В стране, где Надежда Савченко стала одним из символов современности, борьбы за независимость и одновременно за территориальную целостность, в этой стране началась ее травля, «потому, что шпион Москвы и хочет мира на Донбассе». Потихоньку, несогласованно, украинские эксперты и политики начали высказывать свои опасения по поводу Савченко, отмечая подозрительное совпадение ее заявлений и заявлений лидера движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука в отношении Минских соглашений.
Потом пошли разного рода конспирологические откровения. Наконец, 22 июля советник министра внутренних дел, народный депутат Антон Геращенко написал о Савченко на своей странице в соцсети «в сознание украинцев Путин внедрил "троянского коня"».
Опасения понятны - заявления Савченко идут в разрез с национал-популизмом основной части украинского политикума. Именно поэтому некоторые из них стали обращать внимание на то, что «украинская Жанна Дарк слишком хорошо говорит и рождает весьма проработанные тезисы». А они порой совпадают с заявлениями Виктора Медведчука, которого на Украине считают «агентом Кремля». Более того, многих политиков пугает то, что ей охотно отвечают те, кого официальная Украина в упор не видит и не считает стороной минского процесса – глава ДНР Александр Захарченко заявил, что готов к диалогу при наделении Савченко полномочиями.
Надо сказать, что менять подходы к диалогу с ДНР и ЛНР, к минским соглашениям призывает не только Савченко. Так, в нашумевшем интервью олигарх, бывший губернатор Донецкой области, народный депутат Сергей Тарута заявил:
"Я постоянно говорил, что у нас неправильная конструкция минской Контактной группы – там ни одного представителя Донбасса. Это же неправильно. Почему не включат Лукьянченко (мэр Донецка с 2002 года Александр Лукьянченко - ИФ)? До сегодняшнего дня его там уважают. Почему не включат других знаковых лиц?" (interfax.com.ua). Тарута услышан не был. Теперь не хотят слышать Савченко.
Что заставило так волноваться украинских политиков и экспертов? Вот небольшая хронология:
7 июня – Савченко заявила, что ради обмена пленными готова к переговорам с лидерами ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким.
10 июня – Савченко заявила о необходимости провести референдум с вопросами о децентрализации и федерализации (lenta.ru)
22 июля – Савченко заявила, что «Украине и сепаратистам на Востоке Украины нужно начать диалог и простить друг друга» (korrespondent.net)
23 июля – Савченко заявила, что если раньше не хотела, то теперь - должна стать президентом, и при этом, «уверена, что политическую систему в Украине можно изменить только сверху, а для изменений необходим период диктатуры». (bbc.com)
Последнее заявление Савченко наделало много шума. Некоторые украинские эксперты призвали относиться к этому заявлению серьезно и подчеркнули, что, готовность Савченко стать президентом, и ее рассуждения о диктатуре могут означать и насильственный вариант (переворот) ее прихода к власти. Здесь стоит разобраться в сложившейся на Украине социально-политической ситуации. Ее достаточно точно зафиксировали российские эксперты: «Один из признаков стабильной государственности — неучастие военных в политической жизни страны. Например, в Турции происходило всё наоборот — поэтому страну постоянно трясёт. По мнению политологов, Украина идёт по тому же пути — там в политику приходят «люди с ружьём», которые, по сути, являются квазивоенными (карательные батальоны). В этом — мощная предпосылка к постоянной нестабильности на Украине». (pnp.ru)
Квазивоенные - как новые представители политической элиты Украины, командиры добровольческих батальонов, из этой прослойки и Савченко – люди, сделавшие за два года головокружительную карьеру, но при этом не ставшие политиками, пленники идей майдана, позволяющие себя разыгрывать опытным украинским политикам старой школы в своих бесконечных комбинациях. Однако, эти новые элитарии всегда могут сорваться с цепи, или, что более вероятно, быть использованы как боевая группа, как, впрочем сейчас и используются, правда, пока для экономической и криминальной борьбы.
Возвращаясь к Савченко, стоит отметить, что кроме ее заявлений серьезное напряжение для элиты создает электоральная ситуация. Так, по данным одного из последних социологических опросов (sofia.com.ua), при включении имени Надежды Савченко в бюллетень для голосования на выборах президента, приблизительно равные шансы выйти во второй тур имели бы четверо кандидатов: Юлия Тимошенко, Юрий Бойко, Петр Порошенко, Надежда Савченко. Среди респондентов, которые «обязательно» будут принимать участие в выборах, имеют намерение проголосовать:
за Ю.Тимошенко - 13,4%,
за Ю.Бойко - 13,2%,
за П.Порошенко - 11,1%,
за Н.Савченко – 10,8%.
То есть, если Савченко будет принимать участие в президентских выборах, она станет серьезным электоральным конкурентом для Порошенко и Тимошенко, которые будут терять части своего электората в пользу Савченко.
На заявления Савченко и существующую социально-политическую ситуацию накладываются кризисные явления в экономике и отсутствие согласия в масштабах страны: часть общества и политикума не верят Порошенко, другая часть не верит Савченко, третья Тимошенко и т.д. Нет предложений и решений, которые бы в Украине устраивали большую часть политиков и общества.
Возвращаясь к Савченко, стоит отметить – она говорит о работающих вариантах выхода из войны на Юго-Востоке, которые болезненно воспринимаются обществом и невыгодны ни украинской власти, ни западным патронам страны. Похоже, она это понимает, и эта реакция выводит ее на новые заявления – о президентских планах и целесообразности диктатуры.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs