Уважаемые коллеги, разрешите поприветствовать всех участников выездного заседания Комитета Совета Федерации по международным делам.
Тема нашего разговора - роль приграничного и межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации в развитии Евразийского экономического союза.
В последние годы тема взаимодействия регионов с зарубежными партнерами по непонятным причинам и, на наш взгляд, совершенно незаслуженно выпала из поля зрения Федерального Собрания. Наш Комитет сейчас пытается исправить эту ситуацию. Весной состоялось выездное заседание во Владикавказе, на котором были рассмотрены вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов и их правового обеспечения.
Участники заседания отмечали, что в условиях экономических санкций и снижения межгосударственных контактов с западными странами, сотрудничество на уровне регионов приобрело особую значимость с точки зрения противодействия попыткам международной изоляции России и блокирования её внешнеэкономического сотрудничества. Именно межрегиональное сотрудничество позволяет сохранять и поддерживать добрососедские взаимовыгодные отношения и продолжать развивать внешнеэкономические связи. Установление и поддержание прямых связей между хозяйствующими субъектами, разработка и реализация совместных проектов, создание условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры, информационная поддержка, расширение культурных связей, научного и гуманитарного сотрудничества – это те механизмы, которыми регионы успешно пользуются для выстраивания взаимовыгодных отношений с иностранными партнерами.
Важным резервом международных связей с сопредельными территориями является приграничное сотрудничество. Следует подчеркнуть, что в Российской Федерации ресурс приграничного сотрудничества имеет особую масштабность. Россия занимает первое место в мире по протяженности государственной границы и по количеству граничащих с ней государств. Приграничное или прибрежное положение занимают 49 субъектов Российской Федерации, почти 400 муниципальных образований (это 70 процентов территории страны).
Вопрос совершенствования законодательства в этой сфере – очень злободневный вопрос. Сегодня законодательство никак не регулирует приграничное сотрудничество, отсутствует даже само понятие приграничной территории и приграничного сотрудничества. Федерального законодательства нет, а сотрудничество – есть, и, надо сказать, неплохое.
Проект федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации» был принят в первом чтении 30 июня 2010 года, и с тех пор уже шесть лет законопроект лежит без движения. В прошлом году была создана межведомственная рабочая группа с целью скорейшей доработки этого законопроекта. В неё вошел представитель нашего Комитета. В апреле, на заседании Комитета мы заслушали руководителя этой группы заместителя Министра экономического развития Цыбульского Александра Витальевича о проделанной работе. В настоящее время подготовлена новая редакция законопроекта, она находится на согласовании в Правительстве, которое должно внести его в виде поправок ко второму чтению в Государственную Думу.
В законопроекте определяются такие ключевые понятия как приграничное сотрудничество, приграничные субъекты, приграничные муниципальные образования, территории приграничного сотрудничества. Устанавливаются задачи, принципы, основные направления и формы приграничного сотрудничества. Один из ключевых моментов законопроекта – это правовое оформление участия в приграничном сотрудничестве муниципальных образований наряду с субъектами Российской Федерации и самой Российской Федерацией.
На последнем заседании комиссии Совета законодателей при Федеральном Собрании по проблемам международного сотрудничества мы договорились о необходимости взять на контроль процесс прохождения в Государственной Думе этого законопроекта. Представитель Правительства Российской Федерации заверил членов комиссии, что поправки будут внесены в ближайшее время. Мы со своей стороны постараемся рассмотреть этот законопроект как можно скорее.
Такое повышенное внимание нашего Комитета к проблемам межрегионального и приграничного сотрудничества именно сейчас не случайно. Сегодня мы проходим новый этап интеграции, связанный с формированием Единого экономического пространства. Как известно, Договор о Евразийском экономическом союзе вступил в силу в 2015 году. Насколько успешно мы будем развиваться в новых реалиях, во многом зависит и от того, в какой степени в интеграционный процесс будут вовлечены регионы стран – участниц ЕАЭС. Бесспорно, всестороннее межрегиональное и приграничное сотрудничество будет продвигать развитие ЕАЭС. Чем крепче производственная кооперация и согласованность задач, чем больше совместных проектов появится между регионами и предприятиями, теснее взаимодействие вузов, науки и производства, тем устойчивее будут экономики стран и регионов, защищеннее от всевозможных кризисных проявлений.
Сегодня главная задача для экономик регионов стран ЕАЭС заключается в поиске путей преодоления неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, чтобы обеспечить на должном уровне объемы взаимной торговли государств, которая составляет сегодня всего 13,5% от их общего товарооборота. Прежде всего, необходима структурная перестройка экономик стран ЕАЭС. В товарной структуре экспорта государств ЕАЭС в третьи страны преобладает минеральное сырье – около 70% от общего объема их экспорта, в импорте – машины и оборудование – свыше 45%.
В субъектах Российской Федерации стало расти понимание того, что нужно подниматься на новый, более качественный уровень экономического взаимодействия, уходить от сырьевых экономик, создавать совместные высокотехнологичные производства и выстраивать многосторонние производственные цепочки по выпуску конкурентоспособных товаров.
На российско-белорусском форуме регионов в сентябре 2015 г. в качестве примера сотрудничества с регионами Беларуси в этих сферах назывались Алтайский край и Брянская область.
Практикой подтверждается, что основой межрегионального сотрудничества должно стать прямое горизонтальное партнерство регионов стран ЕАЭС, поскольку экономическая интеграция, взаимообогащение национальных культур, крупные образовательные, социальные, спортивные, туристические проекты задумываются и реализовываются, как говорят, на земле, внизу. По общему мнению, приоритет в развитии регионов должен состоять в мобилизации всех внутренних ресурсов на развитие инфраструктуры, образования, поддержку инноваций и малого бизнеса, а также в осуществлении необходимых структурных преобразований экономики, улучшении делового климата, подъеме предпринимательской активности и местных инициатив. Учитывая особенности и специализацию развития друг друга, регионы способны легко найти партнеров для сотрудничества.
Регионы на себе ощущают также необходимость сопряжения экономик, их взаимодополняемость. На деле это уже происходит с экономиками России и Беларуси, России и Казахстана.
Актуально стоит вопрос о конкурентоспособности предприятий и отраслей экономики стран ЕАЭС, выполнении программ импортозамещения и выхода на зарубежные рынки. С этим связана и проблема согласования промышленной политики внутри Евразийского союза, чтобы не создавать дублирующих производств. Работа по импортозамещению, как известно, идет в регионах, на местных предприятиях. С одной стороны, это – развитие высокотехнологичных производств в наших странах, а с другой – ответ на объявленные Западом экономические санкции.
И мы сегодня не случайно обратились к руководству Алтайского края с предложением провести заседание нашего комитета именно здесь. Алтай является одним из ключевых регионов евроазиатского континента, представляет собой трансграничное пространство четырех стран: России (Алтайский край и Республика Алтай), Казахстан (Восточный Казахстан), Китай (Синьцзян-Уйгурский автономный район) и Монголия (Баян-Ульгирский и Ховдский аймаки).
Китай и Монголия являются потенциальными партнерами ЕАЭС. В мае 2015 года было принято решение о начале переговоров по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Ключевая цель этого соглашения – создание стабильных, долгосрочных, благоприятных условий для кооперации и привлечения инвестиций. Соглашение должно сформировать практическое измерение сопряжения инициатив регионального сотрудничества – Евразийского интеграционного проекта и Экономического пояса Шелкового пути.
В июне 2015 года в целях содействия развитию всестороннего сотрудничества между государствами-членами ЕАЭС и Монголией, для повышения эффективности взаимной торговли и реализации мер, направленных на устранение барьеров, препятствующих развитию торговли, был подписан Меморандум о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Правительством Монголии.
Алтайский регион, располагая необходимыми социально-экономическими, политическими, географическими предпосылками, успешно реализовал их для развития интеграции и приграничного сотрудничества. Четыре государства объединили свои усилия и стали действовать сообща в целях создания оптимальных условий жизни на своих территориях.
В 2003 году было подписано Соглашение о создании Международного координационного совета «Наш общий дом – Алтай», в котом говорилось, что МКС создается для организации сотрудничества участников в экономической научно-технической, культурной, образовательной, экологической и других сферах. Активно ведется сотрудничество в области молодежного обмена. Это направление работы актуально как никогда, поскольку в последнее время молодежь просто врывается в политическую жизнь. Именно молодежь будет играть главную роль в дальнейшем продолжении и развитии сотрудничества.
Фактически пока федеральные власти вели дискуссии о видах и формах приграничного сотрудничества, его законодательном оформлении, здесь в вашем регионе жизнь все расставила по своим местам. Международный координационный совет «Наш общий дом – Алтай» стал хорошим примером того, как можно объединять усилия разных стран для решения общих задач.
Ваш опыт интересен еще и тем, что вы сумели выстроить свое сотрудничество на многосторонней основе, тогда как в подавляющем большинстве в приграничной сфере развиваются двусторонние связи.
Сегодня на Алтае накоплен значительный опыт региональной интеграции, основанный на определении ключевых практических проектов, в реализации которых заинтересованы все субъекты на этой территории. Разумеется, в работе есть и проблемы, будем благодарны, если сегодня будут высказаны предложения по их решению, в том числе и на федеральном уровне. Ваш опыт представляет большой интерес для всех. В ходе нашего выездного заседания мы надеемся его всесторонне рассмотреть и по итогам заседания рассчитываем принять решение, которое будет полезно для других регионов.
В нашем заседании принимают участие руководство Алтайского края и представители Республики Алтай, Евразийской экономической комиссии, Министерства иностранных дел, Министерства экономического развития, Россотрудничества и других федеральных органов власти.
Мы особо признательны нашим гостям из приграничных регионов, Казахстана, Китая и Монголии, которые нашли возможность приехать к нам.
Хотелось бы выразить особую благодарность за теплый прием лично Губернатору Алтайского края Александру Богдановичу Карлину, Председтелю Алтайского краевого Законодательного собрания Ивану Ивановичу Лоору. Отдельное спасибо Михаилу Павловичу Щетинину, который сделал максимум возможного, чтобы наша встреча состоялась.
Предлагаю начать работу.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs