ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Акценты новой ИБ-доктрины России: изменение законов, госпрограммы и международное сотрудничество

14:51 15.12.2016 • Н.Анищук, журналист

Первую доктрину информационной безопасности России президент страны подписал в 2000 году. В 2015 году родилась ее новая редакция, которая вступила в силу 6 декабря 2016 года. Что несет обновление доктрины, какие причины заставили заново расставить акценты, рассказал Анатолий Стрельцов, заместитель директора Института проблем информационной безопасности МГУ, который принимал участие в разработке первой редакции документа.

Анатолий Стрельцов: Прежде всего, я хотел бы отметить своевременность принятия данного политического документа. Информационная сфера, ИКТ-среда развиваются очень быстро, порождая вызовы, о которых еще несколько лет назад трудно было говорить. Меняется и международная обстановка. Все это потребовало формулирования системы взглядов на национальные интересы в информационной сфере, на угрозы безопасности этим интересам и приоритетные направления противодействия данным угрозам. Данная система взглядов и составляет основное содержание новой редакции доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Существует несколько путей реализации положений доктрины. Во-первых, необходимо совершенствовать национальное законодательство с тем, чтобы стимулировать большую активность субъектов информационной сферы в области противодействия угрозам и формирования ответов на вызовы, с которыми сегодня столкнулась Россия. Это потребует большего взаимодействия законодателей и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти с бизнес-сообществом и гражданским обществом, более тщательной экспертизы законопроектов и оценки последствий их регулирующего воздействия на общественные отношения в информационной сфере, на общество в целом. Новые руководство и состав Государственной Думы уже начали, как представляется, движение в этом направлении. Без расширения международного сотрудничества невозможно обеспечить безопасность национальных интересов. Во-вторых, предстоит совершенствовать систему принятия и реализации государственных программ, нацеленных на выполнение задач, которые поставлены в доктрине. Здесь представляются важными программы, ориентированные на развитие науки, обороны, государственной и общественной безопасности, экономики и, конечно, обеспечения стратегической стабильности. Судя по материалам, публикуемым на сайте Президента Российской Федерации, эта работа тоже уже началась. В-третьих, развитие международного сотрудничества, в том числе в области противодействия компьютерной преступности, терроризму, в сфере предупреждения угроз возникновения вооруженных конфликтов из-за некорректной трактовки событий, происходящих в ИКТ-сфере. Без расширения такого сотрудничества трудно противодействовать многим угрозам безопасности национальных интересов в информационном пространстве. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года были утверждена Президентом Российской Федерации в 2013 году, и они не потеряли своей актуальности.

Выполнение задач обеспечения национальной безопасности общества всегда базируется, прежде всего, на национальной культуре, на национальных духовных ценностях и традициях. С этой точки зрения вопрос о применимости зарубежного опыта в данной области не является простым. Каждая страна исходит из своих национальных особенностей и интересов.

Мировой тренд – укрепление взаимодействия между государственными и негосударственными организациями, которые обеспечивают работу национальной информационной инфраструктуры. Но есть и некоторые общие тренды. В области информационной безопасности, как мне представляется, это, прежде всего, укрепление взаимодействия между государственными и негосударственными организациями, которые обеспечивают работу национальной информационной инфраструктуры, индустрии информационных услуг, создания и внедрения новых ИКТ.

Ужесточение правового регулирования общественных отношений в области ИКТ-среды является общим трендом, свойственным многим государствам мира. Во многом это обусловлено особенностями проявления угроз их национальной безопасности, с которыми государства сталкиваются в процессе глобализации «цифровой» инфраструктуры, роста террористических угроз, обострения межгосударственных отношений. В этих условиях всегда существует опасность формирования неадекватной правоприменительной практики. Проблема решается путем совершенствования судебной практики при рассмотрении конфликтов в информационной сфере, активизации позиции граждан, негосударственных организаций. Определенный потенциал движения в этом направлении в России уже создан.

Я не занимался прогнозными оценками объемов финансовых средств, необходимых для выполнения задач, поставленных в доктрине. Очевидно, что это будет зависеть от программы действий государственных органов и негосударственных организаций в данной области. Как представляется, некоторые направления государственной политики, обозначенные в доктрине, уже находятся в стадии реализации, программу реализации других направлений еще предстоит определить. Думаю, что более или менее серьезно можно говорить об объеме средств, необходимых на осуществление конкретных проектов, но и в этом случае, как показывает, практика, бывают весьма серьезные погрешности.

 

Источник: https://digital.report/3-aktsenta-novoy-ib-doktrinyi-rossii-izmenenie-zakonov-gosprogrammyi-i-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати