ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Россия-Монголия: история, вызовы XXI века, перспективы

15:07 31.10.2016 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

В Москве в Институте Востоковедения РАН состоялась Международная научная конференция «Россия-Монголия: история, вызовы XXI века, перспективы», посвященная 95-летию установления дипломатических отношений между Монголией и Россией.

На конференции выступили: Чрезвычайный и Полномочный посол Монголии в РФ Б. Дэлгэрмаа; представитель первого департамента Азии МИД РФ В.В. Окнянский; директор Института истории и археологии АНМ проф. С Чулуун; научный руководитель ИВ РАН, чл.-корр. РАН В.В. Наумкин; д.и.н., главный научный сотрудник ИВ РАН В.В. Грайворонский; профессор Института международных отношений АНМ Д. Алтай; д.полит.н. А.С. Железняков и др.

В ходе мероприятия был обсужден широкий круг вопросов, включая историю дипломатических отношений Монголии и России, место Монголии в системе современных международных отношений, монголо-российское торгово-экономическое сотрудничество и стратегическое партнерство, политическое влияние внерегиональных государств на Монголию, «мягкая сила» в монголо-российских отношениях и др.

95 лет дружбы Монголии и России

5 ноября 2016 года исполняется 95 лет с момента подписания Соглашения между Правительством РСФСР и Народным Правительством Монголии об установлении дружественных отношений.

По мнению д.и.н. В.В. Грайворонского, историческое значение данного Соглашения состоит в том, что оно заложило правовую основу для развития российско-монгольских отношений в новых исторических условиях, которые сложились после победы национально-демократической революции в Монголии в июле 1921 года.

«Россия никогда не претендовала на завоевание или включение Монголии в свой состав. Более того, руководство СССР неоднократно отклоняло предложения некоторых руководителей Монголии о добровольном вхождении страны в состав СССР»

«За прошедшие 95 лет российско-монгольские отношения прошли долгий, неоднозначный путь развития. Они двигались от исторически обусловленных, особых, идеологизированных, патерналистских, союзнических отношений типа “старший брат-младший брат”, до полностью равноправных, добрососедских, дружественных отношений и сотрудничества в 1990–2009 гг., а в дальнейшем выросли до уровня стратегического партнерства (с 2009 года[1] по настоящее время). Главное состоит в том, что за этот длительный период межгосударственных отношений не было политических и, тем более, вооруженных конфликтов. Россия никогда не претендовала на завоевание или включение Монголии в свой состав. Более того, руководство СССР неоднократно отклоняло предложения некоторых руководителей Монголии о добровольном вхождении страны в состав СССР», – рассказал В.В. Грайворонский.

Трудности и успехи стратегического партнерства России и Монголии

Профессор Института международных отношений АНМ Д. Алтай в своем докладе отметила, что лишь с тремя государствами мира Монголия имеет отношения стратегического порядка – Россией, Китаем и Японией. Далее эксперт напомнила, что отношения Монголии и России за всю их давнюю историю испытывали как взлеты, так и падения: «В период с 1991 по 2000 гг. в монголо-российском взаимодействии наметился некоторый спад под влиянием как объективных, так и субъективных причин (распад СССР, переориентирование Монголии на демократический путь развития). Однако начиная с ноября 2000 года, когда была подписана Улан-Баторская Декларация, двустороннее сотрудничество постепенно активизировалось.

Действительный же сдвиг в развитии стратегического партнерства, по мнению Д. Алтай, произошел после визита Президента В.В. Путина в Монголию в сентябре 2014 года, где было подписано несколько двусторонних соглашений по различным отраслям, в том числе: Соглашение об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии, Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции РФ и Министерством юстиции Монголии, Соглашение между ОАО «Российские железные дороги» и Министерством дорог и транспорта Монголии о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию Улан-Баторской железной дороги и др.[2]

Оценивая динамику развития стратегического партнерства России и Монголии, большинство участников конференции сошлись во мнении, что за прошедшие годы наибольших успехов наши страны достигли в двустороннем сотрудничестве в области региональной и международной политики, а также в разнообразных сферах культурной и общественной жизни. По словам В.В. Грайворонского, достигнут высокий уровень взаимного понимания и доверия. Отсутствуют нерешенные политические вопросы. В свою очередь Д. Алтай подчеркнула стабильность политического диалога на высшем уровне: «За период 2015/2016 гг. Президент Монголии Ц. Элбэгдоржа имел в общей сложности 11 встреч с Президентом В.В. Путиным и Премьер-министром Д.А. Медведевым». Также профессор рассказала о позитивных сдвигах в гуманитарном сотрудничестве: увеличение числа квот монгольским студентам для обучения в российских вузах, культурный обмен, введение с ноября 2014 года безвизового режима на срок до 30 дней и пр.

Вместе с тем, по мнению монгольских и российских экспертов, торгово-экономическое сотрудничество, как неотъемлемая часть стратегического партнерства, сегодня является слабым местом для наших стран. Монгольский эксперт Д. Баасанхуу, считает, чтонесмотря на наличие солидной договорно-правовой базы и значительного потенциала Монголия и Россия демонстрируют низкую эффективность двусторонних экономических связей.

«По ряду внешних и внутренних причин объем взаимного товарооборота сократился на 25–30 %. Кроме того, ранее подписанные межправительственные соглашения (“Развитие инфраструктуры”, “Дорнод уран”) не были выполнены. Отсутствуют новые крупные двусторонние проекты», – отметил В.В. Грайворонский.   

Объем торгового оборота между Монголией и Россией по состоянию на 2014 год составил $1,6 млрд. В 2015 году объем торговли сократился, так как существенно снизилась цена на энергоресурсы, и составил $1 млрд (это в пять раз меньше, чем объем двусторонней торговли Монголии с Китаем[3]). В этом году правительство Монголии поставило цель – довести товарооборот между нашими странами до $10 млрд, что, по мнению Д. Алтай, труднодостижимо.

Проблемы торгово-экономического сотрудничества объясняются учеными нестабильностью политических приоритетов, непоследовательным выполнением обязательств по соглашениям с обеих сторон, невысокой заинтересованностью в осуществлении двусторонних мегапроектов и тарифными барьерами.

Тем не менее, представитель первого департамента Азии МИД РФ В.В. Окнянский в целом позитивно смотрит на перспективы развития монголо-российских отношений: «У Монголии и России есть уверенность и взаимный настрой на дальнейшее усиление стратегического партнерства, восстановление экономического сотрудничества и наращивание контактов в гуманитарной сфере. Укреплению комплексного характера наших отношений будет способствовать подписанная в апреле 2016 года Среднесрочная программа развития стратегического партнерства между Монголией и Российской Федерацией[4]. Большое значение имеет трехстороннее Соглашение об Экономическом коридоре между РФ, Монголией и КНР[5] (2016 г.), сулящего позитивные перспективы. Кроме того, позиции наших внешнеполитических ведомств по ключевым вопросам мировой политики, оценке становления нового миропорядка, видение путей решения конфликтов – во многом близки или полностью совпадают. МИД РФ очень ценит взаимодействие с Монголией в ООН, ОБСЕ и на других международных и региональных площадках. Мы убеждены, что реализация достигнутых в последнее время межгосударственных договоренностей в полной мере отвечает интересам народов наших государств».

«Мягкая сила» в монголо-российских отношениях

Специалист из Института Международных отношений АНМ А. Нямдолжин считает, что в современных монголо-российских отношениях «мягкая сила» становится одним из наиболее эффективных способов развития партнерских связей двух стран на глобальном и региональном уровнях: «За последние 20 с лишним лет Монголия и Россия, преодолевая схожие политические и экономические проблемы, движутся к формированию современного гражданского общества, опираясь на накопленный за период социализма многолетний опыт плодотворного сотрудничества в гуманитарной сфере. Именно поэтому ценности российской цивилизации встречают понимание и одобрение у различных слоев монгольского общества».

«Наши выпускники советских и российских вузов составляют научную, культурную, политическую, инженерно-техническую, а также военную элиту монгольского общества»

Чрезвычайный и Полномочный посол Монголии в РФ Б. Дэлгэрмаа в свою очередьотметила, что помимо 95-летия установления дипломатических отношений, наши страны в 2016 году отмечают другой важный юбилей – 90-летие начала подготовки монгольских специалистов в вузах СССР и России. Благодаря сотрудничеству двух стран были заложены основы современной науки и образования Монголии, подчеркнула дипломат. «За эти годы было подготовлено свыше 60 тыс. монгольских специалистов, которые внесли и вносят достойный вклад в развитие Монголии и делают многое для укрепления дружбы между Россией и Монголией. Наши выпускники советских и российских вузов составляют научную, культурную, политическую, инженерно-техническую, а также военную элиту монгольского общества. Становление науки происходило с начала 20-х годов. В этот период были заложены основы научного взаимодействия между Монголией и Россией, выработаны его основные формы и содержание, определена нормативно-правовая база сотрудничества. Наши совместные ежегодные экспедиции начались с 1950-х гг., по геологии – с 1968 года, историко-культурные экспедиции – с начала 1970-х гг. По сей день проводятся геолого-географические экспедиции. Уже начиная с XVIII века ученые России вносят существенный вклад в развитие монголоведения. Российское монголоведение – одно из самых представительных и лидирующих школ в мире», – рассказала г-жа Б. Дэлгэрмаа.

Однако исследователь А. Нямдолжин, подчеркивая важность предоставления образовательных услуг иностранным студентам как важнейший инструмент «мягкой силы» государства, признает, что по сравнению с советским прошлым сегодняшнее сотрудничество в области образования незначительно и ограничено. В учебных заведениях существенно сокращено количество часов русского языка. На 2015-2016 учебный год правительство РФ выделило 350 квот монгольским студентам на обучение в российских вузах. В свою очередь Китай выделил на этот же период до 1000 квот. Кроме того, представитель Посольства Монголии в РФ Ц. Сайнсанаа отмечает, что обеспеченные монгольские семьи предпочитают отправлять своих детей на учебу в университеты Европы и Америки.

Место Монголии в современном мироустройстве

«Среди стран с относительно малой численностью населения Монголия во многом уникальна: близких ей по цивилизационным параметрам независимых стран в мире не существует»

«Среди стран с относительно малой численностью населения Монголия во многом уникальна: близких ей по цивилизационным параметрам независимых стран в мире не существует», – считает главный научный сотрудник ИВ РАНА.С. Железняков. Так же эксперт отметил, что определение места Монголии в современном мироустройстве весьма актуально, поскольку эта страна не относится ни к «своим», ни к «чужим».

«В XXI веке нелепо представлять Монголию, государство–члена ООН, в качестве буфера, находящегося в положении изгоя»

«Позиционирование в мире новой, постсоветской Монголии невозможно без отказа от классических геополитических подходов. Без такого отказа её невозможно будет представить иначе, как в знакомом по первой половине XX в. положении буфера между двумя гигантами. Но в XXI веке нелепо представлять Монголию, государство–члена ООН, в качестве буфера, находящегося в положении изгоя. Настоящее время характеризуется растущей взаимозависимостью субъектов мироустройства и диктует необходимость того, чтобы на смену примитивному геополитическому образу прослойки между “молотом” и “наковальней” пришел образ сложного (чуть ли не часового) механизма функционирования мирового сообщества цивилизаций, где одинаково значимыми являются все ведущие узлы (“шестеренки”) – большие и малые. Монголия еще в 1994 г. провозгласила приверженность ценностям своей цивилизации. Теория и практика сплелись в комплексном позиционировании в мире монгольской цивилизации, т.е. всего региона Внутренней Азии с привязкой его к Монголии как единственному легитимному в политическом плане ядру этой цивилизации. Особенно наглядно это проявляется в наши дни, когда по инициативе монгольской стороны на последних саммитах ШОС возник абсолютно новый, трехсторонний, формат взаимодействия России, Китая и Монголии, т.е. формат, учитывающий сложное переплетение трех локальных цивилизаций»,– рассказал А.С. Железняков.

Отвечая на вопрос журнала «Международная жизнь» о возможности существования каких-либо геополитических и цивилизационных вызовов для современной Монголии, А.С. Железняков ответил следующее: «В Монголии проживает всего около 3-х миллионов человек. Конечно, её трудно сопоставить по своей политической и экономической мощи с соседними странами – Россией и Китаем. Вместе с тем получается уникальная вещь. Если мы возьмем какую-либо страну в Европе, скажем, Венгрию, то она вместе с сопредельными государствами составляет определенную культурно-цивилизационную общность. Тем не менее, Монголия, окруженная двумя «гигантами», остается сама по себе, т.е. представительницей буддистского мира, с глубокими историческими корнями, почитанием Чингисхана и так далее. Монголия – единственное суверенное государство в регионе, которое с трибун ООН может заявлять о своей цивилизационной идентичности. На эту страну с большим интересом смотрят многие народы России – от якутов до башкиров, которые, невзирая на культурные и религиозные отличия, тем не менее, близки ей по исторической памяти. Историческая память существует как у европейцев, так и у огромного региона, который простирается на Россию, Китай, Монголию (регион Внутренней Азии). В прошлом Монголия испытывала на себе определенные геополитические вызовы, и если на нее давила одна сторона, то она искала защиты у другой. Сейчас же не оказывается какого-либо давления на это государство. Безусловно, оно постепенно втягивается в сферу экономических интересов соседних стран, но при этом находится в процессе выработки своего собственного, не только геополитического, но и культурного, экономического вектора развития».

Монголия, имеющая общую границу только с Россией и Китаем, не замыкается на сопредельных государствах и стремится расширить поле для внешнеполитического маневрирования в XXI веке. По словам представителя Восточного Института В.А. Родионова, она активно развивает связи с внерегиональными странами, включая США, Японию, Республику Корея, Евросоюз, Турцию, Индию и др. государства. В официальных документах и научных публикациях данная совокупность стран получила наименование “третий сосед”.

Примером активного включения Монголии в международную жизнь может послужить проведение Саммита международной организации “Форум Азия-Европа” (АСЕМ) в Улан-Баторе летом 2016 года.

«Cаммит АСЕМ 2016 г. для Монголии имел исключительно важное значение не только с точки зрения роста политического престижа и влияния страны, закрепления позиций Монголии как связующего моста между Азией и Европой, но и расширения выгодного экономического сотрудничества с Китаем, Сингапуром, Вьетнамом, Японией и Республикой Корея», – считает д.и.н. М.И. Гольдман.

***

В ходе Международной научной конференции «Россия-Монголия: история, вызовы XXI века, перспективы» монгольские и российские эксперты, политологи, историки, представители внешнеполитических ведомств подняли важные вопросы двусторонних отношений Монголии и России, выявили текущие проблемы и предложили пути их решения для укрепления дружественных отношений между нашими странами. Для российской стороны становится очевидно, что Монголия постепенно выходит из тени двух окружающих ее гигантов – Китая и России. Страна проводит свою самостоятельную внешнюю политику на международной арене, не забывая при этом сближаться со своими соседями путем интеграции в экономическое пространство Центрально-Азиатского региона. 

Фото А. Толстухиной



[1] 25 августа 2009 г. в столице Монголии Улан-Батор была принята и подписана Декларация о развитии стратегического партнерства между РФ и Монголией http://www.mongolia.mid.ru/90years_4.html

[5] Соглашение об Экономическом коридоре между РФ, Монголией и КНР, подписанное главами государств в июне 2016 года в Ташкенте (Узбекистан), предполагает состыковку Евразийского экономического пространства, китайского экономического пояса «Шелковый путь» и монгольского «Степного пути». Данное Соглашение предполагает активизацию приграничных связей, а также реализацию более 30 трехсторонних инфраструктурных и других инвестиционных проектов. Инициатором трехстороннего сотрудничества стало монгольское правительство, которое через реализацию проекта «Степного пути» (предполагающего транзитную торговлю) стремится укрепить национальную экономику.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати