Если в 2015 году главным раздражителем для руководства Европейского союза в составе этой организации являлась Греция, то в нынешнем году данная роль перешла к Италии. Глава итальянского правительства Маттео Ренци практически на каждом саммите Евросоюза выступает против согласованных ранее решений в экономической и политической сфере, а на днях в ультимативном плане пригрозил заблокировать принятие главного финансового документа ЕС – бюджета на 2017 год – в том случае, если Брюссель откажется поддержать позицию Рима по миграционному кризису.
Итальянская позиция по указанному вопросу исходит из двух ключевых предпосылок – невозможности для самой Италии принять в 2017 году прежнее число беженцев и мигрантов и необходимости заставить разделить соответствующее бремя государства Центральной и Восточной Европы. Как заявил премьер Маттео Ренци в интервью итальянскому телеканалу RAI, он готов наложить вето на принятие очередного бюджета Евросоюза в том случае, если восточноевропейские страны не увеличат собственную квоту на прием беженцев. (http://www.reuters.com)
Одновременно он пригрозил заблокировать финансовые выплаты из фондов Евросоюза тем странам, которые отказываются помогать Италии, а также Греции, – принявшим «сотни тысяч мигрантов» за последние три года. «Италия не выдержит еще один такой же год, как этот», - подчеркнул Маттео Ренци, потребовав от Брюсселя уже к марту 2017 года принять действенные меры по сокращению притока беженцев на Апеннины и одновременно переориентировать указанный поток в страны Центральной и Восточной Европы – в первую очередь, в Венгрию и Словакию, отказывающиеся открывать свои границы перед беженцами и мигрантами. «Прежнее правительство Италии постановило, что мы отчисляем в бюджет (Евросоюза – П.И.) 20 млрд, а получаем 12 млрд, но если Венгрия и Словакия читают нам мораль, пользуясь нашими деньгами, а затем не помогают с мигрантами, то это нехорошо», - приводит слова главы итальянского кабинета газета Repubblica. (repubblica.it)
Миграционная проблема действительно продолжает оставаться для Италии чрезвычайно актуальной. Количество прибывших в страну беженцев и мигрантов в текущем году уже достигло соответствующих показателей за весь 2015 год - 155 тысяч человек. При этом итальянские власти не исключают, что в случае обострения ситуации в Сирии, Ираке или Турции в нынешнем году может быть побит даже печальный рекорд 2014 года, когда в Италию прибыли 170 тысяч мигрантов. (rbc.ru)
Однако проблема в взаимоотношениях Рима и Брюсселя не сводится к миграционной проблематике, а носит более глубинный характер. Речь идет о стремлении кабинета Ренци отдавать приоритет национальным политическим и экономическим интересам по сравнению с наднациональными планами и расчетами руководства Евросоюза – в том числе по вопросам взаимоотношений с Россией. Это, в частности, проявилось во время последнего саммита ЕС 19-20 октября, на котором рассматривался вопрос ужесточения антироссийских санкций под предлогом обострения ситуации вокруг сирийского города Алеппо. По свидетельству итальянского издания Il Foglio, «Франция и Германия не ожидали от Италии настолько жесткой позиции, в результате которой из текста декларации Совета ЕС исчезло слово «санкции». Это существенные перемены на брюссельском саммите, и их осуществил Ренци… Маттео Ренци сделал ход конем, обойдя всех и поставив Евросоюз перед действительностью: новые санкции в отношении России могут подождать».
Как отмечает издание со ссылкой на собственные брюссельские источники, итальянскую позицию поддержали Испания, Греция, Австрия и другие страны, однако именно Маттео Ренци «выступил здесь в качестве лидера, в результате чего ось между Берлином и Парижем поддалась». (ilfoglio.it)
По итогам ожесточенной дискуссии из пункта 21 итогового заявления саммита ЕС был исключен уже прописанный в предварительной версии от 19 октября ключевой пассаж о возможном введении против России «последующих ограничительных мер» за ее поддержку действий официального Дамаска.
При этом следует иметь в виду, что итальянский премьер прибыл на саммит ЕС непосредственно после переговоров с президентом США Бараком Обамой – что в практике Евросоюза обычно выступает залогом обеспечения американских интересов. Однако в случае с Италией произошло как раз обратное. «Ренци проделал свои расчеты чрезвычайно хладнокровно и верно проанализировал расклад: Белому дому его шаг не понравится, но Обама пакует чемоданы и «Bye-Bye, Mister President», на первом плане окажется кто-то другой. Европейский союз слаб, Меркель и Олланд терпят неудачи (накануне выборов 2017 года), а без Италии, после Brexit, за который проголосовали верноподданные ее величества, на их расчеты полагаться не приходится. Европейская комиссия знает одну-единственную схему и играет стенка на стенку на основе счетов и маневрирования бюджетами, и тогда премьер выбирает тактику войны на истощение и накладывает вето на досье по России» - отмечает Il Foglio.
Как признают сами итальянские средства массовой информации, премьер-министр вынужден считаться с интересами национального бизнеса, в частности, в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Данные отрасли «в последние два года потерпели значительные потери в производстве после наложенных на Москву санкций». (ilfoglio.it)
Еще одним немаловажным фактором, определяющим ужесточение позиции Рима в отношении руководства Евросоюза, является намеченный на 4 декабря общеитальянский референдум по вопросам конституционной реформы. Ключевым пунктом предложений правительства Ренци выступает изменение роли основных институтов – в первую очередь, сената (верхней палаты парламента) - в системе государственной власти. Сам премьер неоднократно заявлял о намерении подать в отставку в случае неудачи плебисцита, необходимость которого он объясняет в том числе стремлением обеспечить эффективность правительственной политики в контексте обеспечения национальных интересов в социально-экономической сфере и в области решения миграционной проблемы.
Вне зависимости от внутриполитических истоков внешнеполитических шагов Маттео Ренци, следует иметь в виду, что его оппозиция Брюсселю несет гораздо большую угрозу для единства ЕС, чем это было в случае с Грецией. Италия остается одной из ведущих экономик Евросоюза, и, кроме того, на нее непосредственно «завязаны» все решения по миграционной проблеме, а также ключевые энергетические проекты. В конце 2015 года итальянский премьер уже пригрозил заблокировать продление антироссийских санкций в том случае, если руководство Евросоюза не пойдет навстречу Риму в решении энергетических проблем и не окажет поддержку соответствующим «газовым» проектам.
Неудивительно, что именно вокруг Италии в настоящее время формируется лагерь недовольных действиями Совета ЕС и Еврокомиссии - в том числе по вопросу выстраивания отношений с Россией. Как признает, в частности, французская газета Le Figaro, по данной проблеме сложилась коалиция, «где находятся Италия Маттео Ренци (ситуация отразилась на ее торговых связях), Венгрия Виктора Орбана (он восхищается Путиным) и Словакия Роберта Фицо (она получает из России практически весь газ и нефть). Там же находятся исторические союзники и собратья по православию вроде Греции и Кипра». (lefigaro.fr)
«По вопросам России и дополнительных санкций разделительная линия бросает вызов истории и географии. Навлекшую на себя в 2014 году критику Западной Европы Вишеградскую четверку раздирает конфликт Польши и Венгрии» - подчеркивает французское издание и при этом напоминает, что, в частности, в Германия линия раскола уже фактически проходит через правящую коалицию христианских демократов и социал-демократов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs