Фото: review-planet.ru
В Москве состоялся круглый стол, посвященный современному состоянию российско-американских отношений на фоне предвыборной кампании в США и процесса политического урегулирования в Сирии. В мероприятии приняли участие известные политологи, представители отечественных и зарубежных СМИ.
Напомним, что осенью американская предвыборная кампания вступает в заключительную фазу. До президентских выборов в Соединенных Штатах, запланированных на 8 ноября с.г., остается чуть больше двух месяцев. Оба кандидата с каждым днем усиливают политическую риторику, и российская тема в этой президентской гонке занимает одно из ведущих мест. И это притом, что отношения России и США находятся не в лучшем состоянии. Лишь тема сирийского урегулирования является главной в повестке российско-американских отношений, о чем свидетельствуют прошедшие в Женеве 26 августа 10-часовые переговоры Министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри.
Заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Сидоров отметил, что внешнеполитическая проблематика в предвыборной кампании США занимает всего 10-15% . Примечательность нынешних предвыборных дебатов в том, что на них нередко возникает тема России и её политического руководства. Правда, в предвыборных платформах, которые были приняты на Национальных конвентах в июле текущего года, оценок внешней политики Москвы присутствует гораздо меньше. У демократов этому вопросу посвящен отдельный раздел, а что касается республиканцев, то у них эта тема неотъемлема от китайского фактора. Различия между претендентами на пост президента заключаются в том, кого они считают главным противником и конкурентом для США. Для Трампа главным соперником является Китай, поэтому его риторика в отношении Москвы мягче, чем у Клинтон.
Эксперт отметил, что оба фаворита предвыборной гонки вряд ли собираются переизбираться на второй срок, хотя бы в силу возраста. Обоим под семьдесят лет. По образному выражению А.Сидорова, будущую политику, в том числе и на российском направлении, будет проводить «двор», то есть новая администрация во главе с вице-президентом. В случае победы Д.Трампа вице-президентом станет действующий губернатор Индианы Майкл Пенс, а в команде Х.Клинтон - сенатор от штата Виргиния Тим Кейн. К их мнению необходимо присматриваться больше, чем к публичным заявлениям претендентов на президентский пост. «В целом различия взглядов Дональда Трампа и Хиллари Клинтон подчиняются той же логике, что и разногласия патриота-«почвенника» с глобалистами», - подчеркнул А.Сидоров.
В то же время, против кандидатуры Х.Клинтон ее оппонентами используются многочисленные скандалы, причем один из них связан с финансированием Фонда Клинтонов украинским олигархом Виктором Пинчуком и другими представителями политических и финансовых кругов Восточной Европы. Можно спорить, насколько серьезны эти обвинения, но сам по себе накал, который затрагивает Демократическую партию США и саму Клинтон, фаворита нынешнего американского истеблишмента, не может не произвести впечатление. А.Сидоров подчеркнул, что кандидатуру Х.Клинтон поддерживают не только демократы, но и значительная часть республиканцев. Известно, что в любой избирательной капании США республиканцы располагали гораздо большими средствами, чем демократы. Сейчас ситуация радикальным образом изменилась: именно в избирательную кампанию Х. Клинтон вложены очень крупные средства. В этих условиях оказывается очень выгодным апеллировать к внешней угрозе и обвинять сторону, напрямую не участвующую в определении расклада политических сил. Этой стороной стала Россия и ее президент. Одновременно град обвинений обрушился и на Трампа, которого в предвыборном запале обвиняют во всех смертных грехах, называя чуть ли не «русским олигархом», предателем интересов США и даже «фашистом».
Профессор Дипломатической академии МИД России Сергей Большаков отметил, что сама избирательная система США переживает на наших глазах период перерождения. Если выдвижение Х.Клинтон связано с приоритетами внешнеполитической платформы Демократической партии, то все остальные кандидаты в президенты неопытны во внешней политике. Кроме того, предвыборная гонка в США происходит в условиях нерешенных и острых проблем. Тезис о борьбе с международным терроризмом, который продвигался США с 11 сентября 2001 года, подвергся основательной ревизии. Особенно ярко это видно на Ближнем Востоке, где отсутствует единый фронт борьбы с общим противником. Так, В Йемене против повстанцев-хуситов и сторонников бывшего президента А.Салеха действует так называемая антитеррористическая коалиция под руководством Саудовской Аравии. В Сирии военные действия ведут два альянса– под руководством России и США.
Разумеется, среднестатистического американского избирателя мало волнует российская проблематика. Тем не менее, между Москвой и Вашингтоном необходимо восстановить диалог, вплоть до контактов между военными кругами России и США, а также разведсообществами. По мнению С. Большакова, главная проблема американского политического класса в том, что в его рядах все меньше остается серьезных специалистов по России уровня Генри Киссинджера, способных понимать логику Москвы и ее геополитическую мотивацию.
По мнению С.Большакова, пик конфликта между Россией и США еще не пройден. Россия сталкивается с многочисленными проблемами у своих границ. Внешнеполитические вызовы для Москвы не исчерпываются исключительно прекращением диалога с Вашингтоном. Серьезные изменения происходят, например, в Центральной и Восточной Европе, на позицию которых оказывает воздействие миграционный кризис. Эксперт напомнил, что Австрия находится перед перспективой победы правых политических партий, а Венгрия выступает за ужесточение миграционной политики и строит пограничную стену на границах с Сербией и Хорватией. Современная внешнеполитическая концепция должна учитывать множество подобных нюансов.
Заместитель директора Центра европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов считает, что принципиальное отличие нынешней предвыборной кампании в США по сравнению с предыдущими, связано с соперничеством между истеблишментом и раздраженным американским средним классом, который недоволен нынешним положением и хочет перемен еще в большей степени, чем в 2007 году, когда президентом страны стал Барак Обама. Прежние идеологические догмы в политике США перестают работать. В то же время победа Клинтон, если она все-таки произойдет, даст политической элите возможность проводить традиционную глобалистскую стратегию. «Если же победит Трамп, то последствия этого могут быть самыми революционными, - отметил Д.Суслов. - В качестве аналога можно привести только Вудро Вильсона и Гарри Трумэна, которые имплантировали эту глобальную линию во внешнюю политику США». Истеблишмент, по словам Д.Суслова, категорически отказывается работать с Трампом. В то же время соперник Хиллари Клинтон куда больший реалист, чем она, и менее идеологически мотивирован.
По словам Д.Суслова, мы уже два года живем в совершенно новых условиях российско-американских отношений, которые характеризуются системной конфронтацией. Многие эксперты называют это состояние новой холодной войной, и они отчасти правы. В этой связи место и роль России, ее позиционирование на современных американских выборах истеблишментом следует сравнивать не с 2008 годом, а с 1950-1960-ми годами ХХ века, то есть периодом холодной войны до начала разрядки. Совершенно понятно, что политический и идеологический вызов Вашингтону со стороны Москвы несопоставим с масштабами прежней эпохи, поэтому место России на современных американских выборах все же меньше, чем тогда. Надо понимать, что для политического класса США, который сплотился вокруг Хиллари Клинтон, и ее сторонников – либеральных интервенционистов, Россия – это однозначный враг и противник, системная ошибка и следствие неправильного развития мира после холодной войны. По их мнению, эту ошибку непременно надо исправить. Может казаться парадоксальным, но американские политики живут в полной уверенности и ожидании неизбежного краха России. Именно этим объясняется их риторика. Если же кто-то начинает, пусть даже по конъюнктурным соображениям, более благосклонно оценивать внешнеполитическую линию Москвы, то он сразу же становится объектом «торпедирования». Это мы и видим на примере Трампа.
Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко убежден, что в России еще с середины 1940-х годов сохраняется неоправданная персонификация российско-американских отношений. Отечественные политики постоянно надеются, что приход к власти нового президента приведет к улучшению отношений с Вашингтоном. Но эти надежды наивны. Воплощению их в жизнь мешает целый ряд системных факторов, определяющих основы американской внешней политики. Первый из них – это наличие у России военного потенциала, сопоставимого с американским. «Наша страна – единственная, обладающая техническими возможностями уничтожить США или вести с ними войну при помощи обычных вооружений, - отметил эксперт. - Пока Вашингтон не устранит это препятствие, он не может считать себя мировым гегемоном». Кроме того, США подозревают Россию в попытках пересмотра итогов распада Советского Союза. После референдума в Крыму эта убежденность лишь усилилась. Учитывая все эти факторы, основное направление внешнеполитической стратегии Д.Трампа предсказать нетрудно: оно будет учитывать прежние приоритеты, свойственные Соединенным Штатам.
По оценке А.Фененко, ситуация для России на внешнеполитической арене сейчас сложнее, чем в годы «холодной войны», поскольку за весь послевоенный период противостояния у СССР и США не было возможности для прямого военного столкновения. С расширением НАТО на Восток угроза локального военного конфликта возросла в Балтийско-Черноморском регионе, на Кавказе и в Центральной Азии. Сложность еще и в том, что в настоящее время весь конфликт между Москвой и Вашингтоном разворачивается вокруг согласия с гегемонией США и ее неприятия. Эксперт также не исключил столкновения России и НАТО на территории третьей страны, по аналогии с событиями 2008 года в Южной Осетии.
Старший научный сотрудник Центра североамериканских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО РАН) Виктория Журавлева охарактеризовала современную внутриполитическую ситуацию в США как своеобразные «выборы без выбора», в ходе которых лидерами гонки стали два максимально непопулярных в обществе кандидата. Выдвижение Дональда Трампа в качестве кандидата от Республиканской партии – это симптом внутрипартийного кризиса. Он показывает, насколько отдалилась власть от общества. Если американскому обществу не удастся достучаться до власти, появление подобных кандидатов неизбежно и в дальнейшем.
В.Журавлева подчеркнула, что улучшения российско-американских отношений ждать не нужно. Конфликт лежит в основе самой модели российско-американских отношений и пока другой модели не предвидится. Кроме того, в настоящее время Россия находится в стадии расширения своего внешнеполитического влияния, а США противодействуют подобной перспективе. Поэтому, пока у одной из сторон кардинально не изменятся внешнеполитические приоритеты, никаких подвижек ждать не приходится. Кроме того, необходимо учитывать и позицию Конгресса США, который традиционно занимает резко антироссийские позиции.
Менее категоричную позицию занял С.Большаков. По его мнению, вне зависимости от того, кто победит на предстоящих выборах в США, Москве и Вашингтону необходимо предпринять все меры для того, чтобы восстановить каналы дипломатических взаимоотношений, которые в течение последних двух лет активно сворачивала администрация президента Б.Обамы. Выполнению этой задачи могут способствовать переговоры по сирийскому урегулированию и встречи на полях саммита «Большой двадцатки».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs