Евреи Крыма: социокультурное наследие и перспективы межконфессионального диалога

01:39 17.07.2016 Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Сборник «Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма» был представлен в ходе состоявшегося в Москве круглого стола.

В Москве прошел круглый стол, организованный Фондом поддержки и развития еврейской культуры традиций, образования и науки. Он стал своеобразным подведением промежуточных итогов проекта «Народы Крыма: взаимопроникновение  культур сквозь века», который, в свою очередь,  был запущен в конце 2015 года при поддержке «Национального благотворительного фонда» и направлен на включение коренных народов Крыма в общероссийское культурное пространство.

Евреи Крыма: современное положение

В своем вступительном слове председатель Фонда развития и поддержки еврейской культуры, традиций, образования и науки Михаил Чернов сообщил, что проект осуществлялся на основании президентского гранта. Важнейшее значение имела  экспедиция по  еврейским, караимским[1] и крымчакским[2] местам Крымского полуострова и конференция, состоявшаяся в Симферополе, в которой приняли участие в общей сложности 40 человек, представлявших ученое сообщество и общественные организации. По итогам первого полугода деятельности в рамках проекта выпущено 2 издания, в подготовке которых приняли активное участие представители еврейских национальных общин.  Первое из них  представляет собой публикацию обзорных материалов московского и симферопольского круглых столов, и основные выступления экспертов[3]. Особое место в сборнике  занимает обстоятельное исследование, посвященное  истории евреев Крыма с древнейших времен до наших дней, написанное известным гебраистом, старшим научным сотрудником Крымского центра этнокультурных исследований Михаилом Кизиловым. Основная тема, волнующая научное сообщество – определение правового статуса народов Крыма. Особенно тяжелая  ситуация сложилась с крымчакским народом, который в настоящее время находится на грани исчезновения. В настоящее время их осталось чуть более 200 человек. 

Прилагаемый к сборнику статей  фотоальбом[4] представляет собой своеобразный визуальный отчет о деятельности Фонда, в состав которого вошли материалы экспедиции  и фотографии, предоставленные еврейскими общинами Крыма, а также материалы с мероприятий Фонда в Москве и Симферополе. Фотоальбом отразил жизнь, повседневную деятельность и активность малых народов полуострова.

В состав представленного фотоальбома вошли фотографии из экспедиции по еврейским, караимским и крымчакским местам Крыма, архивные фотоматериалы, представленные еврейскими общинами, а также материалы с мероприятий Фонда

В последние четверть века  евреям  Крыма пришлось очень непросто. После распада СССР на полуострове перестало существовать наукоемкое производство (включая машиностроение и приборостроение),  в котором была занята большая часть еврейского населения Крыма.  Немалая часть евреев выехала на постоянное место жительства в Израиль и США.  Однако наряду с печальными обстоятельствами, появились и некоторые положительные изменения. В частности, на полуострове стала возрождаться полноценная духовная жизнь еврейских общин, которой в советское время практически не было.

Из-за деградации основных производств, главным средоточием общественной активности евреев в Крыму стала деятельность зарубежных общественных организаций. В частности, свою активность развернула   американская благотворительная организация «Джойнт», образовавшая сеть хеседов  в Крыму. По словам М.Чернова, точное определение численности проживающих в Крыму евреев  в настоящее время провести достаточно затруднительно, и подсчет ведется по количеству лиц, обращающихся в хеседы.

По словам М.Чернова, Крым стал единственной территорией на постсоветском пространстве, где в качестве основного течения в иудаизме утвердилось реформистское, или «прогрессистское», течение, которому активно оказывало поддержку украинское политическое руководство.  После воссоединения Крыма с Россией их деятельность  сократилась. Причина в том, что основные каналы финансирования «прогрессистских» общин находятся в Великобритании, руководство которого не признало вхождения полуострова в состав Российской Федерации. Наиболее тесные контакты с Лондом сохраняет керченская община. Однако одновременно идет объективный процесс перехода еврейских общин Крыма под юрисдикцию Федерации еврейских общин России (ФЕОР), и это не может не внушать надежды на достойное  будущее.

Главный военный раввин России, руководитель Департамента ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС, правоохранительными учреждениями и ветеранскими организациями России  Аарон Гуревич сообщил, что  в ходе экспедиции и во время проведения конференции в Симферополе вопрос изучения автохтонных народов Крыма вызвал оживленную дискуссию. Не все исследователи готовы признавать крымчаков и караимов «еврейскими народами Крыма». Кроме того, на полуостров сложилась школа тюркологов, изучающих историю и наследие Хазарского каганата. А.Гуревич подтвердил, что конференция зафиксировала факт  почти полного исчезновения крымчакского народа, тяжелейший удар по которому нанесла нацистская оккупация полуострова в годы Великой Отечественной войны. Но самое тревожное, что утрачена  преемственность традиции, которая неотделима от языка и быта, и сами ее носители, которые могли бы передать знание о ней будущим поколениям. 

В настоящее время крымчакский народ находится на пороге почти полного исчезновения.

Напомним, что почти 80% крымчаков было уничтожено в 1941 году, в самом начале нацистской оккупации полуострова. Сейчас ров на 10-м километре Феодосийского шоссе, где было расстреляно 17 тыс. человек (евреев, крымчаков, цыган и раненых военнопленных), по выражению известного исследователя, директора благотворительного фонда «Таврический клуб» Бориса Румшицкого,  стал «единственным в мире местом фактически осуществленного геноцида». Память о погибших нашла свое отражение в известной поэме Андрея Вознесенского «Ров» и в 7-й части симфонии «Свершилось» композитора Алемдара Караманова.

Несколько лучше обстоят дела с общинами караимов. Им возвращают молельные дома - кенасы, постепенно возрождается полноценная духовная  жизнь общин. Однако до сих пор возникает вопрос о религиозной самоидентификации современных караимов. Этим  вопросом  в ходе состоявшейся экспедиции задавался член попечительского совета Фонда, профессор НИУ-ВШЭ Юрий Плюснин:  может ли караимизм, несмотря на малочисленность своих адептов, считаться четвертой авраамической религией, или они все же ощущают себя иудеями?

В любом случае, по мнению раввина,  изучение народов Крыма, включая и караимов, должно быть не только академическим, но и направленным на установление контактов между общинами далеко за ее пределами, например, в Израиле и Египте. «Крым – уникальная по своей истории территория России, история которой уходит корнями в седую древность, во времена  Боспорского царства, - заметил А.Гуревич. – С Крымом связана жизнь  полного Георгиевского кавалера, участника Первой мировой войны, организатора отрядов еврейской самообороны в Палестине Иосифа Трумпельдора. Полуостров  освобождал  в 1944 году от немецкой и румынской оккупации уроженец этих мест генерал Яков Крейзер. Однако времена изменились, и мы должны честно признать: сейчас мы имеем дело с совершенно иной этнической картой полуострова, сильно отличающейся от той, которая существовала на момент распада СССР».

Народы Крыма и политика адаптации

Известный тюрколог, заместитель директора Российского научно-исследовательского института  культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Евгений Бахревский в своем выступлении отметил проблему, которую он условно обозначил как  «крымское сектанство». С одной стороны, евреи полуострова принципиально отказываются от алии, то есть репатриации в Израиль. С другой, такая позиция, связаннвя с замкнутостью на внутрикрымские проблемы,  неизбежно  приводит к определенным искажениям получаемой ими информации. Например, такой сложный регион как Кавказ, воспринимается евреями Крыма во многом предвзято, а само существование здесь еврейских общин воспринимается как открытие, хотя местное иудейство представляет собой по сути единую цивилизацию с евреями полуострова.

В то же время старший научный сотрудник сектора исследований  межнациональных и религиозных проблем  Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Галина Хизриева считает, что ставить крест на будущем народа – в корне неверно. История знает много примеров того, как народы, оказавшиеся в абсолютном меньшинстве, находили возможность возродить язык и культуру. Так произошло, например,  с фарерцами, которые вполне достойно чувствуют себя в Дании. Кроме того, на сохранение традиций гораздо большее влияние, чем археология и этнография, оказывает геополитика. Киев долгое время делал все возможное для того, чтобы обеспечить культурный разрыв Крыма и России. Однако даже в столь сложных условиях ряд общин находил возможности для развития. Например, немецкая община полуострова, несмотря на разрыв связей с Германией, продолжает развиваться.  Г.Хизриева предложила экспертам обратить внимание на опыт еврейской общины Дербента и ту  адаптационную политику, которую проводит руководство Республики Дагестан с целью сохранения культур малочисленных народов. По ее мнению, с целью включения народов Крыма в российское социокультурное пространство необходимо создать сайт, на котором уделялось бы особое внимание  экспертной дипломатии и  освещению  наиболее актуальных вопросов, среди которых отношения народов Крыма и Турции, связи общин полуострова  и Северного Кавказа.

Г.Хизриева подчеркнула, что для населения Крыма уважение к своему этносу, традиции и национальности всегда имело важное значение. Именно поэтому, когда радикальные течения в исламе стали бороться за привлечение здесь адептов в свои ряды, ваххабизм так и не смог закрепиться на полуострове. Вместо него значительное влияние получили «ихваны» и члены «Хизб-ут-Тахрир», которые действуют более тонко, но проблему для мусульманской уммы представляют не меньшую.

Народы Крыма: вопросы социокультурной интеграции

Представитель крымско-татарской региональной общественной организации «Къырым бирлиги» Мария Ослина заметила, что вся национальная политика, которую проводило руководство Украины в отношении Крыма, была направлена на унификацию народов  и этносов  этого региона. Ситуация изменилась только после воссоединения Крыма с Россией.  «Вхождение Крыма в состав России – это залог нашего дальнейшего  развития, - сказала она. - Полуостров и материк всегда умели жить по-соседски, сохраняя взаимное уважение друг к другу».

По мнению эксперта Фонда стратегической культуры Андрея Арешева, объединение еврейских общин полуострова и материка – очень сложный процесс, который вряд ли может быть навязан административными методами. Скорее, инициатива должна идти снизу.

На заседании круглого стола. Слева направо: Галина Хизриева, Александр Хаскельберг, Михаил Чернов. Фото А.Торина.

Президент Фонда поддержки еврейской культуры, традиций, образования и науки Аркадий  Хаскельберг поделился своими выводами о результатах прошедшей научной экспедиции. По его словам, они оказались удивительными и неожиданными. «Подавляющее большинство рядовых граждан почти не имеет  представления об этнической карте и истории полуострова, - заметил он. – До сих пор бытует представление о том, что Крым – прежде всего место отдыха и курортов. Это, конечно,  печально. Каждая территория на Земле представляет собой уникальное явление и одновременно единое пространство, объединенное культурно и идеологически. Поэтому важно, чтобы подобные исторические исследования были доступны широкому кругу людей». А.Хаскельберг считает, что  вокруг современного положения Крыма нагромождено много домыслов и лжи. Например, муссируются отношения крымских татар с Турцией. Исходя из корыстных или идейных побуждений, ряд СМИ становятся источником агрессии. Примером может служить освещение вопросов отношений крымских татар и Турции. Чтобы свести подобные примеры к минимуму, необходимо проводить грамотную и взвешенную информационную политику.

По словам А.Хаскельберга, развитие современных технологий делает все более интенсивным процесс изменения нашего пространства, к которому люди не готовы. Нужно учиться жить в стремительно меняющемся мире и  уметь дать оперативный и  адекватный ответ на возникшие вызовы. Такая работа совершенно  немыслима без взаимодействия представителей различных традиционных для Крыма конфессий.

Президент Фонда поддержки проекта «Дань памяти» имени Мусы Джалиля Гаяр Шабанов заявил, что  еврейская тематика исследований Фонда должна рассматриваться в контексте отношений с другими национальностями. «Межнациональные проблемы нельзя решить единомоментной акцией, она требует ежедневной и ежечасной работы», - подчеркнул он.

В своей деятельности Фонд поддержки и развития еврейской культуры пользуется поддержкой и армянских общественных организаций.  Президент общественной организации «Джавахкская диаспора России» Агаси Арабян  рассказал об открытии в крымском селе Абрикосово (бывшее Айкашен) потомками армянских семей, депортированных в 1944 году из Крыма на Урал,  мемориала, посвященного жителям села, ушедшим на фронт. По данным, которые приводит Российско-армянский центр стратегических и общественных инициатив, на войну из села ушло 70 человек. Половина из них погибла. Благодаря деятельности поисковых организаций, удалось установить имена 59 фронтовиков. В настоящее время работа продолжается.

«Необходимо создать общий крымский еврейский портал, который мог бы рассказывать о текущем положении еврейских, караимских, крымчакских общин И способствовать их интеграции в общероссийское социокультурное пространство» (Михаил Чернов)

Подводя итоги состоявшемуся обсуждению,  директор Фонда Михаил Чернов заметил, что долгое время в конфессиональной политике в Крыму процветала атмосфера правового нигилизма. Сейчас, на наших глазах ситуация меняется в лучшую сторону. М.Чернов уточнил, что исследовательская группа Фонда посетила почти все еврейские общины Крыма. «Везде, где мы побывали, существует запрос на единство и объединение общественных усилий. Поэтому у нас возникла идея создания общекрымского еврейского портала, который мог бы рассказывать о текущем положении иудейских, караимских, крымчакских общин и обеспечивал их интеграцию в российское культурное и религиозное пространство», - сообщил директор Фонда. Правда,  этот замысел   пока находится на стадии экспертного обсуждения,  и говорить о конкретной дате запуска портала  еще рано. Но то, что он рано или поздно будет воплощен в жизнь, сомнению не подлежит.

 


[1] Караимы – этническая группа, исповедующая караимизм – религиозное течение, которое, в отличие от иудаизма, признают только Танах (Священное писание иудеев), но отрицают авторитет Мишны  и Талмуда. Помимо Крыма, проживают на Украине и в Литве.

[2] Крымчаки – народ, проживающий  в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Говорят на диалекте крымскотатарского языка. Верующие – сторонники талмудического иудаизма.

[3] Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2016.- 200 с.

[4] Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма: фотоальбом. – М.: Издатель Воробьев, 2016.- 96 с.

Ключевые слова: Фонд поддержки и развития еврейской культуры традиций образования и науки Крым иудаизм конфессиональная политика диалог культур российско-украинские отношения Турция крымские татары евреи караимы крымчаки Симферополь Михаил Чернов Агаси Арабян Гаяр Шабанов Галина Хизриева Российский институт стратегических исследований (РИСИ) Федерация еврейских общин России (ФЕОР) раввин Аарон Гуревич

Версия для печати