Внутриполитический кризис в Бразилии набирает обороты. Вопрос об импичменте президента страны Дилмы Руссефф столкнул между собой две палаты национального парламента. Спустя несколько часов после того, как исполняющий обязанности спикера нижней палаты парламента Валдир Мараньо прекратил 9 мая процедуру прекращения полномочий главы государства, глава Сената Ренан Калейрус заявил, что его коллеги-депутаты вынесут собственное решение по вопросу импичмента. (rbc.ru) В случае, если большинство членов Сената поддержат предложение об импичменте Дилмы Руссефф, обвиняемой в нарушении налогового законодательства и манипуляциях с государственным бюджетом во время избирательной кампании в 2014 году, ее президентские полномочия будут незамедлительно приостановлены на срок в 180 дней.
При этом глава нижней палаты парламента ранее выступил с прямо противоположным заявлением, отметив, что в ходе подготовки импичмента были допущены «процессуальные нарушения», а потому вся процедура должна быть запущена заново. (rbc.ru)
Согласно имеющейся информации, сложившаяся ситуация отражает раскол в позиции депутатов обеих палат бразильского парламента, а потому имеет потенциал к дальнейшей эскалации конфликта. У Дилмы Руссефф более прочные позиции среди депутатов нижней палаты. Состоявшееся 17 апреля голосование имело негативный для нее результат, но соотношение голосов не носило фатального характера. «За» продолжение процедуры импичмента высказались 367 депутата при необходимых 342-х, а потому в случае предлагаемого исполняющим обязанности спикера нижней палаты парламента Валдиром Мараньо повторного голосования может иметь благоприятный для Руссефф результат. Однако большинство сенаторов поддерживают оппозицию.
Это позволяет предположить, что процесс импичмента может быть доведен до следующей стадии, и президент Руссефф будет отстранена – сначала временно – от исполнения своих обязанностей. В этом случае главой Бразилии станет вице-президент Мишел Темер. Дальнейшее развитие событий будет вновь зависеть от позиции сенаторов. Если они не поддержат аргументы обвинения, Дилма Руссефф вернется к исполнению своих обязанностей. В противном случае Мишел Темер останется на посту главы государства до президентских выборов 2018 года.
Учитывая, что Темер не относится к числу сторонников Руссефф и ее внешнеполитической линии, есть основания утверждать, что импичмент приведет к определенному изменению приоритетов страны на международной арене.
В первую очередь, это коснется реализации энергетических проектов, поскольку расследование «дела Руссефф» тесно увязано с расследованием возможных коррупционных схем при заключении контрактов национальной нефтяной компанией Petrobras. А это, в свою очередь, способно нанести серьезный удар в целом по внешнеэкономическим позициям Бразилии. Не случайно международное рейтинговое агентство Fitch, не дожидаясь завершения кризиса вокруг импичмента, понизило кредитный рейтинг Бразилии с уровня «BB+» до уровня «ВВ» с негативным прогнозом на последующее развитие национальной экономики. «Понижение рейтинга Бразилии отражает более сильный, чем ожидалось, экономический спад, неспособность правительства стабилизировать перспективы государственных финансов, а также повышенный уровень политической неопределенности» - отмечается в заявлении экспертов Fitch. (vestifinance.ru)
При этом данное решение стало следствием не только растущей внутриполитической нестабильности и кризиса в ведущих государственных институтах, но и кризисных социально-экономических показателей. В частности, по данным Бразильского института географии и статистики, в первом квартале текущего года уровень безработицы в стране вырос до 10,9% трудоспособного населения, достигнув максимального значения за последние 12 лет. В 2004 году уровень безработицы в среднем составлял 11,5%. (vestifinance.ru)
Второе направление внешнеполитической корректировки связано с местом Бразилии в организации БРИКС. Имеющиеся данные позволяют утверждать, что вне зависимости от решения вопроса о фигуре президента страны ее членство в данном объединении не будет поставлено под сомнение. Однако следует ожидать менее активного участия Бразилии в политических и экономических проектах БРИКС – в том числе по линии Банка развития БРИКС. А в качестве обоснования данной позиции будут выдвигаться преимущественно экономические доводы в плане тяжелой финансово-экономической ситуации в стране и сложностей с привлечением инвестиций в условиях снижения национального рейтинга.
Кроме того, в данном отношении не следует недооценивать прецедентный характер изменения политической ситуации в соседней Аргентине – с которой Бразилия связана не только территориально и экономически, но и социокультурно. До недавнего времени тогдашний президент Аргентины Кристина Киршнер активно продвигала идею подключения своей страны к БРИКС, однако после последних президентских выборов аргентинский внешнеполитический вектор явственно смещается в сторону США. Подобный процесс можно ожидать и в Бразилии, правда, учитывая политические и экономические интересы страны, а также ее более тесную привязку к проектам в рамках БРИКС, данный дрейф - по крайней мере, до 2018 года - не будет носить слишком радикального характера, напрямую угрожающего российским политическим и экономическим интересам. «Латинская Америка меньше смотрит налево, но и направо поворачиваться пока не хочет» - весьма точно указало в этой связи французское интернет-издание Slate.fr. (slate.fr)
В этом плане в случае с Бразилией также следует учитывать большую «инерционную нагрузку» местной политики, а также более высокий уровень преемственности политики даже в случае отстранения от власти президента Дилмы Руссефф. Поэтому в стране в ближайшие два года вряд ли возможно повторение аргентинской ситуации, при которой победивший на президентских выборах оппозиционный кандидат Мурисио Макри, еще не дожидаясь итогов голосования, предупредил, что пересмотрит и, возможно, откажется от многомиллионных контрактов, заключенных правительством Кристины Киршнер с Китаем и Россией в области атомной энергии и строительства гидроэлектростанций в Аргентине. (lanacion.com.ar) При этом и в самой Латинской Америке, и за ее пределами хорошо понимают масштабы уже обговоренных контрактов и их важность для всего региона. Как образно, но справедливо отметило в этой связи турецкое издание Dunya, «сотрудничество в энергетике сблизило, пожалуй, самые далекие друг от друга страны мира, Россию и Аргентину. В ходе своего визита в Россию президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер подписала с Россией ряд соглашений стоимостью около пяти миллиардов долларов, в частности, договоры о сотрудничестве в области ядерной энергетики, а также добычи природного газа и нефти». (dunya.com)
В Бразилии – экономика которой по своим масштабам значительно превосходит аргентинскую – подобные резкие движения на внешнеполитических направлениях невозможны. Скорее можно говорить об углублении той тенденции, на которую недавно указала директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард, - подчеркнув, что группа стран БРИКС на фоне мировых кризисных явлений «утратила однородность, которая у нее одно время могла быть». (vestifinance.ru). При этом в качестве примера она привела как раз Бразилию, экономика которой сократилась в 2015 году на 3,8%.
Наконец, говоря о перспективах развития ситуации в Бразилии и вокруг нее, следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Вице-президент Мишел Темер, который в случае импичмента действующего главы государства займет ее пост, сам находится под обвинениями в нарушении налогового законодательства. (vestifinance.ru). А потому одним из реальных сценариев является проведение в стране досрочных выборов – в пользу которых, согласно имеющейся информации склоняется большинство членов сената. Это, в свою очередь, создаст в Бразилии обстановку неопределенности, которая, как правило, не благоприятствует активным шагам на международной арене.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs