Председатель Совета Федерации Валентина Мативенко. Фото Фонд «Русский мир».
В МГИМО (У) МИД РФ 23 ноября Валентина Матвиенко провела заседание Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Тема: «Актуальные проблемы выработки и проведения согласованной политики в научно-образовательной сфере в рамках евразийского проекта».
Поиск решения задачи по ускорению качественной интеграции в образовательной сфере на пространстве ЕАЭС стал предметом обсуждения Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации. Заседание провела Валентина Матвиенко. Во вступительном слове Председатель Совета Федерации определила знаменательные события, которые произошли в международной жизни со дня предыдущей встречи участников Интеграционного клуба (28.01.2016 г.). Одним из таких событий, несомненно, является победа российской и, прежде всего, парламентской дипломатии, итогом усилий которой стало признание за Россией места проведения 137 Ассамблеи МПС в Санкт-Петербурге в 2017 году. Не менее важным событием в международных делах стал возросший интерес к Евразийскому экономическому союзу со стороны зарубежных партнеров. Ранее сама идея ЕАЭС демонстративно ими игнорировалась. Итак, в октябре «заработало» Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, а своей очереди ждут Китай, Индия и Израиль с Ираном. В центре подобных событий – инициатива Президента России Владимира Путина о создании большого Евразийского партнерства на базе ЕАЭС с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана и стран СНГ. В этой связи ключевым фактором устойчивого развития Евразии является углубление гуманитарных связей, подготовка кадров будущего. Поэтому, имея в виду молодежь, которой предстоит принимать эстафету у нынешнего поколения политиков для реализации задуманных планов, Валентина Матвиенко подчеркнула: «Формирование согласованной политики в научно-образовательной сфере – это безусловный императив интеграционного процесса».
«Формирование согласованной политики в научно-образовательной сфере – это безусловный императив интеграционного процесса».
Интеграционные процессы на евразийском пространстве просто немыслимы без партнерства в сфере образования и науки. Для их поддержки и ускорения следует гармонизировать законодательства стран-партнеров в сфере науки и образования, а также выработать механизмы координации научно-образовательной политики. Но пока в структуре Евразийской экономической комиссии нет уполномоченного института по сотрудничеству в сфере образования. В связи с этим Валентина Матвиенко предложила обсудить вопрос о создании профильного департамента ЕЭК по науке, образованию и интеллектуальной собственности.
Кроме того на обсуждение участников Интеграционного клуба 23 ноября был вынесен вопрос о начале формирования евразийских технологических платформ по 14 направлениям. К ним относятся: медицинское и медицинские технологии, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, авиакосмические технологии, а также – ядерные и радиационные, технологии транспорта, металлургии, промышленные, биотехнологии, энергетика, добыча природных ресурсов и нефтепереработка и другие. Технологические платформы – это совместные многосторонние международные площадки, на которых профильные эксперты, государственные и общественные деятели, ученые могли бы обсуждать те или иные проблемы, проекты и пути их реализации. А стабильную финансовую поддержку таким начинаниям мог бы оказывать Межгосударственный фонд научных исследований государств СНГ. Особое внимание Валентина Матвиенко уделила проблеме продвижения и повышения роли русского языка на евразийском пространстве. Председатель Совета Федерации предложила подумать, как наладить контакты между педагогическими вузами наших государств, включая студенческие обмены, и создать профильные сетевые образовательные структуры. Казалось, что одного заседания мало для обсуждения и вынесения решений по столь объемным проблемам в сфере образования и науки на пространстве ЕАЭС. Однако за дело взялись корифеи в своих областях знаний, и они выступили на заседании Интеграционного клуба.
Среди участников дискуссии были: ректор МГИМО (У) МИД России Анатолий Торкунов, заместитель министра образования и науки России Вениамин Каганов, вице-президент РАН Сергей Алдошин, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, председатель Совета Российского фонда фундаментальных знаний Владислав Панченко, ректор Российско-Армянского университета Армен Дарбинян, ректор Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Виктор Гришин, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петришенко и другие. Ректор МГИМО (У) МИД России Анатолий Торкунов привел внушительную статистику по взаимодействию своего университета международных отношений с крупнейшими вузами стран СНГ. По данным А.Торкунова, в настоящее время в МГИМО обучается 547 студентов из этих государств. Всего же на период с 2005 по 2016 годы обучалось 1405 студентов из стран СНГ. Налажены тесные контакты по линии вузов с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Азербайджаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной. По словам Анатолия Торкунова, помимо межвузовских контактов российских вузов и стран ЕАЭС, МГИМО успешно налаживает взаимодействие с высшими учебными заведениями Китая, стран Европы, на данном этапе идут переговоры о сотрудничестве с вузами Турции. Ректор МГИМО затронул вопрос о необходимости усилить институциональную интеграцию на пространстве ЕАЭС, в том числе, и через создание площадок для встреч один раз в год министров образования каждой из стран, экспертов, ректоров, профессоров, ученых. Это позволит затем расширить такой научный и творческий обмен до масштабов АСЕАН и вплотную подойти к созданию сетевых вузов. На что Валентина Матвиенко отреагировала: «Если мы создадим единое образовательное пространство, то это будет ключевым звеном евразийской интеграции».
Вениамин Каганов сделал акцент на необходимости продвижения русского языка на всем евразийском пространстве. По его словам, уже полтора года проходит акция по продвижению русского языка в отдаленные регионы той или иной страны СНГ. В этом году студенты-добровольцы побывали со своей гуманитарной миссией в Киргизии, Белоруссии, а всего их программами охвачено уже 10 стран. Создана Ассоциация вузов России и Армении. В следующем 2017 году собирается съезд российских вузов для решения основной задачи – продвижения русского языка в страны ЕАЭС. Вениамин Каганов поставил вопрос о необходимости разработки единых учебников под эгидой государственных организаций. Таких учебников на данном этапе нет. Сергей Алдошин рассказал об опыте формирования технологической платформы в Белоруссии с участием России и Украины. Взаимодействие по схеме «власть-наука-бизнес» дало ценные результаты, которые, по мнению Сергея Алдошина, полезно было бы перенести на ЕАЭС. Виктор Садовничий рассказал об успешном опыте сотрудничества МГУ им. М.В. Ломоносова и его филиалов в Астане, под Куйбышевом, в Ереване и Минске. По словам В. Садовничего, в год 400 профессоров Московского университета выезжают в эти филиалы с лекциями и семинарами. При этом филиалы МГУ им. М.В.Ломоносова курируются президентами названных стран. Но по-прежнему острой остается проблема русского языка, вернее - его незнание в этих странах. Второй проект, о котором рассказал ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, касался Евразийской Ассоциации университетов. В нее входит 120 университетов СНГ. По мнению Виктора Садовничего, Ассоциацию необходимо расширить за счет Китая и некоторых стран Юго-Восточной Азии. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова рассказал, что китайские партнеры уже приступили к строительству аналога высотки Московского университета на Воробьёвых горах в китайском городе Шеньчжене для Российско-китайского университета. В сентябре следующего года это здание должно открыть свои двери студентам и профессуре.
Подведем итоги работы Интеграционного клуба в МГИМО (У) МИД России 23 ноября под председательством Валентины Матвиенко. Участники заседания пришли к выводу, что последовательная реализация всех направлений, о которых шла речь в контексте интеграционных процессов при участии профильных министерств и ведомств государств ЕАЭС, будет хорошей основой для выработки согласованной политики в научно-образовательной сфере на пространстве Евразийского экономического союза.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs