С приближением намеченного на начало 2017 года старта процесса выхода Великобритании из состава Европейского союза в Европе нарастают кризисные финансовые явления. И в первую очередь под ударом оказывается банковская сфера, напрямую «завязанная» на стабильность в еврозоне и ситуацию с государственными бюджетами и долговыми обязательствами европейских стран.
В настоящее время на европейской карте банковских проблем выделяются две «горячие точки» - Италия и Португалия – представляющие для Евросоюза еще большую опасность, чем долговой кризис Греции. По своим объемам итальянская экономика является третьей в еврозоне, что объективно должно придавать ей относительную устойчивость. Однако совокупный объем государственных долговых обязательств Италии превышает аналогичный показатель Греции в десять раз, составляя 2 трлн евро (135% валового внутреннего продукта страны).
Это означает, что даже чисто теоретически ни одна программа помощи по линии Европейского центробанка (ЕЦБ) или антикризисных фондов Еврокомиссии не сможет обеспечить стабильность итальянской банковской системы – тем более в случае возникновения «эффекта домино».
Подобный эффект может быть запущен в другой средиземноморской стране еврозоны – Португалии. В последние недели динамика португальских фондовых показателей соответствует тенденциям, которые имели место на первом этапе европейского долгового кризиса, начавшегося в 2010 году. Тогда уровень государственного долга Португалии приблизился к уровню, определяемому как «вынужденный дефолт», достигнув отметки в 83% от валового внутреннего продукта. Прогнозы, подготовленные в то время финансовыми учреждениями Евросоюза, предвидели достижение к 2014-му году уровня в 124%, и в отношении Португалии был экстренно задействован антикризисный механизм выделения финансовых средств. В результате в мае 2014 года Еврокомиссия и Европейский центробанк подтвердили возможность выхода страны из режима помощи, а годом ранее она смогла вернуться на международные рынки заимствования. (derstandard.at)
Однако в настоящее время налицо новый – и еще более опасный - виток финансового кризиса, свидетельствующий о том, что антикризисные программы ЕС и ЕЦБ оказались неспособными обеспечить долговременное и эффективное разрешение финансовых проблем стран-членов еврозоны. За последние недели облигации двух ведущих национальных банков Португалии Novo Banco и Caixa Geral de Depósitos продемонстрировали стремительное падение в цене, а доходность государственных облигаций Португалии (ключевой показатель тревожного состояния в банковско-финансовой сфере) обновила максимумы, имевшие место в разгар финансовой паники по итогам июньского референдума в Великобритании о выходе страны из ЕС. Президент крупнейшего банка страны Caixa Geral de Depositos, а также шесть членов его совета директоров экстренно покинули свои посты спустя всего лишь три месяца после начала своей работы, а португальское правительство объявило о срочной разработке плана спасения банка на сумму свыше 5 млрд евро. (vestifinance.ru)
Однако даже этой суммы может оказаться недостаточно, чтобы предотвратить разрастание паники. Согласно подсчетам аналитиков британской банковско-финансовой компании Barclays, главной проблемой финансового рынка Португалии являются стремительно накапливающиеся невозвратные кредиты, и уже в самое ближайшее время национальному банковскому сектору потребуется свыше 7,5 млрд евро для того, чтобы предотвратить панику. При этом Португалия продолжает находиться под действием санкций Евросоюза, наложенных на нее за неспособность правительства выполнить целевые требования по нормативам государственного бюджета в сфере социальных расходов. Подобная ситуация представляет собой замкнутый круг, фактически лишающий Лиссабон и Брюссель возможности предпринимать оперативные и согласованные антикризисные меры. К тому же в настоящее время уровень государственного долга превышает 100% валового внутреннего продукта не только в Португалии и Италии, но и в Испании.
Все это означает, что «большой фискальный успех программы количественного смягчения в Европе может оказаться самым большим провалом в истории, а весь позитивный эффект за пятилетнюю историю стимулирования будет уничтожен рынком в одно мгновение» – делают вывод эксперты компании Barclays. (vestifinance.ru)
А «спусковым крючком» для нового – еще более опасного витка – общеевропейского банковского кризиса может стать провалившийся 4 декабря референдум по конституционной реформе в Италии.
Предложенные премьер-министром Маттео Ренци и его левоцентристской Демократической партией поправки по кардинальному изменению политической системы страны не прошли во многом из-за того, что итальянцы не довольны ухудшающейся экономической ситуацией и хотят отставки Маттео Ренци. Этот исход голосования подтверждали опросы. Примечательно, что в последний раз сторонники поправок лидировали в середине октября текущего года – что характерно, сразу после того, как с призывом поддержать законопроект к итальянцам обратился никто иной как президент США Барак Обама.
«Риск волатильности в Европе и мире лишь временно отсрочен. Оставляя сейчас в стороне другие глобальные риски (например, замедление и так уже посредственного роста экономики в США; новые страхи по поводу жесткого приземления Китая; слабость цен на нефть и другое сырье; хрупкость ключевых развивающихся рынков), можно отметить массу причин для беспокойства по поводу Европы и еврозоны» - констатирует один из ведущих американских экономистов Нуриэль Рубини и продолжает:
«На сегодня Италия является самым слабым звеном в еврозоне. Политические позиции правительства премьер-министра Маттео Ренци неустойчивы, рост экономики анемичен, банки нуждаются в капитале, а бюджетные нормативы ЕС будет трудно соблюсти, не спровоцировав новую рецессию. Если Ренци постигнет неудача, …..тогда «Движение пяти звезд», которые выступает против евро и которое получило поддержку на недавних муниципальных выборах, сможет прийти к власти уже буквально в следующем году. Если это случится, страхи 2015 года по поводу возможного выхода Греции из еврозоны поблекнут в сравнении с новыми проблемами». (project-syndicate.org)
Подобное развитие ситуации – накладывающееся на растущую неопределенность в плане параметров и условий выхода из Европейского союза Великобритании и сомнения относительного приоритетного места Европы в будущей геополитической стратегии нового президента США Дональда Трампа - создают для Евросоюза реальную угрозу нового, еще более опасного, витка финансового кризиса. Но одновременно открываются серьезные «окна возможностей» для восстановления взаимодействия ЕС и России как на двустороннем уровне, так и в более широком формате (в том числе в плане реализации совместных торгово-экономических и энергетических проектов).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs