Скандальное решение третейского суда в Гааге, объявившего незаконными любые претензии Китая на исключительную экономическую зону в районе архипелага Спратли, резко обостряет китайско-американские противоречия. Это же решение, возможно, обострит и отношения Китая с Европейским Союзом. Россия из-за не менее скандального вердикта этого суда в пользу бывших акционеров ЮКОСа имеет свои претензии к этому органу – гаагскому Постоянному арбитражному суду (так напрямую переводится международно признанное английское название этого учреждения – Permanent Court of Arbitration, в России же предпочитают название «Постоянная палата третейского суда»). По сути, Постоянная палата третейского суда не является сама по себе судом, она выступает в роли ОРГАНИЗАТОРА международных трибуналов, призванных разрешать юридические коллизии, имеющие международный характер. Напомним, что организованный таким образом трибунал в 2014 году обязал Россию выплатить 50 миллиардов долларов компенсации бывшим акционерам компании ЮКОС. Теперь организованный в Гааге таким же образом трибунал вынес решение, по всем пунктам отвергающее претензии Китая на освоение Южно-Китайского моря. На фоне резкого ухудшения отношений России и НАТО после недавнего саммита в Варшаве возникший вокруг этого судебного решения конфликт станет дополнительной нагрузкой на военную структуру США. Одобрение госдепартаментом вынесенного по Южно-Китайскому морю вердикта, а также многочисленные заявления президента Обамы в поддержку оппонентов Пекина – прежде всего Филиппин - все это создает для США еще одно обязательство военной помощи, таким образом уменьшая возможности давления на Россию на европейском направлении.
Напомним суть спора в Южно-Китайском море. Иск в гаагский арбитраж подали в 2013 году Филиппины – страна, ближе всего расположенная к рифу Скарборо (Scarborough Shoal, как называют это место по-английски). Воспользовавшись особенностями этого рифа, китайская сторона с 2013 года провела активные строительные работы, превращая местное мелководье в искусственные острова. Свою деятельность Китай оправдывал ссылками на двухтысячелетнее китайское присутствие в этом регионе. Этот же аргумент позволил Китаю выдвинуть претензии на фактическое включение в его исключительную экономическую зону и двух других архипелагов в Южно-Китайском море – островов Спратли (находятся вблизи берегов Малайзии) и на Парасельский архипелаг, большинство островов которого находятся ближе к китайскому берегу, хотя пара клочков суши оказывается ближе к Вьетнаму. Все эти острова настолько ничтожны по площади, что еще в 1980-е годы не обозначались даже на атласах крупного масштаба.
Китаю контроль над островами в Южно-Китайском море нужен для обеспечения стабильного судоходства в Малаккском проливе – «бутылочном горле», через которое идет, по данным BBC, не менее 60 процентов китайского морского импорта-экспорта. Стоит отметить, что, в отличие от Китая, Филиппины почти ничего не делали в последние годы для экономического освоения этих архипелагов.
Пока что в суд обратились только Филиппины, но американский разведывательно-информационный центр Stratfor отмечает, что полностью негативный для Пекина вердикт трибунала, созданного гаагским третейским судом, может подтолкнуть и другие страны региона к аналогичным шагам против китайского присутствия в регионе. stratfor.com
Вот как Stratfor описывает сложившуюся ситуацию: «Вьетнам реагирует осторожно, но он все же послал не предназначенное для публикации письмо трибуналу ООН, признавая юрисдикцию этого трибунала и призывая его рассмотреть и вьетнамские претензии в этом регионе». Stratfor отмечает, что, хотя Япония, Малайзия, Индонезия, Таиланд и Тайвань формально остались всего лишь наблюдателями юридической коллизии в Южно-Китайском море, у всех есть свои амбиции в этом регионе. Сейчас все они внимательно наблюдают, насколько последователен будет Пекин в своих шагах. Если Китай даст слабину, выводы сделают прежде всего его филиппинские, вьетнамские, а возможно, и японские оппоненты.
Пока что ситуация развивается по конфронтационному сценарию, причем США в целом повторяют те ошибки, которые привели Вашингтон к конфликту с Россией. Безоговорочная поддержка весьма сомнительных судебных решений, ущемляющих интересы других крупных государств (таких, как Россия и Китай), заключение обязывающих военных соглашений с малыми государствами европейского или восточноазиатского региона – все это рано или поздно может вовлечь Вашингтон в целую паутину противостояний, что приведет к растягиванию его и вправду мощного военного и финансового потенциала.
Поддерживая антикитайские фобии на Филиппинах или антироссийскую истерию в Польше, США могут оказаться в заложниках у местных радикалов, рассматривающих американцев как мощный резерв, который всегда под рукой и который позволяет безответственно провоцировать могучих соседей. Примером могут служит недавние безответственные заявления министра обороны Польши Антония Мацеревича, который, сообщив о готовящемся размещении в Польше «тысяч американских войск», обрадованно нарушил существовавшее много лет в НАТО формальное табу на выражение прямой враждебности к России. «Саммит НАТО в Варшаве стал большим успехом. Нам удалось добиться от всех членов понимания той опасности, которая угрожает им с востока, со стороны России. Сейчас НАТО всей своей гигантской силой разворачивается на восток»,- заявил Мацеревич после саммита в Варшаве в интервью Polskie Radio (польское радио для вещания по всему миру). polskieradio.pl
Сегодняшнее сожжение китайских флагов на Филиппинах – это тоже одно из последствий расширения американского военного присутствия на Дальнем Востоке, очень схожего с расширением присутствия США в Восточной Европе. Филиппины чувствуют дополнительную уверенность при разговоре с Китаем из-за соглашения Манилы с Вашингтоном от 1999 года, по которому американские войска могут свободно «посещать» территорию Филиппин (аналогичные соглашения у США теперь есть с Грузией и Украиной, а членство Польши и стран Прибалтики легитимизирует подобные «посещения» автоматически). Газета «Нью-Йорк таймс» отмечает, что даже приход к власти на Филиппинах прагматически настроенного к Китаю президента Родриго Дуэрте пока не привел к выходу Филиппин из-под оборонного «зонтика» США. А теперь, после решения созданного Гаагским судом трибунала, шансы на выход из-под американской опеки резко уменьшаются. nytimes.com
России стоит присмотреться к разворачивающейся в Южно-Китайском море конфронтации хотя бы из-за аналогий, которые возникают при сравнении этой ситуации с положением в прилегающей к нашим границам Восточной Европе. В Восточной Европе заключение соглашений о свободном допуске американских войск на территорию Грузии, Украины, Польши укрепило в этих странах радикальные антироссийские режимы. И еще неизвестно, кто у кого оказывается в заложниках: Дуэрте и Мацеревич – в заложниках у США или США – в заложниках у таких политиков, как Мацеревич.
Кроме того, игнорирование гаагским трибуналом аргументов китайской стороны, которая в конце концов была вынуждена отказаться от участия в процессе, - это игнорирование подрывает остатки международной юстиции. Китай не участвовал в этом так называемом «арбитраже», но тем не менее решения, принятые в Гааге, объявляются обязательными для Пекина. Таким же образом решения по иску экс-акционеров ЮКОСа, принятые все в той же Гааге, объявлялись обязательными для России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs