Фото: theatlantic.com
Двадцатого октября исполнилось пять лет с момента трагической гибели главы ливийской Джамахирии Муаммара Каддафи, убитого в 2011 году во время штурма города Сирт. Несмотря на все попытки восстановить в стране правопорядок, ситуация в Ливии остается до сих пор нестабильной. Страну раздирают внутренние противоречия, отсутствует сильная центральная власть. К этому можно добавить действия террористических группировок различных мастей – от «Аль-Каиды» до «ИГИЛ», которые беспрепятственно проникают на территорию Ливии и используют ее для транзита оружия.
В Москве, на площадке МИА «Россия Сегодня» состоялся круглый стол, на котором ведущие эксперты по ливийской проблематике обменялись мнениями по поводу текущей ситуации в Ливии и регионе в целом. Основными темами, которые обсуждали участники мероприятия, стали бездействие в отношении расследования обстоятельств гибели М. Каддафи и возможные пути вывода страны из кризиса.
Заведующий Центром евразийских исследований им. Н.Е. Бажановой Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, посол Олег Пересыпкин, рассказал о своем опыте пребывания в Ливии во время правления М. Каддафи. По его словам, страна являлась вполне успешной и стабильной. Все поступления от основных природных ресурсов – нефти и газа, использовались для поддержания социального благополучия. «Каддафи был харизматичным, мыслящим человеком», - отметил О. Пересыпкин, добавив, что в настоящее время в Ливии вряд ли найдутся политические лидеры, сравнимые с фигурой М. Каддафи. После его трагической гибели и окончательного свержения режима, разрозненные племена, которые Каддафи в свое время объединил, снова начали междоусобную войну.
«Действительно, сегодня единого ливийского государства нет, те разрозненные племена, которые когда-то Каддафи сумел объединить и создать ливийскую нацию, находятся во вражде друг с другом, а западные политики достаточно успешно реализуют план по государственному разделению», - заявил председатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии Сергей Бабурин. По его мнению, та бесконечная смена хозяев нефтяных месторождений, которая происходит в стране – является современным видом международного разбоя под прикрытием государств, осуществивших интервенцию. «Убежден, что в 2011 году никаких ливийских повстанцев не было, были наемники из других стран, которые на деньги Франции, Италии и ряда других государств, осуществили спецоперацию. Расшатав ситуацию в Ливии, в гражданскую войну был втянут и сам народ».
С. Бабурин подчеркнул, что необходимо добиться проведения справедливого расследования обстоятельств гибели М. Каддафи и выразил надежду на то, что правда о ливийском лидере «выйдет наружу» и будет сохранена для будущих поколений.
Ведущий научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У) МИД РФ Юрий Зинин привел печальную статистику по погибшим в Ливии за последние пять лет. По его словам, точные цифры погибших достоверно так и остаются неизвестными, но за первые восемь месяцев войны погибло около 5,5 тысячи человек. Во временной период с октября 2011 по 2014 года погибли порядка 4 тысяч человек, а за последние два года, после раскола страны на две части, около 3,5 тысячи человек. Он подчеркнул, что после «освобождения» Ливии погибло значительно больше людей, чем во время самой «революции», что является немаловажным фактом.
При этом, по мнению Ю. Зинина, ливийский народ получил расколотый парламент, межплеменные конфликты, нарастающие противоречия между различными внутриполитическими силами, которые подогреваются СМИ. Фиксируется значительное падение уровня жизни населения, социальные обязательства не выполняются, добыча нефти, основной статьи дохода страны, сократилась в четыре раза. «На протяжении нескольких лет ничего не могут сделать. Состояние хаоса не позволяет нормально заниматься добычей нефти. Кроме того, результатом падения режима М. Каддафи стало и появление на территории Ливии сторонников «ИГИЛ».
Развивая последний тезис, специалист по современной истории Ближнего Востока и Северной Африки, старший преподаватель факультета политической науки НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов отметил, что Ливия действительно превратилась в «проходной двор» террористической группировки ИГИЛ, при этом он заметил, что не менее 60% боевиков являются выходцами из других стран, что, по его мнению, свидетельствует о кризисе суверенитета. Он согласился с тезисом о том, что М. Каддафи является выдающимся политическим деятелем, но привел один факт – его убийство воспринимается ливийским народом как «необходимая мера». Г. Лукьянов рассказал, что в Ливии существует «культ героизации революции 17 февраля», так как она перевернула затянувшуюся страницу истории страны.
Все эксперты без исключения сошлись во мнении, что за прошедшие пять лет после свержения режима М. Каддафи «демократия в страну так и не пришла». Вместо этого, в Ливии сейчас непрекращающийся гуманитарный кризис и хаос, а попытки создания единого правительства и армии каждый раз проваливаются.
Напомним, гражданская война в Ливии началась 17 февраля 2011 года. В результате оппозиционных волнений восточные области страны вышли из под контроля центральной власти. При этом западная часть Ливии оставалась под контролем сил М. Каддафи. 18 марта Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1973, которая устанавливала бесполётную зону над территорией страны и позволяла принять «любые меры для защиты ливийского народа». На следующий день, вооружённые силы Франции и США начали военную операцию «Рассвет одиссеи». 30 апреля М. Каддафи обратился в телеобращении к международной общественности, заявив, что готов к переговорам со странами НАТО. 20 октября оппозиционные силы (Национальный переходный совет) начали штурм города Сирт, где находился сам Каддафи. В результате штурма ливийский лидер был взят в плен и убит в результате самосуда.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs