Свержение Муаммара Каддафи разрушило выстроенную одиозным «полковником» жесткую вертикаль власти, с помощью которой он смог обуздать клановую и племенную вольницу в стране. На смену ей не пришло ничего. Ливию растащили на уделы этнические, исламистские и просто бандитские группировки, что позволило Сергею Лаврову назвать страну «рассадником терроризма». (http://www.mid.ru) С самого начала в гражданской войне активное участие приняли арабские монархии и некоторые западные страны, прежде всего США и Франция.
Длительный конфликт поставил некогда богатую по африканским меркам страну на грань гуманитарной катастрофы. «Существует несколько причин упадка экономики, но самая главная – отсутствие экспорта нефти с ее месторождений. Это основная причина, по которой экономика Ливии парализована, а страна потеряла около 70 миллиардов долларов в течение последних двух лет», – утверждает экономический аналитик Вахид Джаббо. (http://ru.euronews.com) И в таких обстоятельствах планы ливийской Национальной нефтяной корпорации в ближайшее время довести добычу нефти до 900 тысяч баррелей в сутки ситуацию не улучшат.
Вовне внутриливийские проблемы проявляются в форме взрывного роста нелегальной эмиграции. После турецко-европейского соглашения поток мигрантов в Эгейском бассейне пошел на спад, и теперь, ввиду близости итальянских берегов и их прозрачности, если не сказать отсутствия границ в общепринятом понимании, «на авансцену» выдвинулась Ливия. По словам французского политолога Фабриса Баланша: «Вакуум государственной власти способствует транзиту нелегальных мигрантов через Ливию. Вооруженные формирования, которым поручено контролировать южные границы, сами организуют прибыльную контрабанду людей. И она становится одним из источников финансирования исламистских группировок вместе с контрабандой оружия, наркотиков и прочего. Деньги идут на обустройство тренировочных лагерей, в которые стекаются все, кто хочет принять участие в джихаде со всего мусульманского мира и Европы». (http://www.atlantico.fr) Так что успех общеевропейского проекта подготовки ливийской береговой охраны для противодействия нелегальной эмиграции представляется сомнительным. Вместе с потоком «гуманитарных» беженцев в Старый свет, естественно, проникают многие и многие джихадисты.
Тем временем ДАИШ (ИГ, запрещенная в России) переросло рамки государства и превратилось в империю, присовокупив к «метрополии» на землях Сирии и Ирака «заморские территории» в Йемене и Ливии. По данным европейских спецслужб, в последнее время из Сирии и Ирака в страну вернулись свыше 800 ливийских джихадистов, воевавших там на стороне новоявленного «халифата». (http://expert.ru)
Ситуация становится угрожающей: спецпосланник ООН в Ливии Мартин Коблер считает, что страна сможет устоять перед ДАИШ (ИГ), только если многочисленные «армии» и нерегулярные формирования объединятся в борьбе с террористами. (reuters.com)
Движение в этом направление есть. 17 декабря 2015 два конкурирующих правительства (в Триполи и Тобруке) при посредничестве ООН подписали соглашение о создании т.н. «Правительства национального согласия», которое смогло приступить к работе этой весной. Возглавил новый орган власти Файез ас-Сарадж, провозгласивший своей целью восстановление целостности страны. Впрочем, свою дееспособность этому правительству еще придется доказать. Сейчас подконтрольные ему вооруженные силы пытаются отвоевать у боевиков ДАИШ (ИГ) город Сирт. По информации, поступающей с места событий, операция развивается успешно, хотя по этому поводу есть определенные сомнения, т.к. еще в июне было объявлено об освобождении этого города. С недавнего времени к операции подключилась авиация США.
Более того, Вашингтон и ливийское руководство обсуждают планы переброски в страну американского военного контингента. Причем председатель объединённого комитета начальников штабов Джозеф Данфорд заявил, что если такое соглашение будет подписано, то «миссия в Ливии будет долгосрочной». (http://tass.ru) Объяснить наращивание военного присутствия американцев в Ливии можно стремлением компенсировать неудачи на сирийском направлении. Тем более в условиях избирательной кампании Демократической партии.
Напомним, что не далее как 1 июня Барак Обама признал военное вмешательство США в конфликт в Ливии своей самой большой внешнеполитической ошибкой. По его словам, операция США и НАТО не привела к стабильности в стране, и теперь в Ливии «царит хаос». (http://kommersant.ru) Вот только, похоже, не понимает этого Хиллари Клинтон, которая, по общему мнению, и была инициатором военной операции. В этой связи Даг Бэндоу в статье для National Interest пишет: «Две последние администрации придерживались курса ведения постоянных войн, который поддерживался обеими партиями США. К сожалению, последствия такой политики оказались катастрофичными: каждое вторжение создавало фундамент для последующих конфликтов. Однако авторы этой провальной политики заявляют, что все было бы хорошо, действуй Вашингтон более решительно. С этой точки зрения, проблема не в том, что США постоянно воюют, а в том, что страна воюет недостаточно. Страна находится в опасной зависимости от постоянной необходимости вторгаться в ту или иную страну… Такой подход базируется на убежденности, что Вашингтон способен решить любую проблему в мире».
И вот теперь США собираются во второй раз наступить на «ливийские» грабли?
Россия в целом занимает выжидательную позицию. В декабре прошлого года спецпредставитель президента по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов в интервью информагентству Интерфакс заявил: «Россия, разумеется, с учетом наших давних дружественных связей готова оказывать содействие, готова восстановить деятельность наших компаний и все виды сотрудничества, но только после того, как в Ливии будет создано правительство Национального согласия с участием всех, когда прекратится междоусобица и ливийцы все вместе восстановят свою государственность, эффективные органы власти, включая дееспособную армию, службу безопасности, которые могли бы взять на себя основное бремя борьбы с терроризмом». А эксперт Российского совета по международным делам Григорий Лукьянов высказывается более определенно: «В Ливии не существует здоровых политических сил, с которыми Россия могла бы вести дела с уверенностью и доверием». (https://www.gazeta.ru)
Однако, если ничего не делать, то ждать, пока «прекратится междоусобица и ливийцы все вместе восстановят свою государственность» придется очень долго. И несмотря на внутриполитическую неопределенность Москва уже сейчас старается взаимодействовать с наиболее адекватными ливийскими политиками. Причем с представителями различных сил. В конце прошлого года Сергей Лавров принимал главу ливийского правительства в Триполи Халифа Гвейла, не так давно в Москве прошли консультации с представителями влиятельного и амбициозного генерала Халифа Хафтара. После этого Файез ас-Сарадж сообщил о своем намерении «в ближайшее время» посетить Россию. (https://russian.rt.com)
Ливийцы явно не собираются «зацикливаться» на западных союзниках, однажды уже разваливших их страну. В этих условиях у России, несомненно, есть определенное «окно возможностей» для сотрудничества по разным направлениям, особенно, с учетом того, что «передовая линия» антитеррористического фронта проходит не только через Сирию.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs