Спецпредставитель президента РФ рассказал об итогах переговоров с США по информационной безопасности.
Кибертехнологии, как в свое время ядерные, сегодня являются ключевыми для обеспечения национальной безопасности, и Россия делает все, чтобы не проиграть киберсоревнование. Об этом заявил спецпредставитель президента РФ Андрей Крутских в ходе завершившегося вчера в баварском Гармиш-Партенкирхене международного форума по проблемам киберпространства. Накануне этой конференции в Женеве состоялась первая за время конфликта вокруг Украины встреча высокопоставленных представителей РФ и США по кибербезопасности. По словам Андрея Крутских, эти переговоры показали, что, несмотря на серьезные разногласия, Москва и Вашингтон готовы договариваться, так как имеют дело с общими угрозами.
В «электронном Давосе», организованном Институтом проблем информационной безопасности (ИПИБ) МГУ и Совбезом РФ, участвовало более 100 высокопоставленных дипломатов, военных, представителей спецслужб, IT-структур и научных кругов из 14 стран. В нынешнем году форум в Гармиш-Партенкирхене праздновал свой первый юбилей: состоявшаяся сессия была десятой по счету. Как и в предыдущие годы, состав иностранных участников четко отражал отношение к России в мире: в разгар кризиса вокруг Украины делегатов из западных стран было мало, в нынешнем же году представителей США, Канады и государств Евросоюза было не меньше, чем гостей из СНГ и Азии.
Открывая конференцию, директор ИПИБа Владислав Шерстюк (ранее возглавлявший ФАПСИ), посетовал, что за прошедшие десять лет «мир не стал более безопасным и комфортным для проживания людей». «Продолжает увеличиваться опасность угроз использования потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для силового разрешения международных споров, осуществления деятельности международных террористических организаций, совершения трансграничных преступлений корыстной направленности, нарушения прав и свобод человека. Становятся все более сложными и изощренными компьютерные атаки на объекты критически важных инфраструктур»,— отметил он.
Начальник управления Генштаба РФ генерал-майор Игорь Дылевский также предупредил, что «угроза возникновения военных конфликтов в результате агрессивного или иного враждебного использования информации и современных ИКТ в последнее время существенно обострилась».
В том же духе высказался и спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, посол по особым поручениям МИД РФ Андрей Крутских. По его словам, «ущерб, наносимый хакерскими атаками, составляет астрономическую сумму». «Технологии атак, с одной стороны, становятся все более изощренными, а с другой — доступными даже для непрофессионалов»,— констатировал он.
Андрей Крутских отметил, что вопросам информационной безопасности сегодня придают огромное значение «и в Кремле, и в Белом Доме, и по всему миру». «Кибертехнологии, как в свое время ядерные технологии, определяют всю суть национальной безопасности в третьем тысячелетии. Президент России держит эту тему под своим личным, непосредственным контролем. Россия сделает все, чтобы не проиграть киберсоревнование»,— заверил он.
При этом дипломат впервые рассказал об итогах состоявшейся 21–22 апреля российско-американской встречи по вопросам кибербезопасности. Первыми о том, что такая встреча пройдет в одной из европейских стран, “Ъ” сообщили еще в начале марта информированные источники в российских госструктурах и один американский чиновник. Одной из основных тем встречи должно было стать выполнение подписанной президентами России и США в 2013 году серии соглашений о мерах доверия в киберпространстве, главным из которых стало создание между Москвой и Вашингтоном горячих линий по предотвращению эскалации киберинцидентов.
Переговоры в итоге состоялись в Женеве в условиях строгой секретности. Было известно лишь, что российскую делегацию возглавил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Сергей Буравлев, а американскую — специальный помощник президента США и координатор Белого дома по вопросам кибербезопасности Майкл Дэниел. В мероприятии с российской стороны также приняли участие представители МИДа, Минобороны, МВД, ФСБ и ФСО. С американской — Госдепартамента, Минобороны, Министерства внутренней безопасности, ФБР, Национального совета по разведке.
По итогам встречи в Совбезе РФ подтвердили, что стороны рассмотрели «вопросы повышения эффективности обмена информацией по каналам связи», созданным президентами РФ и США в 2013 году.
Напомним, в рамках договоренностей 2013 года был задействован ключевой элемент системы предотвращения атомной войны — созданные в 1987 году национальные центры по уменьшению ядерной опасности. Они работают круглосуточно, позволяя военным РФ и США уведомлять друг друга о проведении ракетных испытаний, чтобы они не были восприняты как акт агрессии, как это едва не случилось в 1983 году, когда накануне учений НАТО Able Archer («Опытный лучник») произошло ложное срабатывание советской системы предупреждения о ядерном нападении. С 2013 года возможности этих центров параллельно используются и для взаимных уведомлений об атаках на объекты критической информационной инфраструктуры. Линии связи и обмена информацией были также организованы между кураторами вопросов национальной безопасности и группами экстренной готовности к компьютерным инцидентам РФ и США. Эти каналы были, в частности, задействованы при подготовке к зимней Олимпиаде в Сочи.
В Совбезе РФ также сообщили, что в ходе женевской встречи представители РФ и США обсудили «перспективы принятия норм, правил и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве, вопросы поддержания стабильности в информационном пространстве, противодействия преступлениям в сфере информационных технологий и использования интернета в террористических целях». «Стороны договорились продолжать выстраивать взаимоотношения в указанной области в неконфронтационном ключе и в практическом плане активизировать двустороннее сотрудничество»,— отмечается в пресс-релизе.
Выступая в Гармиш-Партенкирхене, Андрей Крутских подтвердил: женевские переговоры показали, что, несмотря на серьезные разногласия, Москва и Вашингтон готовы договариваться, так как имеют дело с общими угрозами. По его словам, в ходе встречи «обе стороны признали свою уязвимость перед угрозами из киберпространства». «Нам есть что терять, и мы не хотим третьей мировой войны ни в каком виде. А подлость кибертехнологий — и эту тему мы тоже с американцами подробно обсуждали — в том, что нас могут захотеть столкнуть друг с другом»,— предупредил он.
Тревога российского дипломата связана с тем, что отследить источник кибератаки крайне сложно, а иногда вовсе нереально. Хакер из «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая группировка), к примеру, может сидеть в интернет-кафе в Новой Зеландии и через российскую инфраструктуру проводить атаки по объектам в США. Существующие международные нормы не дают ответа на вопрос, кого в этом случае считать агрессором и какие ответные действия вправе предпринимать пострадавшая сторона. При этом и Россия, и США оставляют за собой право реагировать на кибератаки как на обычные акты агрессии.
Проблемы атрибуции кибератак и толкования основных принципов Женевских конвенций (регулирующих ведение вооруженных конфликтов) применительно к киберпространству были одними из основных в повестке конференции в Баварии. Кроме того, участники форума обсудили вопросы предотвращения распространения кибероружия и уменьшения опасности его использования, защиты критически важных инфраструктурных объектов от компьютерных диверсий, меры противодействия интернет-рекрутингу и пропаганде экстремизма и терроризма. При этом многие участники отмечали, что самые интересные дискуссии проходили не в ходе официальных мероприятий, а в кулуарах.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs