ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

На смену Берлинской стене Запад возводит Варшавскую стену

14:21 11.07.2016 • Юрий Рубцов, Доктор исторических наук, член Научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО)

Повестка дня саммита НАТО, завершившегося в минувшую субботу в Варшаве, включала массу вопросов, но главным из них было согласование общей позиции стран-членов альянса по России. Генсек НАТО Йенс Столтенберг сформулировал эту позицию достаточно сдержанно, в двух словах – оборона и диалог. 

Слова о «диалоге» применительно к характеру отношений Запада и России можно было слышать в последнее время из уст многих европейских руководителей, но это как раз тот случай, когда слова и дела решительно расходятся. Более того: все разглагольствования о «диалоге» на фоне практических действий, которые предпринимает НАТО, выглядят не слишком изобретательной попыткой добиться от Москвы согласия на продолжающееся расширение Североатлантического военного блока в восточном направлении, вглубь Евразии. 

«Последние действия и политика России понизили уровень стабильности и безопасности» – такое обвинение в адрес Москвы прозвучало в декларации варшавского саммита. Россия якобы нарушила «ценности, принципы и обязательства», лежащие в основе двусторонних отношений и зафиксированные в Основополагающем акте Россия – НАТО 1997 года и Римской декларации 2002 года, изменив «основополагающие принципы глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности». 

Руководство НАТО не хочет замечать кричащего противоречия между заявлением о том, что «альянс не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России» и систематическим наращиванием у российских границ натовского военного потенциала. Уже в будущем году на восточном фланге НАТО будут размещены четыре батальона численностью 1 тыс. человек каждый. При этом у каждой страны, которая примет на своей территории новый воинский контингент, будет свой «куратор», отвечающий за формирование батальона и командование им. Роль «лидирующей нации» в Латвии примет на себя Канада, в Литве – Германия, в Эстонии – Великобритания, в Польше – США. Как говорит Йенс Столтенберг, это будут «многонациональные батальоны, которые покажут силу трансатлантических связей и ясно продемонстрируют, что нападение на одного союзника будет расцениваться как нападение на весь альянс». Кроме того, в Черноморском регионе будет создана румынско-болгарская бригада с дислокацией в Румынии.

Наращивание натовских сил запланировано не только на суше, но и на море. В итоговой декларации альянса говорится о намерении увеличить активность НАТО в Черном, Балтийском и Средиземном морях, а также в Северной Атлантике. При этом НАТО в отличие от прежних лет делает теперь акцент на партнёрстве со странами, не являющимися членами альянса, втягивая их в свою орбиту в обход института формального членства. Так, на Балтике укрепятся связи со Швецией и Финляндией, а в Черноморском регионе – с Грузией и Украиной.

Угрожает военной безопасности России и объявленное на саммите решение НАТО о выведении системы европейской ПРО на начальный уровень боевой готовности. То, что ПРО характеризуется теперь – наряду с ядерным оружием – как элемент системы «сдерживания», разоблачает всю лживость многочисленных заявлений о ненаправленности создаваемой американцами противоракетной обороны против России. То есть прежние утверждения о том, что в Европе создаётся система противоракетной обороны для защиты от Ирана и Северной Кореи, делались в расчёте на благодушных идиотов.

Перед варшавским саммитом постпред США при НАТО Дуглас Льют назвал развёртывание натовской военной инфраструктуры у границ России началом «третьей фазы» в истории альянса после фаз холодной войны и относительно «расслабленного» состояния в те четверть века, которые минули после падения Берлинской стены. Замечательный образчик политической лексики! В «расслабленном» состоянии альянс произвёл три волны расширения и придвинул свою военную машину к границам Российской Федерации, пополнившись девятью бывшими социалистическими государствами Центральной и Восточной Европы и тремя бывшими советскими республиками Прибалтики, а также включив 10 других государств, в том числе Грузию и Украину, в программы, сулящие в будущем прямое членство в НАТО. 

О многом говорит и наращивание военных расходов НАТО. В прошлом году увеличение военного бюджета альянса составило 0,6%, а в текущем году расходы вырастут еще на 1,5%, то есть на €3 млрд. По данным, представленным Управлением публичной дипломатии Североатлантического альянса, в 2015 г. только европейские члены НАТО потратили на оборону 235,7 млрд. долл. То есть их совокупный оборонный бюджет ещё до его увеличения превышал соответствующую статью российского бюджета более чем в 5 раз. В свою очередь, Америка потратила в прошлом году 641,3 млрд. долл., что составляет примерно третью часть совокупных военных расходов всех стран мира. Всего же в прошлом году военные расходы НАТО составили астрономическую сумму, превышающую 892 млрд. долл. 

«Мы не ищем конфронтации с Россией. Мы не хотим холодной войны. Мы не хотим гонки вооружений», – заявил Й. Столтенберг накануне встречи в Варшаве. Пустые слова. Если очистить подобные заявления от пропагандистской шелухи, решения последнего саммита НАТО фактически означают официальное объявление России новой холодной войны.

Именно так МИД РФ устами своего официального представителя Марии Захаровой оценил «сухой остаток» натовского действа в Варшаве: «Вопреки объективным интересам поддержания мира и стабильности в Европе, необходимости сопряжения потенциалов всех ответственных международных игроков в противодействии реальным, а не надуманным вызовам современности, альянс концентрирует свои усилия на «сдерживании» несуществующей «угрозы с Востока»… Попытки же «демонизации» России с целью оправдания предпринимаемых шагов в сфере военного строительства, отвлечения внимания от деструктивной роли альянса и его отдельных союзников в провоцировании кризисов и поддержании очагов напряженности в различных регионах мира приобретают и вовсе гипертрофированные формы». 

На смену разрушенной когда-то Берлинской стене Запад начал возводить Варшавскую стену. За четверть века «расслабленности» (в терминах Дуласа Льюта) альянс, как видим, преуспел – «стена» передвигается на восток.

www.fondsk.ru

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати