта в Парламенте Грузии, а чуть позже даже предложили странам ЕС компенсировать Тбилиси убытки, принесённые протестными акциями оппозиции.
“Некоторые послы, приезжая сюда, думают, что они генерал-губернаторы и верховные главнокомандующие, потом они удивляются, когда их ставят на место, объясняя, что не всё им тут решать”, - сказал Папуашвили, добавив, что “послы пытаются определять внутреннюю политику Грузии, на что им никто не давал права”.
В Соединенных Штатах 27 марта состоится заседание комитета Сената США по международным делам, где рассмотрят законопроект MEGOBARI Act, инициированный в ответ на “упадок демократии в Грузии”.
Этот законопроект предполагает введение масштабных санкций против грузинского руководства. Одновременно, в качестве «морковки», в документе говорится о либерализации визового режима между США и Грузией, расширении экономического сотрудничества и широком пакете поддержки безопасности, если в Тбилиси решат “вернуться на путь демократии и откажутся от антизападной риторики”.
MEGOBARI – в данном случае аббревиатура, а на грузинском это слово означает “друг”. В Грузии уже комментируют, что подходящим названием для законопроекта было бы грузинское слово “умадури”, что означает “неблагодарный”, потому как авторы законопроекта проявили неблагодарность по отношению к грузинскому народу, игнорируя, в том числе, многолетнюю поддержку США, включая миссию в Афганистане.
Но есть на Западе и друзья Тбилиси. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто считает, что Евросоюз руководствуется в отношении Грузии двойными стандартами.
“Осуществляемая в Грузии мирная политика имеет большую поддержку в Венгрии” - сказал он в Будапеште на совместном брифинге с главой МИД Грузии Майей Бочоришвили.
"Пример Грузии показывает, насколько скандальны двойные стандарты в мире. Если либеральные партии побеждают в стране — это идеально для Брюсселя, но если побеждают национальные силы, то это кризис", - отметил венгерский министр.
При этом он заявил, что подобные двойные стандарты в политике с приходом к власти новой администрации во главе с президентом США Дональдом Трампом уже в прошлом.
Тем временем, Грузия развивает военное сотрудничество с Турцией, ускорила сближение со странами Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан), наращивает сотрудничество с Китаем и подписывает многомиллиардные инвестиционные контракты с ОАЭ.
Означает ли это крутой разворот страны курсом на Восток, каковыми видятся внешнеэкономические и внешнеполитические приоритеты Грузии в вихре последних мировых событий “Международная жизнь” побеседовала с грузинским экспертом и политологом Вахтангом Мгеладзе.
- В отличие от Казахстана, Белоруссии, Азербайджана и других близких России государств, Грузия формально поддерживает все антироссийские международные документы и на каждом голосовании в ООН занимает сторону ЕС и США. Тем не менее, отношения с Москвой, по крайней мере, в экономике, шаг за шагом налаживаются. Россия занимает ведущее место в торговых отношениях с Грузией.
Каким Вам видится будущее российско-грузинских отношений в обозримом будущем?
Безусловно, экономические отношения будут и дальше развиваться. Нашим государствам и бизнесу это элементарно выгодно. Но, наряду с торговлей и туризмом возможен если не политический, то хотя бы гражданский диалог.
Недавно в Тбилиси была учреждена грузино-российская бизнес-ассоциация. Ее основали грузинские предприниматели, владеющие активами в РФ и имеющие деловые отношения с российскими партнерами. В их числе экспортеры вин и другой агропродукции. Однако дальше официальной регистрации и заявления о создании организации дело пока не пошло. Многие масс-медиа тщетно пытались до них достучаться, но все без толку. Довольно странно. Ведь сам формат подобной структуры уже предполагает публичность.
Конечно, в нашей стране есть масса любителей паразитировать на русофобии, но это вовсе не повод для такой глубокой конспирации. Всем понятно, что сама по себе эта инициатива ничего плохого за собой не таит. Со стороны грузинских властей тоже было выражено полное одобрение. Понятно, что, как правило, бизнесмены не сильны в политике и лишняя головная боль им ни к чему. Но они вроде сами напросились, а сейчас поздно пить «Боржоми». Вообще такая игра в кошки – мышки, как минимум выглядит несерьезно.
Именно восстановление доверия посредством гражданского диалога и поиска общих интересов - самая эффективная дорожная карта по восстановлению добрососедских и партнерских отношений. Как раз в этом роль масс-медиа, институтов гражданского общества и экспертного сообщества неоценимы.
- Можно ли сказать, что главным словом для описания грузинской внешней политики является стабильность? Если так, что будет с западным вектором? Как долго Грузия - самый исполнительный участник “Восточного партнёрства” - будет терпеть проволочки с евроинтеграцией? Возможен ли коренной пересмотр внешнеполитической стратегии Грузии из-за невозможности или отсутствия необходимости вступить в ЕС?
Автором статьи грузинской конституции, которая возвела интеграцию в НАТО и ЕС в разряд конституционных устремлений был нынешний премьер-министр Ираклий Кобахидзе. Да, тот самый, который в 2024 году заявил об отсрочке процесса евроинтеграции до 2028 года, что вызвало уличные беспорядки.
Причем поправки к Конституции грузинские парламентарии дружно приняли без проведения общенародного референдума. А когда Парламент ратифицировал договор «Об ассоциации с ЕС» никто даже не соизволил обнародовать целую пачку обязательств и регуляций. Они шли прицепом и не были выгодны Грузии. Тогда главное было успеть заскочить в последний вагон ЕС. В результате мы получили массу лишних бюрократических издержек, ненужных расходов, а также кучу бессмысленной активности и волокиты.
В свое время правящая партия «Грузинская мечта» формировалась как клуб «евроверующих». Сегодня часть из них бунтует на улицах, а часть держит круговую оборону во власти.
Сейчас сами перспективы существования ЕС, по крайне мере в его нынешних границах, уже крайне сомнительны. Грузия находится на далекой периферии, а не где-то в северной и западной Европе. Причем, все нагляднее тот факт, что с мейнстримом евробюрократии не по пути странам восточной, центральной и южной Европы.
Это было ясно еще со времени пандемии. Разлом проявился именно тогда. Он прошел по линии критической разницы менталитетов. Однако глобальная корпоратократия и евробюрократия не привыкли думать. Их полвека выводили такими и держали в искусственном пузыре. Именно поэтому многие очевидные вещи стали для них сюрпризом.
По сути, Старый свет готовится к двум вещам. Первое – это построение цифрового концлагеря. В западной редакции он основан на экологических квотах и лимитах на личное потребление. Одним из элементов этой системы является CBDC - цифровая валюта центральных банков. ЕЦБ не случайно спешит с введением цифрового евро. Кстати, новая администрация США одним из первых своих указов запретила введение цифрового доллара. Это вовсе не случайно и данный факт заслуживает отдельного пояснения.
Второй элемент – это страшилка с Востока. Ведь, образ внешнего врага крайне важен для консолидации населения вокруг не самой популярной, а зачастую и токсичной власти. Вовсе не трудно догадаться, что на роль общеевропейского Бармалея ими назначена Россия. Так, что на разрядку не надейтесь.
Нет, как таковой войны между Россией и Европой не будет. Более того, сама специфика формирования управляющего вектора в западной и северной Европе таковы, что он просто не выживет при переводе социума на военные рельсы. Он может сохранить власть и продвигать ультра глобалистский проект только в нынешних тепличных условиях. Поэтому сами они не пойдут воевать. Вместо этого они будут переплачивать за транзит и свою безопасность.
Это не значит, что конфронтации не будет на европейской периферии. Именно приграничные страны в такой конфигурации становятся буферной, транзитной и фронтовой зоной. Возможно, буферной и транзитной зоной им быть выгодно, а вот фронтовой, никак нет.
Фронтовые перспективы не устраивают и грузинское государство. Хотя, для части доморощенной агентократии это вполне нормально, но этого ей не позволит грузинское общество. Причем, рассчитывать на толерантность им тогда уже не придется. Их судьбу решат вовсе не лояльные собратья по недоразумению.
Полно и ментальных нестыковок. Евробюрократия проповедует неолиберальные антиценности. Это так называемые светофорные мантры – красные, черные, зеленые, радужные. В тренде экоэкстремизм, анархо-коммунизм и всякое там разнообразие, включая явные психические отклонения.
Да, грузинское общество традиционно толерантно, но одновременно с этим, оно крайне консервативно. Все это просто никак не приживется. То же самое и с левым разворотом к евро колхозу. Еще классик марксизма Карл Каутский, путешествуя по Грузии более 100 лет тому назад, метко подметил, что у грузин типичный мелкобуржуазный менталитет. А тут какие-то анархо-коммуны.
Что же касается модной зеленой евро повестки, то мы еще в лихие 1990-ые годы сами так деиндустриализировались, что сейчас их эко- экстремистам мастер-классы проводить можем. В общем если серьезно разобраться, то не нужно Грузии никакое членство в Евросоюзе. А вот торговать со странами Европы и зарабатывать на транзите, можно. К тому же, это намного выгоднее.
Только слепец не видит, что НАТО и ЕС сейчас далеко не в той форме, в какой они были на заре движения страны к евроатлантической интеграции. К тому же Грузию там вовсе никто не ждет. Ломиться в закрытую дверь не имеет смысла. Как не имеет смысла и прыгать в пустой бассейн, в надежде на то, что если хорошо прыгать, то в него милостиво нальют воды.
В первую очередь Грузия должна руководствоваться своими собственными национальными интересами, покончить с сектантством в политике и с жалкой имитацией государственности. Надо строить самодостаточное суверенное государство, а не искать к кому бы приткнуться. В эпоху больших перемен, в которой уже находится весь мир, Грузии выгоднее всего сохранять нейтралитет и проводить прагматичный многовекторный курс.
- Какие перспективы анонсируемой Тбилиси перезагрузки отношений с США и налаживания контактов с новой американской администрацией?
Прямо под занавес правления демократической администрации Белого дома американская сторона ввела персональные санкции и демонстративно вышла из режима стратегического партнерства. Со сменой администрации, грузинский вопрос отошел на десятый план. Даже дежурная выволочка от мега-барина под кодовым названием акта «Megobari» переносилась уже много раз.
Конечно, то, что грузинские власти не допустили в стране реванш агентократии ультра глобалистской хунты, обесценили неолиберальные антиценности и встали на защиту Южного Кавказа от евро колонизации, крайне похвально. Это соответствует духу доктрины новой американской администрации. Но, при этом никто в Вашингтоне не рвется гладить за это Тбилиси по головке. Не спешат и снимать санкции. Пока им это просто незачем. Они еще пригодятся для торга.
Все иллюзии по поводу того, что произойдет чудо, и Америка вновь прилетит в Грузию на крыльях любви, абсолютно напрасны. Нынешней Америке это вовсе не нужно. Она очень далека от душещипательных романтических сцен. В США окончательно завязали с практикой плодить бессмысленных паразитов, решать чужие проблемы за свой счет и заниматься демагогией.
Времена настали совсем другие. Это уже слишком большая роскошь даже для Америки. Сейчас американцам вообще не до этого. Им нужно быстро решать свои серьезные проблемы и проводить собственные государственные интересы. Так, что если кто-то в Тбилиси мечтает о том, что все вновь будет по-старому, то он сильно ошибается.
Грузия рассматривается американскими властями вовсе не отдельно, а сугубо в комплексе регионального контекста. Речь идет о конкретных геополитических и экономических вопросах, которые идут большим пакетом. Для Америки важен вопрос Ирана, Китая, а также торговых путей в Европу. В этом плане позиция Грузии не имеет решающего значения. Наша страна лишь одно из звеньев большой цепи. В Вашингтоне понимают, что подобные вопросы не решить без учета интересов региональных держав - Турции и России. Говорить о чем-то только с Грузией, просто не имеет ни малейшего смысла.
Обратите внимание на специфику политики новой администрации. Она сейчас старается заработать и залатать дыры. Отсюда торговые войны, сворачивание зонтика НАТО, поиск новых возможностей получения дохода. В числе таковых наращивание производства и экспорт американской нефти и газа. Для этого в США отказались от старомодной зеленой повестки.
Есть и иные компоненты - продажа вооружений и плата за безопасность, в том числе торговых маршрутов. Америка твердо намерена зарабатывать на Европе – дорого продавать ей безопасность, энергоносители и вооружения. К примеру, вовсе не случайно появилась идея работы трубопроводов, идущих из России в Европу под американским флагом.
США готовятся к глобальной трансформации. Старая экономическая система себя давно исчерпала, а для перехода к новой Америка оказалась пока никак не готова. Поэтому сейчас приходится срочно переформатироваться и решать проблемы в пожарном режиме. Отсюда торговые войны и пошлины на импорт.
Америка давно вывела свое производство в третьи страны с дешевой рабочей силой и была традиционным нетто-импортером товаров и сырья. Долгое время это не представляло для США никаких проблем. Секрет состоит в том, что на протяжении многих десятилетий основным видом американского экспорта был американский доллар. Но, с переходом на новую валютную систему данный вид экспорта теряет свою актуальность. Поэтому вдруг все разом стало иначе. Власти США стараются вернуть производство, выправить внешнеторговый баланс, найти новые возможности извлечения доходов.
Так мы возвращаемся к переходу на цифровые валюты, центробанков, о чем было упомянуто выше. Их западная модель предполагает экологическую упаковку обоснования сокращения потребления. Тогда как в азиатской схеме, во главу угла планируется поставить социальные рейтинги.
По сути, CBDC – это даже не деньги, а средство внутринациональных расчетов и талоны на потребление. Реальными деньгами – средством сбережения и международных займов, будут стейблкойны. Новые власти США даже создали специальную комиссию, которая занимается этим вопросом. Кстати, обратите внимание на то, что в ее состав даже не вошли представители Федрезерва – эмиссионного центра долларов ФРС, со 112-летней историей.
Сейчас идет большая подковерная борьба проектов валютной архитектуры. Решается, кто получит статус эмиссионных центров, чем будет обеспечена эмиссия и т.д. Именно этим объясняется и недавно стартовавший рекордный переток физического золота в США. Оно отлично подходит как инструмент восстановления доверия и фундамент для новой валютной системы.
Пожалуй, в качестве своего главного конкурента Америка воспринимает Китай. Но, экономическая модель КНР выстраивалась как глобальное производство, ориентированное на экспорт. Такая общемировая фабрика. Снижение уровня общемирового потребления и возврат производств подкосит китайский экспорт, а, следовательно, и саму модель.
Еще одним компонентом сдерживания развития Китая является его лишение доступа к дешевым энергоносителям. Поэтому тот же иранский вопрос следует рассматривать не только в контексте большой перекройки карты Ближнего Востока, но и в плане китайского фактора. Пока КНР разбалована дешевыми поставками из Ирана.
Ровно по этой причине американцы болезненно реагируют и на возможность прямого доступа Китая к ресурсам стран Центральной Азии. Не устраивает это, на мой взгляд, и Россию. Ведь у Москвы есть перспектива стать уникальным источником поставок для Пекина. Благо есть общая граница и трубопроводное хозяйство давно готово. Для РФ это выгодно. Цены и объемы возрастут.
Но, вернемся к Грузии. Тбилиси следует рассматривать перспективы грузино-американских отношений через призму глобальной трансформации и с учетом сложной комбинации сделок. Для того, чтобы о чем-то с кем-то договариваться, сначала нужно понять реальные цели второй стороны и траекторию движения.
- Как Вы оцениваете устремления страны к более тесному сближению со странами Азии и Ближнего Востока?
Грузия сотрудничает со странами Центральной Азии. Вместе с Азербайджаном мы обеспечиваем транзит грузов, нефти и газа из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана на мировые рынки. Недавно к нашему маршруту подключился и Таджикистан. Он богат золотом и ураном.
Вместе с партнерами из ОАЭ стартовал проект первого сухого порта в Тбилиси. Он соединен по железной дороге с черноморскими портами. Растет трафик перевозки грузов по Каспию, что добавляет грузопотоки по территории Грузии. Инвесторы из ОАЭ анонсировали 6-миллиардный проект в секторе грузинской недвижимости. Правда, пока это громкие слова. Начать что-то планируется не раньше 2026 года. К тому же юридический статус подписанного документа, в форме меморандума о намерениях, сам по себе ничего не значит.
Зато подскочил интерес к грузинской недвижимости со стороны израильтян и представителей еврейских диаспор. Драйвером роста стала война на Ближнем Востоке и волна антисемитизма на Западе.
Кроме того, по Ближнему Востоку есть незначительный рост в плане экспорта и туризма. Однако грузинский туризм пока не готов к покорению визитеров из арабских стран. Их не интересуют винные туры, морские курорты и грузинская кухня. Для освоения этого направления нужно внедрение новых туристических продуктов. А это требует знания специфики, времени и денег.
Пока особо нечем похвастаться и в плане Дальнего Востока. На китайском направлении возникла и затянулась пауза. Договор по строительству морского глубоководного порта в Анаклиа до сих пор находится на стадии обсуждения.
Ярким примером спада китайской активности является относительно мелкий, но видный проект в Тбилиси. В далеком 2015 году китайские инвесторы приобрели бывшее здание Минэкономики в центре города. Они собирались его реконструировать и открыть в нем гостиницу. В итоге ее открытие все время переносится. В последний раз его отложили на 2026 год. Впрочем, китайцы тормозят не только в Грузии. На них жалуются также в Азербайджане, Турции и даже в Венгрии. Хотя, излишняя медлительность – непозволительная роскошь во времена больших перемен.
В среднесрочной перспективе ближневосточное направление остается для Грузии интересным, как источник бегства капитала. Всем понято, что война в этом регионе, уже всерьез и надолго. Карта Ближнего Востока, начерченная англичанами 107 лет назад безнадежно устарела. Для переформатирования системы всем нужны ресурсы. Как раз они кучно «водятся» на Ближнем Востоке. Ну, а маленькие страны, в отличие от большого Ирана, выглядят крайне аппетитно.
- Что нужно сделать для стабилизации внутриполитической ситуации в стране?
Во-первых, в Грузии нет никакого политического кризиса. Это сугубо системный кризис. Системная оппозиция оказалась полностью дискредитирована в глазах широкой общественности и окончательно потеряла политический функционал.
Власть тоже находится в схожей ситуации. Она является точно такой же частью отжившей системы и ныне дрейфует по инерции. По сути это отдаленный аналог схемы переходного коалиционного правительства, которую продавливал неолиберальный Запад, но в закамуфлированном виде. Определенная логика в этом есть. Перетягивание каната, распады коалиций и череду выборов страна бы не выдержала. Слишком высокие риски и дорогое удовольствие.
Часть власти находится в плену иллюзий восстановления статуса-кво. Это не реально. Глобально наступила новая реальность. Обратного пути нет и быть не может. При этом переформатированием системы некому заниматься. Никто не берет на себя ответственность и все процессы зависли на паузе.
В экономике присутствуют все признаки рецессии. Эффект войны исчерпан. Подвисли валютные поступления от иностранных доноров, сократились потоки частных иностранных инвестиций и денежных переводов, падает доходность туризма и экспорта.
Для поддержки курса национальной валюты сократили денежную массу в обращении и скорость ее обращения. Банки затормозили кредитование новых проектов в сфере гостеприимства и недвижимости. Показатели внешеторгового баланса по-прежнему критические. Импорт многократно превышает экспорт.
Степень закредитованности и финансилизации экономики чрезвычайно высоки. Стоимость жизни и себестоимость товаров и услуг растет, а глобальная конкурентная способность национальной экономики падает. Причем, все это происходит на фоне глобального схлопывания системы. Вся экономическая модель последних 30 лет себя исчерпала и восстановлению не подлежит. Нужен жесткий антикризисный менеджмент и полное переформатирование.
В обществе царит острый кризис доверия. Власть не имеет влияния на сектор образования, гражданское общество и молодежь. Она вообще никогда не работала с молодежью, а вся система образования и общественные инициативы были отданы на откуп иностранных доноров.
В 2024 году впервые была инициирована программа государственных грантов для неправительственных организаций. В 2025 году для этого был принят пакет законодательных поправок, создано государственное агентство, выделен бюджет. Однако никаких реальных шагов предпринято так и не было. Все так и осталось на бумаге. Впрочем, чему удивляться? Ведь, нет даже минимального понимания того, что такое государственная политика.
В стране вообще нет государственных масс-медиа. От них не осталось и следа. Даже все здания бывших номенклатурных СМИ были тупо приватизированы. Теперь это гостиницы и торговые центры. Это наглядно демонстрирует уровень политической культуры и интеллекта управляющего вектора. Начиная с 2000-ых годов функцию официальных рупоров власти выполняют какие-то частники. О каких-то мозговых и идеологических центрах и говорить не приходиться.
Все свидетельствует о том, что впереди тотальная смена всего политического рельефа. Все существующие субъекты и инструменты нежизнеспособны в новых реалиях. Они неспособные выдержать нагрузку и динамику глобальных процессов. Хотя внутренние ресурсы для переформатирования все же есть.
В последнее время в Грузии много говорят о «глобальной партии войны». Еще более модным в стране и в мире стал термин «глубинного государства». Что касается войны, то следует остудить головы апологетов теории мира во всем мире. Это утопия. Война – это вполне естественное состояние человечества. Пока на Земле осталось хотя бы два человека, будет и война.
По большому счету сейчас «глубинное государство» через кризис избавляется от балласта. Выяснилось, что паразиты не способны ни ломать, ни строить. Представители бесполезного класса решили, что не они существуют для системы, а система существуют для них. Эта ошибка и стала для них роковой.
После длительного периода имитации и инерции мир вступил в новую эпоху жесткой конкуренции государственных систем, поиска идей и борьбы проектов. В таких условиях именно государство, а не частник и даже не социум будет поставлено во главу угла. Личность должна быть подчинена интересам общества, которое должно служить государству. До сих пор все было наоборот. Иными словами это отказ от либерализма. Это актуально, как для больших, так и для малых стран. Иначе просто нет шансов сохраниться на карте мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs