В мультимедийном центре МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция заместителя министра иностранных дел РФ Геннадия Гатилова. На встрече с журналистами замминистра подводил итоги 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он начал с повторения ключевых положений из выступления Сергея Лаврова 23 сентября с трибуны Генассамблеи в Нью-Йорке. Акцент был сделан на необходимости «коллективных усилий в деле сохранения и укрепления международной безопасности, совершенствования глобального управления, реальной демократизации международных отношений». Геннадий Гатилов упомянул и об объединительном характере внешней политики России «на контрасте с исповедуемыми рядом западных элит идеями превосходства, исключительности, реализации своих интересов любыми средствами, включая силовые».
Главной российской инициативой на завершившейся 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало создание широкого антитеррористического фронта, который должен будет предотвратить использование государствами террористов для достижения своих стратегических интересов. Главными угрозами мировой системы безопасности были названы: создание «Глобальной ПРО», разработка стратегических ударных вооружений в неядерном оснащении, размещение оружия в космосе, растущий дисбаланс в обычном вооружении в Европе.
Приветствуя участников пресс-конференции, Геннадий Гатилов объявил о начале председательства России в Совете Безопасности ООН. Ключевой темой первого месяца председательства станет сотрудничество с региональными организациями: ОДКБ, ШОС, СНГ. В повестке дня будут также региональные кризисы, в частности тема Сирии.
Первый вопрос был связан с опасением, что США выйдет из соглашения с Россией о сирийском урегулировании и продолжит поддерживать смену власти в этой стране. Геннадий Гатилов отметил, что прописанные в документе от 9 сентября положения дают возможность сдвинуть с мертвой точки мирные переговоры, но реализовать договоренности пока не удаётся, несмотря на частоту контактов Джона Керри и Сергея Лаврова. Американский удар по Дейр эз-Зор, затем обстрел гуманитарного конвоя под Алеппо поставили под вопрос соблюдение соглашения. Договор от 9 сентября, по словам замминистра, предполагает размежевание между Джабхат ан-Нусрой и умеренной оппозицией[1]. США отказываются провести встречу между военными для уточнения координат действующих группировок, взамен предлагая гуманитарное перемирие, которое, как поясняет Геннадий Гатилов, может быть использовано для перегруппировки и получения подкрепления извне. Кроме того, ход переговоров, по его мнению, затрудняет отсутствие общей позиции и общей делегации в составе сирийской оппозиции, а также неучастие курдов в составе делегации. Подводя итог, замминистра иностранных дел подчеркнул, что неспособность спецпосланника генсека ООН Стаффана Де Мистуры собрать представительную делегацию оппозиции и «смыкание» оппозиционных сил с террористической группировкой «Джабхат ан-Нусрой» - главные препятствия на пути к перемирию.
Отвечая на вопрос о расследовании расстрела гуманитарного конвоя в Алеппо, Геннадий Гатилов рассказал, что ответственность за обстрел попытались бездоказательно возложить на Россию, в то время как наша страна, по словам замминистра, с самого начала поддерживала проведение расследования. Когда российская сторона работала и с ООН, и с сирийским правительством – были выполнены все условия. Сирийская оппозиция, по словам замминистра, не только не отвела войска, но и угрожала проведению гуманитарного конвоя. Обвинения России в ударах по больницам и школам Геннадий Гатилов также назвал несостоятельными – «налицо использование мирного населения в качестве щита».
Уходя от сирийской темы, журналисты задали вопросы о предстоящих выборах Генерального секретаря ООН. Замминистра высказал позицию России: возглавить Организацию Объединённых наций должен представитель Восточной Европы. Когда началась кампания, в восточно-европейской региональной группе было принято решение о продвижении своих кандидатов. В состоявшемся 5-м раунде голосования вторую и третью позицию заняли восточноевропейцы: серб Еремич и словак Лайчак. Замминистра предостерёг от прогнозов и напомнил, что все кандидаты могут получить от государств-членов Совета Безопасности «чёрные карточки», накладывающие вето на избрание на пост Генерального секретаря ООН. В качестве примера он рассказал о тупике при выборе 7-го генсека ООН, когда были отвергнуты все кандидаты, и в отсутствии компромисса «взгляд упал на Кофи Аннана».
В ходе пресс-конференции заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов ответил также на несколько вопросов журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Сергей Лавров на завершившейся сессии Генассамблеи ООН заявил, что именно военное содействие России правящему режиму в Сирии предотвратило распад страны[2]. Возможно ли решение сирийского конфликта миротворческим контингентом ООН, а не силами заинтересованных стран?
Геннадий Гатилов: Честно говоря, сложно представить, что в Сирию сейчас могут быть направлены миротворцы. Здесь два аспекта. Во-первых, ооновские миротворцы направляются в случае, если на это согласны конфликтующие стороны. Рассчитывать на то, что такое согласие будет дано, сейчас не приходится. Что касается действий России, вчера исполнился ровно год с начала российской военной операции после официального приглашения сирийского правительства. Конечно, Российская Федерация сыграла большую роль в сохранении целостности страны. За этот год, по данным Министерства обороны, было уничтожено значительное число террористических целей. Мы фактически не позволили чёрному флагу развиваться над Дамаском. Это признаёт в первую очередь сирийское правительство, а также партнёры, в том числе американские. Наше участие в контртеррористической операции в Сирии весьма эффективно, особенно после обострения ситуации в Алеппо.
«Международная жизнь»: Вы упомянули о преимуществе стран-членов Совбеза ООН и привели в пример ситуацию с избранием Кофи Аннаном. Сам Кофи Аннан в интервью 21 марта заявил[3], что структура Совета Безопасности несправедлива и большая часть полномочий досталась четырём европейским странам. Российское руководство, в свою очередь, не раз поддерживало развивающиеся страны, в частности Бразилию, в стремлении стать постоянными членами Совбеза ООН. Есть ли у России на посту председателя организации планы по развитию и расширению Совета Безопасности?
Геннадий Гатилов: Мы согласны с тем, что некоторые регионы являются недостаточно представленными и требуется увеличение количества членов Совета Безопасности. Это нужно для того, чтобы сделать ситуацию справедливой для всех. Есть два основных варианта расширения. Первая группа стран выступает за расширение в составе постоянных и непостоянных членов Совбеза. Вы упомянули Бразилию – это как раз одна из стран, которые входят в так называемую «четвёрку» (G4). Бразилия, Германия, Япония и Индия претендуют стать постоянными членами. Есть другая группа не менее влиятельных стран, которая считает, что Совет Безопасности нужно расширить только в категории непостоянных членов. Между двумя сторонами происходят постоянные дискуссии. Есть уже 15 лет работающая группа открытого состава на Генеральной Ассамблеи, которая занимается регулярным обсуждением этих вопросов. Россия выступает за такой вариант расширения Совета безопасности, который был бы поддержан большинством. В пользу такого решения можно проголосовать двумя третями на Генассамблее, и оно будет считаться принятым. Однако, если одна треть государств будет недовольна, то это вызовет определённые трудности в работе организации и не приведёт нас к цели, а именно: к повышению эффективности работы Совета Безопасности. Среди этой трети государств и Италия, и Пакистан, и Аргентина, то есть весьма крупные и достойные страны, которые вносят существенный вклад в работу организации. Именно поэтому мы говорим: «Чтобы решение было справедливым оно в идеале должно быть поддержано всеми участниками». Это почти не достижимо, но вопрос принципиально важный не только для ООН, но и для международных отношений в целом. Пока ни один из двух вариантов не пользуется достаточной поддержкой, тем временем на их фоне появляется ещё и третий вариант. Это вариант полупостоянных членов, при котором государства избирались бы не на два года, а, скажем, до восьми лет. Таким образом создавалась бы категория полупостоянных членов. Однако, и этот вариант не находит широкой поддержки. До сих пор никакого реального движения нет, потому что каждая группа стран продолжает твёрдо стоять на своей позиции.
«Международная жизнь»: Большое спасибо за Ваши ответы!
[1] Так как «Джабхат ан-Нусра» признана террористической организацией, то удары по ней, по соглашению 9 сентября между Россией и США, не должны быть прекращены.
[2] МИД РФ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs