Эффект БРИКС

00:37 17.10.2016 Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Фото пресс-службы Президента России

На индийской земле, в живописном месте штата Гоа состоялся восьмой саммит БРИКС – международной организации, участниками которой являются Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская республика. Саммит прошел под девизом «Формирование востребованных, инклюзивных и коллективных решений».

Многие авторы, комментируя год за годом процессы развития в БРИКС, неоднократно подмечали, что на английском языке эта аббревиатура созвучна слову «bricks» - «кирпичики», что вполне соответствует главной цели организации – построить здание сотрудничества государств-участников в XXI веке.

Саммит в Индии продемонстрировал, что на пути строительства этого здания сделано уже многое, и в главном документе встречи – «Декларации Гоа»[1] сформулированы уже новые задачи. И что чрезвычайно важно отметить – вместе с этой Декларацией одновременно принят «План действий по реализации Декларации Гоа», где прямо по датам расписаны мероприятия, нацеленные на выполнение договоренностей. О самых важных их них мы расскажем ниже, а начнем обзор событий VIII-го саммита БРИКС с представления некоторых подробностей о встречах, которые провели участники, как в многостороннем, так и в двустороннем форматах.

Сначала – о пленарных заседаниях, в которых приняли участие лидеры пяти стран: президент России Владимир Путин, премьер-министр Индии – хозяйки саммита – Нарендра Моди, председатель КНР Си Цзиньпин, президент ЮАР Джейкоб Зума и президент Бразилии Мишел Темер, впервые участвующий в саммите в связи с тем, что он недавно занял пост главы государства после импичмента, вынесенного Дилме Руссеф.

В повестку дня были включены дискуссии по таким проблемам, как укрепление стратегического партнёрства в рамках БРИКС и развитие многопрофильного сотрудничества в этом формате, который стал в последнее время одним из мощнейших международных объединений, собравшим почти половину Человечества. Лидеры обсудили также самые «больные» проблемы мировой политики – и борьбу с международным терроризмом, и урегулирование ситуации в Сирии, и варианты повышения стабильности мировой экономики и финансов, и совершенствование архитектуры глобального управления.

Заседание началось в узком составе, затем продолжилось с участием членов делегаций стран БРИКС, сообщает официальный сайт Главы Российского государства. Эту часть переговоров назвали «Сотрудничество БРИКС – пути вперед».

Выступая на встрече, Владимир Путин отметил следующие позиции:[2]

- Страны «пятёрки» придерживаются близких позиций по актуальным глобальным и региональным проблемам, выступают за решительные действия по борьбе с терроризмом, совместное противодействие другим острым вызовам и угрозам современности.

- Мы убеждены, что урегулирование международных конфликтов должно осуществляться исключительно политико-дипломатическими средствами, и не приемлем политику силового давления в любой форме, ущемления суверенитета других государств.

- Роль стран БРИКС в мировой экономике продолжает возрастать. Если в 2007 году наша доля в глобальном ВВП составляла менее 24 процентов, то в этом году она уже превышает 31 процент.

- «Пятёрка» активно участвует в разработке многосторонних решений и договорённостей, призванных ускорить глобальный рост и торговлю, решить проблемы занятости.

- Начата практическая работа Нового банка развития БРИКС и пула условных валютных резервов. Банком развития БРИКС уже одобрены первые пять инвестиционных проектов в области «чистой» энергетики – по одному для каждой из стран-участниц.

- С запуском пула валютных резервов у наших государств появляется возможность для более эффективной защиты наших валют от волатильности финансовых рынков.

- В условиях обострения международной конкуренции призываем партнёров активизировать торговое и инвестиционное сотрудничество между государствами БРИКС. Это позволит реализовать преимущества, вытекающие из взаимодополняемого характера наших экономик, а также уменьшит уязвимость каждого государства «пятёрки» от неблагоприятных тенденций международной конъюнктуры.

- Год назад на саммите в Уфе наши страны приняли Стратегию экономического партнёрства БРИКС до 2020 года. Рассчитываем, что в скором времени будут согласованы дорожная карта инвестиционного сотрудничества БРИКС и план действий, которые позволят приступить к практической реализации этой стратегии.

- Страны «пятёрки» придерживаются близких позиций по актуальным глобальным и региональным проблемам, выступают за решительные действия по борьбе с терроризмом, совместное противодействие другим острым вызовам и угрозам современности.

- Считаем, что более эффективной может стать промышленная и технологическая кооперация государств объединения. Необходимо перевести в практическую плоскость инициативы по созданию союза литейной промышленности БРИКС, строительству центра обработки и хранения электронных данных, профессиональной подготовке кадров. Важно проработать идею учреждения энергетического агентства БРИКС.

- Поддерживаем предложение индийской стороны о запуске специального интернет-портала для малого и среднего бизнеса стран БРИКС.

- Значительный потенциал видим для развития кооперации в области электронной коммерции. Сегодня это один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики в мире. Поэтому нужно выработать общий подход стран БРИКС к регулированию её деятельности, а также созданию условий для безбарьерной электронной торговли между странами – членами объединения.

- Хорошие перспективы есть и для сотрудничества в мирном использовании космоса. Только один пример: объединив данные наблюдений со спутников дистанционного зондирования поверхности Земли, страны БРИКС могли бы внести свой весомый вклад в решение стоящих перед человечеством проблем, таких как глобальное изменение климата, стихийные бедствия, защита окружающей среды.

- Полагаем полезным ускорить работу по гармонизации таможенных процедур, в том числе, обменяться опытом в вопросах введения «единого окна» для деятельности внешнеэкономических операторов, сообща работать над унификацией правил антимонопольного регулирования, вести дело к сближению производственных норм и технологических стандартов.

- Отмечу активный практический вклад в работу нашего объединения Делового совета БРИКС.

- Полагаем необходимым укреплять взаимодействие в БРИКС в сфере здравоохранения с целью обмена опытом в вопросах профилактики и пресечения распространения опасных инфекционных заболеваний, таких как эбола в Африке, а также риски, связанные с лихорадкой Зика в ряде государств Латинской Америки.

- Отмечаем начало практической работы учреждённого по инициативе России Сетевого университета БРИКС. За год к его работе присоединились 56 вузов наших стран. Убеждены, университет станет важным инструментом реализации многосторонних образовательных, научных и инновационных проектов.

 

Встреча лидеров БРИКС

Мы подробно рассказали о российско-индийских переговорах в материале «Нарендра Моди: «Мы высокого ценим усилия России в борьбе с международным терроризмом».[3] По итогам этой встречи Владимира Путина и Нарендры Моди было одобрено большое число договоренностей в самых разных областях сотрудничества – от экономического и энергетического до военного. Приведем только один фрагмент этой большой статьи:

«На переговорах индусы украсили стол лилиями: как объясняют, по местным поверьям эти лилии демонстрируют «надежность в отношениях». И этот нюанс – заметили.

Но даже для экспертов, анализирующих и освещающих мировые события, а, ещё конкретнее: отношения России и Индии – сегодняшнее многообразие договоренностей на высшем уровне стало просто откровением. Буквально за несколько часов переговоров Владимира Путина в Индии с премьер-министром Нарендрой Моди миру был преподнесен столь мощный и многообразный «букет» соглашений Москвы и Дели, что видавшие виды иностранные обозреватели впали в некий «ступор». Они-то ещё недавно писали о том, что, типа, «США переманили» Индию на свою сторону», а «у русских там больших перспектив сотрудничества не предвидится».

И что мы – вдруг! – увидели сегодня? Если, все это охарактеризовать только одним словом, то в памяти всплывает термин «Виктория». Кажется, в России именно так именовали издавна свои Победы?»

…Поскольку эта часть визита была подробно представлена на наших страницах, обратим внимание на другие встречи Владимира Путина в Гоа.

На переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином прошел обмен мнениями о ситуации в Сирии. Российская сторона проинформировала о развитии событий в этой стране, сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.[4]

 

Фото ТАСС

По словам Д. Пескова, в ходе беседы была отмечена «схожесть позиций в плане необходимости противодействия терроризму». Кроме того, «была акцентирована недопустимость вмешательства в среднеазиатские дела каких-либо сил извне». «Была подчеркнута необходимость дальнейшего взаимодействия в том, чтобы препятствовать проникновению на территорию Средней Азии и через неё международного террора», - сказал он.

Также Д. Песков сообщил, что лидеры двух стран на встрече затронули ситуацию на Корейском полуострове и высказались в пользу его денуклеаризации.

Официальный сайт Главы Российского государства пишет, что «в целом была подчёркнута схожесть позиций России и Китая по ключевым международным проблемам».[5]

Со своей стороны, китайское информационное агентство «Синьхуа», по итогам встречи отметило высказывания лидера КНР[6]:

«Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай и Россия, будучи постоянными членами Совета Безопасности ООН, а также главными странами с нарождающейся рыночной экономикой, должны осуществлять тесную координацию и сотрудничество в ООН, ШОС, БРИКС и других многосторонних форматах, совместно содействовать развитию международного порядка в направлении большей справедливости и рациональности, защищать интересы стран с нарождающейся рыночной экономикой и развивающихся стран».

Прошла встреча президента России с президентом ЮАР Джейкобом Зумой. По официальным сообщениям, главы государств «обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества, взаимодействия в сфере атомной энергетики, тему защиты инвесторов. В ходе встречи отмечалась в целом перспективность сотрудничества в области технологий, в частности в кораблестроении, информационно-космических технологиях, телемедицине».[7]

 

Фото пресс-службы Президента России

Владимир Путин, в частности, сказал: «Хочу ещё раз отметить и подчеркнуть, что отношения между нашими странами развиваются так, как, в принципе, мы с Вами и планировали. Ситуация непростая, но в целом мы проходим эти сложности.

И очень хорошо, что в своё время Южно-Африканская Республика присоединилась к организации, которая без вас называлась БРИК, а сейчас называется БРИКС. Будем надеяться, что ей удастся заняться конкретными делами, кроме согласования позиций общеполитического характера, заняться делами в сфере экономики. То, что мы создали два важных финансовых инструмента, – это первый шаг к практическому сотрудничеству в многостороннем формате».

Лидер ЮАР пригласил Владимира Путина посетить его страну, «чтобы укрепить наши отношения. Мне кажется, есть ряд важных причин, по которым Вам необходимо посетить нашу страну. Согласен, что мы сможем обсудить общие вопросы и перейдём к конкретике».

Интересный момент в ходе саммита – встреча с лидеров БРИКС с представителями Делового совета БРИКС, в который входят представители предпринимательских кругов пяти государств. В этой части программы обсуждались вопросы расширения торгового сотрудничества бизнеса, сближение экономик стран «пятёрки», запуск новых совместных проектов.

 

Фото пресс-службы Президента России

Обращаясь к присутствующим, Владимир Путин отметил: «Бизнес, как известно, играет ключевую роль в решении стоящих перед странами БРИКС задач по обеспечению устойчивого развития и ускорению экономического роста. Руководство стран БРИКС учитывает мнение предпринимательских кругов при выработке перспективных планов торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках «пятёрки».

Большое значение в этом контексте имеет деятельность Делового совета, учреждённого в 2013 году, напомню, по предложению России. Совет заработал без раскачки, более того – стал выдвигать весьма полезные идеи и инициативы.

К примеру, от деловых кругов поступили предложения по вопросам устранения избыточных административных барьеров, оптимизации таможенного и технического регулирования, технологической стандартизации, упрощению визового режима для предпринимателей, а также по многим другим проблемам, мешающим ведению бизнеса.

В тесном взаимодействии с деловыми структурами разработана Стратегия экономического партнёрства БРИКС, которую, напомню, мы приняли год назад на саммите в России, в Уфе. В её развитие сейчас готовится дорожная карта инвестиционного сотрудничества. Рассчитываем, что бизнес примет самое активное участие в её наполнении конкретными проектами.

Россия будет и далее содействовать сближению экономик «пятёрки», формировать предпосылки для запуска новых бизнес-проектов, и приглашает предпринимательские круги стран БРИКС развивать партнёрские связи с российскими компаниями.

Считаем важным наладить тесные связи и взаимодействие Делового совета с Новым банком развития. Ожидаем соответствующих рекомендаций от предпринимательского сообщества по дальнейшему расширению проектной деятельности этого финансового института.

При поддержке Делового совета 12–14 октября в Нью-Дели… с успехом прошла первая Торговая ярмарка БРИКС. Это масштабное мероприятие продемонстрировало реальные возможности наших стран для наращивания экономического сотрудничества, расширения промышленной и технологической кооперации.

У БРИКС ёмкий потребительский рынок, в который вовлечено три миллиарда человек, большие запасы сырьевых и энергетических ресурсов, развитая научно-техническая база.

Россия будет и далее содействовать сближению экономик «пятёрки», формировать предпосылки для запуска новых бизнес-проектов, и приглашает предпринимательские круги всех стран БРИКС работать на нашем рынке, развивать партнёрские связи с российскими компаниями.

И мы, конечно, будем и далее всячески поддерживать деятельность Делового совета как важного механизма укрепления взаимовыгодного партнёрства стран БРИКС».[8]

…В рамках финансово-экономического сотрудничества БРИКС сделал ещё один шаг. Напомним, что предыдущие решения касались создания Банка БРИКС и Валютного пула БРИКС. И эти решения уже реализуются. Теперь – новый этап создания финансовых структур. Договорились об учреждении Рейтингового агентства БРИКС. Об этом заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди: «Строительство институтов – главная цель наших усилий. Мы договорились как можно быстрее создать Рейтинговое агентство БРИКС».

Лидеры также условились создать Центр сельскохозяйственных исследований и ускорить создание сети железных дорог БРИКС. Все – ради развития торгово-экономического сотрудничества, причем, не только внутри, но за пределами формата «пятерки». И нет сомнений в том, что, выстраивают эту инфраструктуру в БРИКС, как говорится, с самым дальним прицелом. Ещё бы! Половина человечества заслуживает надежных финансовых и инфраструктурных организаций.

Завершая обзор состоявшихся в Гоа встреч и принятых решений, процитируем некоторые позиции из упоминавшейся в самом начале «Декларация Гоа».[9] Это – стратегический документ, имеющий более ста пунктов. Ещё раз заметим, что к нему прилагается «План действий по реализации Декларации Гоа»,[10] в котором по дням и датам расписано, как пункты этой «Декларации Гоа» будут исполняться.

Итак, некоторые принципиальные позиции из «Декларации Гоа» 16 октября 2016 года:

1. Мы, руководители Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики, встретились 15-16 октября 2016 г. в Гоа, Индия, на VIII саммите БРИКС, который прошел под девизом «Формирование востребованных, инклюзивных и коллективных решений».

2. Ссылаясь на все наши предыдущие декларации, мы подчеркиваем важность дальнейшего укрепления солидарности и взаимодействия стран БРИКС на основе наших общих интересов и ключевых приоритетов в целях последующего усиления стратегического партнерства в духе открытости, солидарности, равенства, взаимопонимания, инклюзивности и взаимовыгодного сотрудничества. Мы согласны с тем, что возникающие вызовы глобальному миру и безопасности, а также устойчивому развитию требуют еще большей активизации наших коллективных усилий.

3. Мы согласны с тем, что страны БРИКС обладают авторитетным голосом на международной арене благодаря нашему содержательному сотрудничеству, приносящему прямую выгоду нашим народам. В этом контексте мы с удовлетворением отмечаем начало работы Нового банка развития (НБР) и Пула условных валютных резервов, которые вносят большой вклад в развитие глобальной экономики и укрепление международной финансовой архитектуры...

4. Мы с удовольствием отмечаем одобрение НБР первого пакета займов, в частности, предполагающих реализацию проектов в государствах БРИКС в сфере возобновляемой энергетики. Мы также выражаем удовлетворение в связи с тем, что НБР выпустил первые «зеленые» облигации в юанях. Кроме того, мы рады отметить, что операционализация Пула условных валютных резервов укрепила глобальную сеть финансовой безопасности...

6. Мы подтверждаем наше общее видение происходящих серьезных изменений в мире по мере перехода к более справедливому, демократичному и многополярному международному порядку на основе центральной роли Организации Объединенных Наций и уважения международного права. Мы вновь заявляем о необходимости укрепления координации усилий по решению глобальных вопросов, а также практического сотрудничества в духе солидарности, взаимопонимания и доверия. Мы подчеркиваем важность коллективных усилий в разрешении международных проблем, а также в мирном урегулировании споров политическими и дипломатическими средствами, и в связи с этим мы возобновляем нашу приверженность принципам Устава ООН…

8. Мы подтверждаем решимость содействовать обеспечению справедливого и равноправного международного порядка, основанного на целях и принципах Устава ООН, в том числе, посредством последовательного и всеобщего уважения и соблюдения принципов и норм международного права в их взаимосвязи и целостности, и при выполнении всеми государствами их международных юридических обязательств. Мы обязуемся решительно отвергать попытки искажения итогов Второй мировой войны. Мы также напоминаем, что развитие и безопасность тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы и являются ключевым условием для достижения устойчивого мира.

9. Мы по-прежнему уверены, что решение международных проблем требует коллективных усилий в целях мирного урегулирования споров политическими и дипломатическими средствами. Применение принципов добросовестности, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств и сотрудничества исключают применение односторонних принудительных мер в нарушение международного права. Мы осуждаем военные интервенции и экономические санкции в одностороннем порядке, нарушающие международное право и общепризнанные нормы международных отношений. Исходя из этого, мы подчеркиваем, что неделимость безопасности имеет особое значение и что ни одно государство не должно укреплять свою безопасность за счет других.

10. Мы напоминаем о заключительном документе Всемирного саммита 2005 года. Мы вновь подтверждаем необходимость всеобъемлющей реформы ООН, включая ее Совет Безопасности, в целях повышения его представительности, эффективности и действенности, а также более широкой представленности в нем развивающихся стран, чтобы он мог надлежащим образом реагировать на глобальные вызовы. Китай и Россия вновь заявляют о том, что они придают важное значение статусу и роли Бразилии, Индии и ЮАР в международных делах и поддерживают их стремление играть более весомую роль в ООН…

14. Мы глубоко обеспокоены в связи с ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Мы поддерживаем все усилия, направленные на поиск способов урегулирования кризисов в этой части мира с соблюдением норм международного права и в соответствии с принципами независимости, территориальной целостности и суверенитета стран региона. Что касается Сирии, мы призываем все вовлеченные стороны работать над всеобъемлющим мирным урегулированием данного конфликта, принимая во внимание законные чаяния сирийского народа, посредством инклюзивного национального диалога и политического процесса, осуществляемого самими сирийцами на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года и в соответствии с резолюциями 2254 и 2268 Совета Безопасности ООН, одновременно продолжая последовательную борьбу против террористических группировок, включая ИГИЛ, «Джабхат Ан-Нусру» и другие террористические организации, признанные таковыми Советом Безопасности ООН.

15. Мы подтверждаем также необходимость реализации на практике двухгосударственного решения палестино-израильского конфликта на основе соответствующих резолюций СБ ООН, мадридских принципов и Арабской мирной инициативы, а также ранее достигнутых договоренностей между сторонами, путем переговоров, направленных на создание независимого, жизнеспособного, территориально непрерывного палестинского государства, живущего бок о бок в мире с Израилем в безопасных, взаимосогласованных и международно признанных границах на основе линий 1967 года, со столицей в Восточном Иерусалиме, как предусмотрено в соответствующих резолюциях ООН.

16. Мы выражаем глубокую обеспокоенность сохраняющимися вызовами безопасности в Афганистане и существенным усилением террористической активности в этой стране. Мы подтверждаем поддержку усилиям афганского правительства по достижению национального примирения и борьбе с терроризмом при ведущей и определяющей роли самой афганской стороны, а также готовность к конструктивному сотрудничеству в целях обеспечения безопасности в Афганистане, содействия его независимому политическому и экономическому развитию и искоренению в нем терроризма и наркотрафика. Руководители стран БРИКС выразили мнение, что дееспособность и эффективность Афганских национальных сил безопасности (АНСБ) должны быть ключевым фактором в стабилизации Афганистана. В связи с этим лидеры подчеркнули необходимость неизменной приверженности стран региона и широкого международного сообщества, включая ведомую НАТО операцию «Решительная поддержка», которой как преемнику МССБ принадлежит ключевая роль в наращивании потенциала АНСБ. Лидеры отметили важность многостороннего взаимодействия стран региона по проблемам Афганистана, в первую очередь с участием организаций, в которые входят соседние с ним страны и других государств региона, таких как Шанхайская организация сотрудничества и Организация Договора о коллективной безопасности, а также в рамках Стамбульского процесса «Сердце Азии».

17. Мы приветствуем видение, устремления, цели и приоритеты Африканского союза (АС) в сфере развития Африки, предусмотренные Повесткой дня до 2063 г., которая дополняет Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 г. Мы вновь заявляем о нашей поддержке реализации африканскими государствами различных программ в соответствии с повесткой дня континента в целях мира и социально-экономического развития. Мы будем и далее участвовать в совместных усилиях по продвижению солидарности, единства и сплоченности Африки, принимая меры по поддержке региональной интеграции и устойчивого развития. Мы также приветствуем недавнее проведение выборов в странах континента, которые прошли в мирной обстановке…

23. Мы обязуемся подавать пример в реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. с учетом национальных условий и контекста развития в соответствии со спектром политических возможностей. Мы приветствуем принятый в ходе саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу Плана действий «Группы двадцати» по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и привержены его осуществлению путем принятия решительных мер по осуществлению преобразований, посредством конкретных коллективных и индивидуальных действий.

24. Наша встреча проходит в то время, когда продолжается процесс восстановления глобальной экономики. Однако темпы ее роста ниже, чем ожидалось, а риски спада сохраняются. Это отражается в целом ряде вызовов, включая волатильность цен на сырьевые товары, замедление торговли, высокий уровень частной и государственной задолженности, неравенство и отсутствие инклюзивности экономического роста. В то же время результаты роста должны быть широко доступны и распределяться в соответствии с принципом инклюзивности. Нестабильности глобальной экономики также способствуют геополитические конфликты, терроризм, беженцы, незаконные финансовые потоки и итог референдума в Великобритании.

25. Мы подтверждаем решимость использовать все рычаги экономической политики – денежно-кредитной, фискальной, структурной, – как на национальном уровне, так и совместно для достижения цели – обеспечить уверенный, устойчивый, сбалансированный и инклюзивный рост. Денежно-кредитная политика продолжит поддерживать экономическую активность и обеспечивать стабильность цен в соответствии с мандатами центральных банков. Однако сама по себе денежно-кредитная политика не может привести к сбалансированному росту. В связи с этим мы выделяем важную роль структурных реформ. Мы подчеркиваем, что наши фискальные стратегии одинаково важны для обеспечения общих целей экономического роста. Мы также отмечаем, что побочные эффекты некоторых политических мер, принимаемых в ряде развитых стран, имеющих системное значение, могут иметь негативные последствия для перспектив роста стран с формирующейся рыночной экономикой…

31. Мы приветствуем включение юаня в корзину валют специальных прав заимствования (СПЗ) 1 октября 2016 г.

32. Мы призываем развитые европейские экономики выполнить свои обязательства и уступить два места в Исполнительном совете МВФ. Реформа МВФ должна способствовать повышению роли и представленности беднейших государств-членов МВФ, в том числе, стран Африки южнее Сахары.

34. Мы вновь подтверждаем нашу поддержку многосторонней торговой системы с центральной ролью ВТО как краеугольного камня основанной на правовых нормах, открытой, прозрачной, недискриминационной и инклюзивной многосторонней торговой системы, в фокусе повестки дня которого находятся вопросы развития. Мы отмечаем рост числа двусторонних, региональных и многосторонних торговых соглашений и вновь заявляем, что они должны дополнять многостороннюю торговую систему, и призываем стороны соглашений выстраивать работу по укреплению этой системы под эгидой ВТО в соответствии с принципами прозрачности, инклюзивности и совместимости с правилами ВТО…

36. Мы приветствуем прогресс в реализации Стратегии экономического партнерства БРИКС и подчеркиваем важность Дорожной карты БРИКС торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества стран БРИКС на период до 2020 г. Мы считаем, что тесное взаимодействие между механизмами отраслевой кооперации, Контактной группой БРИКС по торгово-экономическим вопросам, Деловым советом БРИКС, Новым банком развития и механизмом межбанковского сотрудничества БРИКС является важнейшим фактором для укрепления экономического партнерства в рамках объединения…

42. Мы подчеркиваем важность содействия развитию инновационной, динамичной, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики. Мы активизируем наши консультации и координацию по повестке дня «Группы двадцати», особенно по вопросам, представляющим взаимный интерес для стран БРИКС, и будем продвигать вопросы, важные для государств с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран. Мы продолжим тесно взаимодействовать со всеми членами «Группы двадцати» в целях укрепления сотрудничества в вопросах макроэкономики, стимулирования инноваций, обеспечения мощного и устойчивого роста торговли и инвестиций в интересах глобального развития, совершенствования глобального экономического управления, повышения роли развивающихся стран, укрепления международной финансовой архитектуры, поддержки индустриализации в Африке и наименее развитых странах и расширения сотрудничества по вопросам доступа к энергии и энергоэффективности. Мы подчеркиваем необходимость наращивания международного взаимодействия по пресечению незаконных трансграничных финансовых потоков, уклонения от налогов и искажения данных в счетах-фактурах в торговле.

43. Роль БРИКС и совместные усилия его участников в сфере экономического и финансового взаимодействия приносят положительные результаты. Мы подчеркиваем важность нашего сотрудничества в целях содействия стабилизации глобальной экономики и возобновления роста…

46. Мы подчеркиваем важность наращивания взаимодействия в рамках БРИКС промышленном секторе, в том числе, в формате встреч министров промышленности БРИКС, в целях содействия ускоренному и устойчивому экономическому росту, усиления всеобъемлющих производственных связей, продвижения инноваций и создания рабочих мест, а также улучшения качества жизни народов в странах БРИКС…

53. Мы поддерживаем укрепление международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, в том числе, в рамках Рабочей группы БРИКС по противодействию коррупции, а также по вопросам, связанным с возвращением активов и лицами, разыскиваемыми в связи с совершением коррупционных преступлений. Мы признаем, что коррупция, включая незаконные денежные и финансовые потоки и полученные незаконным путем активы, скрывающиеся в иностранной юрисдикции, является глобальным вызовом, способным оказать негативное влияние на экономический рост и устойчивое развитие. Мы будем стремиться к скоординированному подходу в этом вопросе и содействовать укреплению приверженности на глобальном уровне предупреждению коррупции и борьбе с ней на основе Конвенции ООН против коррупции и других соответствующих международных правовых документов…

57. Мы категорически осуждаем несколько недавних нападений против некоторых стран БРИКС, включая атаку в Индии. Мы решительно осуждаем терроризм во всех его формах и проявлениях и подчеркиваем, что не может быть какого-либо оправдания никаким террористическим актам по идеологическим, религиозным, политическим, расовым, этническим либо другим мотивам. Мы согласились углублять сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, как на двустороннем уровне, так и многосторонних форматах.

58. В целях преодоления угрозы химического и биологического терроризма мы выступаем в поддержку и подчеркиваем необходимость запуска многосторонних переговоров по выработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма, в том числе, на Конференции по разоружению. В этом контексте мы приветствуем предложение Индии провести в 2018 г. конференцию, посвященную вопросам укрепления международной решимости противодействовать вызову формирования связки между терроризмом и ОМУ.

59. Мы призываем все страны придерживаться всеобъемлющего подхода в борьбе с терроризмом, который должен включать: противодействие насильственному экстремизму в тех случаях, когда он является питательной средой для терроризма, радикализации, вербовки, перемещений террористов, в том числе, иностранных террористов-боевиков; блокирование источников финансирования терроризма, в том числе, через организованную преступность посредством отмывания денег, организации наркотрафика и уголовных правонарушений; ликвидацию террористических баз; противодействие злоупотреблению террористическими структурами Интернетом, включая социальные сети, используя последние разработки в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Успешная борьба с террористами требует целостного подхода. Любые антитеррористические меры должны применяться в соответствии с международным правом и принципом уважения прав человека.

60. Мы принимаем к сведению состоявшуюся недавно встречу Высоких представителей БРИКС, курирующих вопросы безопасности, и в этом контексте приветствуем учреждение и проведение первой встречи совместной рабочей группы БРИКС по противодействию терроризму 14 сентября 2016 г. в Нью-Дели. Мы считаем, что данный механизм будет способствовать налаживанию диалога и углублению взаимопонимания между странами БРИКС по вопросам контртеррора, а также координации усилий по борьбе с террористической чумой.

61. Мы исходим из того, что международный терроризм, особенно «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, также известная, как ДАИШ) и связанные с ним группировки и лица, является беспрецедентной глобальной угрозой международному миру и безопасности. Подчеркивая центральную роль ООН в координации многосторонних подходов в борьбе с терроризмом, мы призываем все страны принимать эффективные меры по выполнению соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, и вновь подтверждаем нашу приверженность повышению эффективности контртеррористического сотрудничества в рамках ООН. Мы обращаемся ко всем государствам с призывом вести совместную работу по ускорению принятия Генассамблеей ООН Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму. Мы напоминаем об ответственности всех стран за пресечение террористических актов со своих территорий.

62. Мы вновь подтверждаем нашу приверженность международным стандартам по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения ОМУ в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и призываем к скорейшей, эффективной и повсеместной реализации Консолидированной стратегии ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма, включая эффективное осуществление ее плана действий. Мы намерены активизировать наше сотрудничество в рамках ФАТФ и подобных ей региональных органов…

66. Рост злоупотреблений ИКТ (информационно-коммуникационные технологии – ред.) в террористических целях представляет угрозу международному миру и безопасности. Мы подчеркиваем необходимость укрепления международного сотрудничества в борьбе с использованием ИКТ в преступных и террористических целях и подтверждаем общий подход к этой проблематике, зафиксированный в Этеквинской, Форталезской и Уфимской декларациях. Мы снова заявляем о ключевой роли ООН в реагировании на вызовы, связанные с безопасностью в сфере использования ИКТ. Мы продолжим совместную работу в целях принятия правил, норм и принципов ответственного поведения государств, в том числе, в рамках процесса ГПЭ ООН. Мы признаем, что государствам принадлежит ведущая роль в вопросах обеспечения стабильности и безопасности использования ИКТ.

67. Мы также выступаем за открытый, целостный и безопасный Интернет и вновь подтверждаем, что он является глобальным ресурсом и что государства должны на равноправной основе принимать участие в его развитии и функционировании, принимая во внимание необходимость привлечения соответствующих заинтересованных сторон в определенном качестве и с определенными обязательствами…

73. Признавая глобальный характер вызовов в области здравоохранения, мы подчеркиваем важность сотрудничества между странами БРИКС по вопросам продвижения исследований и разработки медикаментов и диагностических инструментов в целях купирования эпидемий и обеспечения доступа к безопасным, эффективным, качественным и приемлемым в ценовом отношении медикаментам первой необходимости…

106. Мы вновь подтверждаем нашу приверженность укреплению наших партнерств в целях развития наших государств. В связи с этим мы одобряем План действий Гоа…

110. Индия, ЮАР, Бразилия и Россия выражают признательность Китаю за его предложение провести в 2017 г. IX саммит БРИКС и готовы в связи этим оказать ему всяческую поддержку».

 

В заключении хотелось бы сказать вот о чем.

БРИКС «долго запрягал» – со дня появления этого термина в начале 2000-х до первого саммита в Екатеринбурге прошло почти 8 лет, но «быстро поехал» – с первого саммита прошло ещё 8 лет, а, посмотрите, какой темп набрало сотрудничество «пятерки»!

Сложившись, как «группа быстроразвивающихся экономик», БРИКС год за годом начал расширять формат тем для обсуждения, и вот сегодня мы уже видим среди его приоритетов борьбу против терроризма и поддержание международной стабильности.

Финансовая база БРИКС, первые шаги на пути к созданию которой были осторожны и неспешны, сейчас приобретает абсолютно рабочие формы. И нет сомнения в том, что новые инструменты – и Банк, и Фонд, и Рейтинговое агентство, и ряд других – станут надежной основой, причем, основой самодостаточной – почти автономной (все-таки полчеловечества в БРИКС), для создания и реализации новых проектов, которых год от года становится все больше и больше.

И, наконец, сам факт создания и развития БРИКС в таком составе играет важнейшую роль в укреплении доверия и сотрудничества между – об этом как-то мало говорят – двумя мировыми гигантами, двумя соседями: Китаем и Индией. Вот как прошла встреча Н.Моди и Си Цзиньпина в Гоа. Пишет агентство «Синьхуа»[11]:  

«Си Цзиньпин указал, что тренды на развитие китайско-индийских отношений воодушевляют. Стабильные и здоровые отношения между Китаем и Индией не только благоприятствуют развитию обеих стран, но и позволяют обеспечивать разумные интересы развивающихся стран в глобальном управлении и международной системе. Китаю и Индии следует постоянно обогащать содержание стратегических отношений сотрудничества и партнерства.

 

В свою очередь, Н.Моди заявил, что Индия и Китай поддерживают частые контакты и стратегические связи на высоком уровне. Это способствует усилению взаимопонимания и углублению сотрудничества, а также отвечает общим интересам развития и процветания как обеих стран, так и всего региона. Индия намерена усиливать сотрудничество с Китаем в рамках таких многосторонних структур, как БРИКС и ШОС, и поддерживает проведение в Китае в 2017 году встречи лидеров стран БРИКС».

А, ведь, ещё не столь давно отношения двух стран не могли быть названы «безоблачными»….

Вот это и можно назвать «эффект БРИКС», когда споры и раздоры отодвигаются куда-то «в дальний угол» под натиском программ взаимовыгодного сотрудничества и мирных решений во благо стран-участниц.

Кто знает, возможно этот «эффект БРИКС» уже в скором времени станет не только маркером во взаимоотношениях Пекина и Дели, но и приобретет более широкий – международный формат. Ведь, мир и сотрудничество – это универсальные ценности. Нет?

 

Ключевые слова: БРИКС Индия саммит Владимир Путин сотрудничество Гоа

Версия для печати