Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил на торжественной церемонии открытия здания Архива внешней политики Российской империи, которая состоялось 28 июня.
Архив внешней политики Российской империи «переехал» со Смоленской-Сенной площади на Большую Серпуховскую,15. Сразу после завершения переезда состоялась презентация нового здания Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ). В ней участвовали Министр иностранных дел России Сергей Лавров и руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов. АВПРИ продолжал работать практически в полном объеме и временно размещаясь в здании на Смоленской-Сенной площади, но исследователи были лишены читального зала. «Полноценным» открытие архива станет, когда в сентябре исследователи вновь смогут работать в читальном зале архива. «Здание прекрасно. Я бы хотел поблагодарить всех, кто приложил к этому руку, душу и сердце», - сказал, открывая церемонию, Сергей Лавров.
Архив внешней политики Российской империи был учрежден в 1721 году Петром I и фактически является старейшим российским архивом. «Архивное дело сегодня — это не некая техническая специальность, оно напрямую связано с нашей российской государственностью, сохранением идентичности нашего народа, с уважением его традиций и изучением того, что прославило нашу Родину. Не зря Росархив теперь находится в прямом подчинении Президенту России», - подчеркнул глава МИД.
Сергей Лавров отметил, что АВПРИ является открытым для исследователей архивом и тесно сотрудничает с Росархивом в выставочной, издательской деятельности, в создании интернет-проектов, освещающих различные события отечественной истории. Андрей Артизов в своем выступлении подчеркнул, что новое здание ведомственного архива МИД — это часть последовательной работы по модернизации российских архивов. За 15 лет истории современной России с 2000 года на федеральном уровне было введено в строй 88 тыс. кв. метров новых архивных площадей, а если считать еще и 6 тыс. кв. метров АВПРИ, — то это уже 94 тысячи, а за 70 лет советской истории было построено 118 тыс. метров новых архивных площадей, то есть пропорционально темпы и объемы архивного обновления несравнимы. И работа по обновлению последовательно продолжается.
Внимание к архивным документам все более повышается, осознается их роль в борьбе с фальсификацией и искажением истории, в восстановлении исторической правды. «Без архивных документов, без исторической памяти мы будем Иванами, не помнящими родства», - сказал Андрей Артизов. Он отметил, что на новоселье принято приходить с подарками — накануне в МИД были переданы 119 томов самой полной антологии истории русской общественной мысли, изданной Росархивом.
«Жемчужины» фонда Архива внешней политики Российской империи
К торжественной церемонии открытия сотрудники архива подготовили небольшую, но чрезвычайно ценную экспозицию из тех документов, которые составляют гордость фонда. Наиболее значимый из них – Ништадтский мирный договор 1721 года, который подвел черту многолетней Северной Войне и положил начало Российской империи. Россия получила выход к морю и прибалтийские провинции. На фотографии – подлинник Ништадтского договора, он был вложен в «обложку» из дерева.
Ништадский мирный договор. Далее все фотографии - Е.Студневой.
А рядом в синей бархатной обложке – шведская ратификация договора.
Шведская ратификация Ништадского мирного договора с сургучной печатью Фридриха I.
Она подписана шведским королем Фридрихом.
Подлинная подпись Короля Швеции Фридриха I на Шведской ратификации Ништадского мирного договора.
Договор скреплен сургучной печатью, помещенной в специальный металлический футляр – ковчег.
Сургучная печать Фридриха I.
На выставке представлены документы наполеоновской эпохи – Тильзитский мирный договор 1807 года, письмо Наполеона императору Александру из охваченной пожаром Москвы.
Письмо Наполеона Александру I от 20 сентября 1812 года.
Здесь же – письмо М.И.Кутузова министру иностранных дел графу Н.П.Румянцеву о том, что при Рущуке одержана победа над вдвое превосходившими русскую армию турецкими силами Ахмет паши.
Письмо М.И.Кутузова Министру иностранных дел, графу Н.П.Румянцеву.
Рядом – проект Александра I по устройству послевоенной Европы 1814 года. Это автограф, написанный карандашом. На выставке представлена и акварель, на которой – форма министра иностранных дел эпохи Александра I.
Форма Министра иностранных дел эпохи Александра I.
Была представлена и персидская ратификация Туркманчайского мирного договора 1828 года, в разработке которого активное участие принял А.С.Грибоедов, министр-резидент в Персии. Подлинник богато украшен золотой вязью, на одной странице – личная печать Аббаса-Мирзы.
Туркманчайский мирный договор 1828 года между Россией и Персией.
Представлен и уникальный документ о русско-китайских связях 1810 г. – иллюстрированный церемониал встречи российских и китайских приграничных начальников. Художник изобразил парад конницы, строй которой растянулся на бумаге почти в натуральную длину. Фондохранитель, первый секретарь Историко-документального департамента Ольга Волкова помогла развернуть и показать уникальный архивный документ.
Фондохранитель Ольга Волкова держит документ 1810 года в полном развороте.
Архивисты показали и знаменитый циркуляр А.М.Горчакова 1856 года: «Россия не сердится, Россия сосредоточивается», - писал канцлер и подчеркивал, что император, не желая ущемлять интересы ни одной из стран, прежде всего, будет соблюдать интересы России и сконцентрируется на внутренней политике империи. «Быть по сему», - помета императора на документе.
Циркуляр А.М.Горчакова на французском языке 1856 год, подписанный Александром II.
Завершают экспозицию архивные документы самого конца XIX столетия - нота диппредставительствам западных держав в российской столице о созыве мирной конференции в Гааге в 1899 г.
По окончании церемонии руководитель архива Ирина Владимировна Попова специально для «Международной жизни» провела небольшую экскурсию по новым помещениям АВПРИ. В архиве самыми современными средствами реставрации оборудована реставрационная мастерская, в которой будут продлевать жизнь исторических раритетов. «В каждом, вновь вводимом в строй архиве, - сказала И.Попова, - должны быть предусмотрены читальный зал, служебная библиотека, реставрационная, копировальная и другие помещения». Реставратор – редкая и ныне дефицитная профессия. Многие реставраторы уходят в коммерческие проекты. И.Попова показала специальные обеспыливающие машины, управляемый компьютером станок для изготовления картонных коробок.
Эта машина-пылесос вытягивает наиболее микроскопическую пыль из бумаги.
В такой барокамере можно, пользуясь различными насадками, обрабатывать документы, подверженные высокой степени обветшалости.
Документы в АВПРИ хранятся горизонтально в специальных архивных коробках, многие из них ветшают, буквально разваливаются – два переезда – это слишком много для бесценных документов – надо было сделать все, чтобы их сохранить. На фотографии – образец миниатюрной коробочки-совенка, созданной «коробкоделательной» машиной.
Станок, на котором делают коробки.
В архиве изготавливают ежегодно множество копий документов для исследователей-историков, бывает, что руководители России во время своих визитов за рубеж в качестве подарка принимающей стороне преподносят практически неотличимый от подлинников муляж какого-либо исторического документа «с историей». Сотрудники рады, что одна из проблем – нехватка неповрежденных коробок для хранения материалов хотя бы частично будет решена.
Станок для реставрации документов.
Оборудование реставрации разнообразно – от специальных резаков для бумаги до сложнейших аппаратов – бумагодоливочная машина для восстановления бумаги, по нормализации ее кислотности, для работы со сшитыми многостраничными документами – все это оборудование продлит жизнь многим историческим документам.
Станок для работы с объемными документами.
Для копирования и оцифровки в архиве есть специальные качественные сканеры, специальные фотоаппараты для крупноформатных документов и другое оборудование.
Станок для работы с одной страницей.
Говоря о только что закончившемся переезде, Ирина Попова назвала его «с полки на полку», что достигается тщательной подготовкой и технологическим расчетом.
Основное помещение фондохранилища.
Благодаря кропотливой подготовке, АВПРИ практически не прекращал работы. АВПРИ – не пополняемый архив, но резерв, так или иначе, необходим, поэтому одно из хранилищ оборудовано мобильными, а не стационарными, как все другие хранилища, стеллажами.
Мобильные стеллажи.
Микрофильмы хранятся в специальных температурных и влажностных условиях, в отдельном хранилище на открытых стеллажах, каждая коробка с пленкой – на своей полке.
Хранение микрофильмов с документами.
Завершая экскурсию, Ирина Попова подчеркнула, что в новом здании созданы все условия для архивной работы.
Металлические ячейки для хранения группы документов горизонтально.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs