В истории Европейского союза начинается новый этап: стрелка евроинтеграции развернулась в обратную сторону. Впервые за время функционирования «единой Европы» государство путем референдума (самого демократического и репрезентативного акта) высказалось не за вступление в ЕС, а за выход из него. Правда, в 1982 году жители датской автономии Гренландия на собственном референдуме проголосовали за выход из Евросоюза (53%), и с 1985 года остров формально не является членом ЕС. При этом сама Дания остается членом «единой Европы» - хотя, в свою очередь, в свое время лишь со второй попытки высказалась на плебисците за присоединение к Маастрихтскому договору. Предварительно Копенгаген добился для себя от Брюсселя существенных уступок, включая освобождение от необходимости вводить единую валюту и участвовать в общей системе безопасности ЕС.
Однако в случае с Brexit все гораздо серьезнее, и Лондону с Брюсселем при всем желании уже не удастся дать «процессу на выход» обратный ход. Симптоматично, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон - в свое время сам запустивший процедуру референдума – первым из британских официальных лиц объявил о грядущей отставке. (bbc.com) «Я бился против выхода всем своим сердцем, но британцы выбрали иной путь. Значит, им нужен новый премьер-министр», - заявил Кэмерон, изначально рассчитывавший, что британцы скажут «нет» выходу из ЕС, укрепят тем самым его собственные политические позиции и дадут необходимые полномочия для переговоров в контексте получения уступок от Брюсселя в сфере миграционного и трудового законодательства, обеспечения финансовых полномочий Сити и сокращения выплат в общеевропейские антикризисные фонды. (rbc.ru)
Согласно обнародованным утром 24 июня данным, за выход Великобритании из Евросоюза проголосовали 51,9% подданных Соединенного Королевства (17,4 млн человек). Против Brexit высказались 48,1% (16,14 млн человек).
При этом голосование продемонстрировало заметные линии раскола в самом государстве. За выход из ЕС высказалось большинство жителей Англии и Уэльса, против - Шотландия и Северная Ирландия. В Англии за Brexit проголосовали большинство северных и южных районов, а также промышленные центры - Ковентри, Бирмингем, Сандерленд, Шеффилд. В Лондоне, Ливерпуле, Глазго, Бристоле, Манчестере и Ньюкасле сторонники ЕС одержали победу. Однако и там позиции евроскептиков оказались сильнее, чем прогнозировалось. Так, в Манчестере противники Brexit должны были набрать 70% голосов, но заручились поддержкой лишь 60%. (rbc.ru)
Таким образом, аргументы сторонников Brexit оказались более весомыми для жителей Великобритании. А они были следующими: прекратить вкладывать 350 млн фунтов стерлингов в пересчете на неделю в фонды ЕС; взять под контроль границы своей страны вместо того, чтобы пытаться регулировать внешний периметр всего ЕС перед лицом нашествия мигрантов и потенциальных террористов; избавиться от бюрократических препятствий, мешающих британскому экспорту в другие страны Евросоюза (по подсчетам сторонников Brexit, лишь 5% британских компаний экспортируют свою продукцию в ЕС). В трактовке одного из вдохновителей кампании за выход страны из Евросоюза, бывшего главы Английского банка Мервина Кинга - «за пределами ЕС британский бизнес будет расти свободнее и быстрее, будет иметь выход на новые рынки и возможность создавать новые рабочие места». Есть основания утверждать, что именно соображения финансовых интересов оказались решающими в схватке за Brexit, пересилив аргументы сторонников сохранения ЕС как, прежде всего, политической организации со своей внутренней дисциплиной и общими приоритетами, зачастую идущими вразрез с национальными интересами.
Не следует недооценивать и чисто психологический момент. Плебисцит был задуман самими британцами, а не навязан им Брюсселем. В его организацию были вложены огромные средства, и само это обстоятельство, очевидно, оказало свое влияние на колеблющихся: стоило ли идти на траты ради того, чтобы всего лишь подтвердить статус-кво. Согласно данным инициаторов референдума, им удалось собрать в свою поддержку свыше 14 млн фунтов стерлингов, а их оппонентам – всего 7,5 млн фунтов стерлингов. Примечательно, что опрос, проведенный социологической компанией YouGov непосредственно в день голосования, предсказывал поражение сторонников выхода страны из ЕС. По данным YouGov, за сохранение Великобритании в составе ЕС выступали 52% британцев, против - 48%. (rbc.ru)
На фоне этих новостей курс фунта стерлингов к доллару успел укрепиться до максимума с декабря 2015 года. Следовательно, большинство колеблющихся склонились в пользу Brexit буквально в последний момент. (rbc.ru)
Следующий вопрос: что дальше? В хронологическом плане ожидать оперативных шагов в русле фактического выхода Великобритании из ЕС не следует. Лондон и Брюссель должны будут оформить «развод» в рамках статьи 50 Лиссабонского договора. Данная статья предусматривает, что Великобритания теперь должна уведомить о своем намерении покинуть Евросоюз Совет ЕС. После этого, Евросоюз «в свете руководящих указаний, выработанных Советом ЕС, проведет переговоры и заключит соглашение с данным государством, выработав условия выхода и приняв во внимание рамки его дальнейших отношений с ЕС». (consilium.europa.eu) Даже один из инициаторов кампании за выход из ЕС Мэттью Эллиот признает, что Великобритания останется в составе Евросоюза еще в течение нескольких месяцев или даже лет. (reuters.com)
Однако последствия от Brexit для Европы и для всего мира уже начинают проявляться. В финансово-экономическом плане речь идет о значительном росте нестабильности на рынках, падении курсов и котировок тех валют и акций, которые сильнее всего привязаны к Великобритании и ЕС. Так, фунт стерлинга к доллару немедленно обвалился более чем на 11% - до 30-летнего минимума (хотя позже несколько отыграл позиции), а британские банки потеряли до трети своей капитализации. Согласно отчету рейтингового агентства Moody’s, решение Великобритании выйти из Евросоюза приведет к длительному периоду неопределенности, который будет давить на экономический рост и финансовые показатели страны. (rbc.ru)
А главный аналитик рейтингового агентства Standard&Poor’s Мориц Крамер уже предупредил, что «считает рейтинг Великобритании на уровне AAA неоправданным в свете новых обстоятельств». (rbc.ru)
Среди европейских индексов максимальное падение показал французский CAC40, который сразу же потерял 9,57%. Немецкий индекс DAX упал на 7,73%, индекс Лондонской фондовой биржи FTSE 100 снизился на 6,41%. Рынок акций Нидерландов показал снижение на АЕХ на 7,23%. Индекс Швейцарской биржи Swiss Exchange снизился на 3,97%, фондовый рынок Швеции упал на 3,73%, чешский индекс PX потерял 4,78%. (rbc.ru)
Среди азиатских индексов максимальные потери сразу же понесли японский Nikkei 225 (8,20%) и гонконгский Hang Seng (4,77%). (rbc.ru) Евро упал к доллару до мартовского минимума. Кроме того, началось падение курсов валют стран, которые Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие международные организации относят к категории «развивающихся» - в частности, южнокорейской воны и южноафриканского ранда.
Исключение составила японская иена, курс которой достиг трехлетнего максимума, пробив психологический барьер в 100 иен за доллар. Согласно первым оценкам финансовых аналитиков, именно доллар, американские ценные бумаги, японская иена и золото станут на ближайшее время единственными надежными вложениями средств, а главными жертвами плебисцита изначально становятся фунт стерлингов, евро, европейские ценные бумаги и отчасти нефть. Баррель Brent единовременно подешевел на 6%. (rbc.ru)
«Это страшно, и я никогда ничего подобного не видел. Мы ожидаем увидеть отток средств практически из всех активов. Многие инвесторы потеряют много денег», - рассказал агентству деловых новостей Bloomberg руководитель отдела исследований и инвестиций компании ETF Securities Джеймс Баттерфилл. А главный экономист Mizuho Bank Вишну Варатан выразился еще более жестко: «Все летит к чертям». (rbc.ru)
Однако звучат и более сдержанные оценки – которые исходят из того, что выход Великобритании и соответствующее «переформатирование» Евросоюза и мировых финансовых рынков потребует определенного времени. «Это исторический момент, и никому не известно, насколько еще могут упасть акции, мы ожидаем в ближайшие дни сильной волатильности» - рассказал агентству Bloomberg аналитик компании Bankhaus Lampe в Дюссельдорфе Ральф Циммерман: «У нас еще достаточно длинный период неопределенности впереди, чтобы понять, как повлияет это на экономику Европы». (rbc.ru)
Еще более опасными для ситуации в ЕС являются политические последствия Brexit. Уже в ближайшее время следует ожидать попыток организовать аналогичные плебисциты в странах Центральной и Восточной Европы (в первую очередь, в Чехии, Словакии и Венгрии), а также в странах Средиземноморья (в частности, в Греции, а также, возможно, на Кипре). Аналитик агентства Moody’s Коллин Эллис предупреждает, что «результаты референдума, проведенного 23 июня, могут усилить риск политической фрагментации в рамках ЕС». (rbc.ru)
Наконец, результаты референдума в Великобритании напрямую угрожают единству самого Соединенного Королевства – учитывая тот факт, что Шотландия и Северная Ирландия проголосовали против Brexit. Согласно имеющейся информации, в обоих регионах Великобритании следует ожидать проведения референдумов о выходе из состава единого государства в целях обеспечения за собой членства в ЕС. Первый министр Шотландии Никола Старджен уже заявил, что голосование показало, что в будущем регион захочет стать частью Европейского союза. А руководство ирландской партии «Шинн фейн» обнародовало заявление, в котором подчеркнуло, что Лондон больше не сможет представляет интересы северных ирландцев, и регион будет добиваться объединения с Ирландией – остающейся членом Евросоюза. (reuters.com)
Что же касается России, то в Москве исходят из того, что референдум по выходу из Евросоюза является внутренним делом Великобритании. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в этой связи напомнил слова Владимира Путина о том, что тема Brexit является вопросом отношений Британии и ЕС. При этом, по его словам, «ЕС является очень важным торгово-экономически партнером России». «В Москве заинтересованы в том, чтобы ЕС оставался крупной экономической силой» - подчеркнул Дмитрий Песков. (rbc.ru)
При этом министр финансов России Антон Силуанов призвал не переоценивать негативное влияние референдума в Великобритании на российскую экономику. «Для России это означает падение нефти, ослабление рубля, рост волатильности финансовых рынков, в первую очередь. Неприятные события, однако эта волатильность на порядок меньше, чем та, через которую мы прошли, поэтому на внутреннюю экономическую динамику влияние этого события будет ограничено» - считает министр. (vestifinance.ru)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs