Завершившийся 16 декабря двухдневный визит в Японию президента России Владимира Путина стал первым событием подобного уровня в новейшей истории российско-японских отношений, когда экономические вопросы четко превалировали над политическими разногласиями. Подписанные в Токио документы не урегулировали территориальную проблему Курильских островов, однако продемонстрировали готовность сторон не просто вывести ее «за скобки» двустороннего диалога, но и использовать Курилы в качестве моста для налаживания торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия. В данном контексте спорные острова имеют все шансы стать в отношениях России и Японии своеобразным курильским «Гонконгом» с особым экономическим статусом, привлекающим инвесторов со своего мира вместо того, чтобы создавать геополитические и двусторонние проблемы для Москвы и Токио.
Если рассматривать итоги визита российского президента в Японию в вышеуказанном ракурсе, то они должны быть оценены высоко.
Во-первых, после 11-летнего «простоя» в отношениях двух стран на высшем уровне подписан целый пакет соглашений торгово-экономического характера, предусматривающих, в частности, облегчение визового режима, совместную хозяйственная деятельность России и Японии на Курильских островах и японские инвестиции в объеме 2,54 млрд долларов. (rbc.ru)
Всего было подписано порядка 70 двусторонних документов, в том числе Меморандум о сотрудничестве между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерством экономики, торговли и промышленности Японии о взаимопонимании в сфере двустороннего сотрудничества на Дальнем Востоке Российской Федерации, Соглашение о стратегическом сотрудничестве между ПАО «Газпром» и Японским банком международного сотрудничества, Меморандум о сотрудничестве между Государственной корпорацией «Росатом» и Министерством экономики, торговли и промышленности Японии, Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии в мирном использовании атомной энергии, а также соглашение между японским банком JBIC и «Ямал СПГ» об открытии кредитной линии в рамках проектного финансирования на общую сумму 19 млрд долларов. (kremlin.ru)
Согласно имеющейся информации, многие из подписанных документов готовились еще в начале 1990-х годов, однако были заморожены вследствие неблагоприятного развития международной обстановки в конце XX века. Теперь же именно экономика призвана не просто вывести российско-японские отношения из «курильского тупика», но и поднять их на современный уровень передового экономического партнерства – учитывая фактическое отсутствие у Москвы и Токио двусторонних торгово-экономических раздражителей. По словам Владимира Путина, именно совместная работа России и Японии на «экономическом треке» создаст необходимый фундамент для выстраивания подлинно партнерских российско-японских отношений, поскольку «экономики России и Японии взаимодополняемы и практически лишены конкурентных противоречий». (rbc.ru)
При этом российский президент выразил надежду, что совместная хозяйственная деятельность на Южных Курилах будет «способствовать созданию благоприятной атмосферы для продолжения переговоров по заключению мирного договора». (kremlin.ru)
Во-вторых, лидерам двух стран впервые удалось избежать жесткой публичной полемики вокруг проблемы заключения мирного договора между Россией и Японией. Более того, с японской стороны заметны несомненное снижение накала страстей и растущая готовность к компромиссному решению вопроса. По свидетельству японского премьер-министра Синдзо Абэ, переговоры по данной проблеме продолжались пять часов, в том числе почти полтора часа с глазу на глаз. «Я в свою правоту верю, наверняка Владимир тоже. Но настаиванием на своей правоте и справедливости эту проблему нельзя решить», - подчеркнул глава японского правительства. «Нужно прекратить исторический пинг-понг по этим территориям», - согласился с ним Владимир Путин и при этом подчеркнул, что указанную проблему нельзя урегулировать «в одночасье».
В-третьих, определенную стабилизирующую роль в контексте российской политики официального Токио в последние недели явственно стал играть американский фактор, а именно - приближение инаугурации нового президента США Дональда Трампа. В японских правящих кругах вплоть до самого последнего времени присутствовал несомненный консенсус относительно незыблемости стратегического военно-политического партнерства Вашингтона и Токио. Накануне визита Владимира Путина японская газета Asahi даже сообщила со ссылкой на источник в правительстве Абэ, что кабинет допускает размещение американских баз на Южных Курилах в случае, если Россия передаст их Японии. В частности, издание процитировало слова генерального секретаря Совета безопасности Японии Сетаро Яти о том, что «такая возможность есть».
Однако намерение новой американской администрации внести существенные изменения во внешнеполитические приоритеты страны и, в частности, усилить противодействие Китаю при одновременном налаживании взаимодействия с Россией угрожает сломать все прежние расчеты Токио. По свидетельству японской газеты Shūkan Gendai, «в особенности ход событий серьезно изменился после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США» - когда «появились перспективы для восстановления российско-американских отношений». (inosmi.ru)
Американские издание The World Policy Journal в своих внешнеполитических прогнозах идет еще дальше, подчеркивая, что «Дональд Трамп, похоже, собирается совершить самое серьезное изменение внешней политики США со времен поворота к Китаю президента Ричарда Никсона и Генри Киссинджера в 1971 году», а именно - произвести «поворот к России против Китая». (worldpolicy.org) При этом, по мнению научного сотрудника Токийского фонда и эксперта клуба «Валдай» Тайсукэ Абиру, в Вашингтоне не намерены препятствовать углублению российско-японских отношений.
В сложившейся ситуации вполне понятно, почему на итоговой пресс-конференции по итогам своего визита в Японию российский президент столь четко указал на необходимость «с уважением относиться ко всем государствам региона, в том числе и к интересам Соединенных Штатов». Он напомнил, что «в 1956 году, когда Советский Союз и Япония близко подошли к разрешению этого спора и подписали (и не только подписали, но и ратифицировали) Декларацию 1956 года, как мы знаем, это исторический факт, Соединенные Штаты, которые считают, что у них есть интересы в этом регионе, практически устами тогдашнего госсекретаря господина Даллеса объявили ультиматум Японии: если в Японии сделают что-то, что противоречит интересам Соединенных Штатов, то тогда Окинава уйдет полностью под юрисдикцию США». По словам Владимир Путина, у России «во Владивостоке, чуть севернее, две большие базы флота, наши корабли океанской зоны выходят в Тихий океан, мы должны понимать, что будет происходить в этой сфере. Но в этом отношении, имея в виду особый характер отношений между Японией и Соединенными Штатами и договорные обязательства в рамках Договора о безопасности между США и Японией, как будут строиться эти отношения, мы не знаем». «Мы хотим, чтобы наши японские коллеги и друзья учитывали все эти тонкости и все озабоченности российской стороны» - подытожил российский подход к проблеме Курильских островов Владимир Путин. (kremlin.ru)
В-четвертых, углубление экономического партнерства России и Японии может стать важным сигналом Китаю – имеющему собственные территориальные противоречия с Токио в акватории Южно-Китайского моря и при этом не без ревности наблюдающему за активизацией российской политики в азиатско-тихоокеанском регионе. Аналитик вашингтонской экспертной группы National Bureau of Asian Research Надеж Роллан в этой связи справедливо отмечает сложность отношений Пекина и Токио и важность для обоих заручиться поддержкой Москвы. «Если военное сотрудничество России и Китая расширится, сложится большой риск того, что это ослабит позиции Японии, потому что той придется вести борьбу на два фронта: на севере (Курилы) и на юге (Сенкаку). Можно представить себе сценарий, что Россия и Китай договорятся о совместном военном давлении на двух фронтах» - приводит слова Надежа Роллана французская газета Libération. (liberation.fr)
Аналогичным образом сближение России и Японии способно подвигнуть Пекин на более тесное политическое и экономическое взаимодействие с Москвой – особенно в условиях предстоящей «смены вех» в американской политике.
Не случайно итоги переговоров Владимира Путина в Японии столь сдержанно и настороженно были встречены именно в Китае. Общую тональность мнений хорошо отражает крайне сдержанная оценка, которую высказал генеральный секретарь Центра по исследованию ШОС Академии общественных наук Китая Сунь Чжуанчжи: «Россия, придерживаясь всестороннего стратегического партнерства с Китаем, на фоне охлаждения китайско-японских отношений будет принимать во внимание позицию и подход Китая и не будет слишком быстро продвигаться в отношениях с Японией, так как это не отвечает ее стратегическим интересам». (russian.people.com.cn)
При этом вполне вероятно, что уже после намеченной на 20 января 2017 года инаугурации нового президента США Дональда Трампа и, в частности, после анонсированного им скорого выхода Вашингтона из соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) в политике Японии на российском направлении произойдут новые подвижки.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs