Социальный капитализм в Индии

13:50 10.05.2016 Агентство Press Trust of India


1.     Газификация домохозяйств, проживающих за чертой бедности

1 мая премьер-министр Нарендра Моди дал старт новой социальной программе общей стоимостью 8 млрд. рупий, из которых 50 млн. рупий будут направлены на обеспечение бедных слоев населения сжиженным углеводородным газом (далее СУГ); также глава правительства Индии обрушился с критикой на своих предшественников за то, что их борьба с бедностью носила лишь декларативный характер. Назвав себя «Шримик номер один» («шримик» на хинди «рабочий»), Моди озвучил инициативы, принятые его кабинетом на благо трудящихся. Объявление о запуске новой программы совпало с праздником Первомая, и Моди подверг критике предыдущие правительства за невыполнение обязательств перед незащищенными слоями населения: «Политический курс наших предшественников строился без учета благосостояния бедных; их интересовала лишь победа на выборах. Бедность же можно устранить только если наделить бедных властью, а для этого им должны быть доступны ресурсы, возможности, образование, рабочие места, жилье, питьевая вода и электричество». Моди усомнился в эффективности действий своих предшественников по устранению бедности, отметив, что за последние годы уровень бедности в Индии лишь вырос: «Мы же работаем для того, чтобы побороть бедность». Премьер-министр также добавил, что в рамках социальной программы «Прадхан Мантри Уджвала Йоджана» (PradhanMantriUjjwalaYojana) бесплатное подключение к источникам СУГ будет предоставлено женщинам из семей, проживающих за чертой бедности. В рамках первого года работы масштабной социальной программы по газификации будут организованы подключения к источникам СУГ на сумму 15 млн. рупий, а целевой показатель (газификация на общую сумму 50 млн. рупий) будет достигнут через 3 года (для сравнения, за 60 лет независимости газификация домохозяйств, проживающих за чертой бедности, была проведена на сумму всего лишь 130 млн. рупий). Выступая перед аудиторией по случаю старта социальных инициатив, Моди заявил: «В своем первом обращении к нации в Центральном зале Парламента после победы на выборах 2014 г. нашей партии, «Бхаратия джаната парти» (Индийская народная партия – прим. пер), я заявил, что мое правительство будет служить интересам бедных. Какие бы шаги не предпринимал наш кабинет министров, они будут реализованы во имя бедных и на благо бедных». В число социальных инициатив премьер-министра Индии входит повышение минимальной пенсии до 1 тыс. рупий и введение идентификационного номера для рабочих. Также инициативы включают повышение максимальной зарплаты (которая выплачивались рабочим в качестве поощрений) с 10 тыс. рупий до 20 тыс., а размер премиальной надбавки будет удвоен и составит 7 тыс. рупий. Для реализации указанных социальных программ денежные средства будут выделены из национального стабилизационного фонда Индии: сумма привлеченных средств составит 270 млрд. рупий, которые удалось изыскать за счет пенсионных бонусов рабочих, не использованных в силу смены ими места работы или переезда в другой город.

Ранее, 27 марта, Нарендра Моди дал старт кампании «Откажись!», призывающей зажиточных граждан отказаться от своих субсидий на СУГ и передать их в пользу нуждающихся. Другой целью этой кампании является снижение зависимости Индии от импорта энергоносителей к 2020 г. на 10%.  Моди заявил: «На мой призыв [отказаться от субсидий на СУГ] отреагировало 11 миллионов граждан». Сэкономленные средства будут направлены на подключение к источникам СУГ домохозяйств, проживающих за чертой бедности. В настоящий момент незащищенные потребители СУГ ежегодно получают
12 газовых баллонов емкостью 14,2 кг каждый или 34 канистры емкостью 5 кг по сниженным ценам. В Дели цена газового баллона емкостью 14,2 кг составляет
419,15 рупий, а канистры емкостью 5 кг – 155 рупий. Рыночная цена СУГ составляет 509,50 рупий за баллон емкостью 14,2 кг. Отказ от субсидий на СУГ позволил правительству сэкономить существенные средства, ранее выделяемые под эту статью расходов (в прошлом финансовом году эта сумма составила 300 млрд. рупий). Сегодня кампания «Откажись!» уже помогла сэкономить 50 млрд. рупий, которые будут направлены на газификацию бедных слоев населения. Как отметил Моди: «За один только минувший год мы смогли подключить к источникам СУГ 6 млн. граждан». 

Согласно новой социальной программе, запущенной в праздник Первомая, домохозяйства, проживающие за чертой бедности, получат финансовую поддержку в размере 1600 рупий для каждой точки подключения к источникам СУГ. Получатели такой помощи (имеется ввиду домохозяйства, проживающие за чертой бедности) будут определены совместно с правительствами штатов и союзных территорий. В настоящий момент в Индии используют СУГ 16,64 млн. потребителей. Отметив, что газификация страны растет, премьер-министр Моди добавил, что на повестке стоит серьезная обеспокоенность риском, который таит использование ископаемых видов топлива в кулинарных целях. По данным Всемирной ассоциации здравоохранения в одной только Индии от неочищенного ископаемого топлива, используемого в кулинарных целях, умирает почти 500 тыс. человек. Специалисты отмечают, что использование открытого очага на кухне равносильно выкуриванию 400 сигарет в день. Предоставление беднейшим слоям населения доступа к источникам СУГ обеспечит всеобщую газификацию и защитит здоровье женщин благодаря использованию бытового газа. Министр финансов Индии Арун Дажитлей заложил в бюджет на 2016-17 гг. 20 млрд. рупий для обеспечения доступом к источникам СУГ 15 млн. женщин из семей, проживающих за чертой бедности. Кроме того, министерство финансов заявило, что проект газификации будет продлен еще на два года, чтобы газифицировать 50 млн. домохозяйств. В прошлом году премьер-министр Индии Моди пообещал в «ближайшие тысячу дней» электрифицировать
18 тыс. сел, в которых нет даже столбов ЛЭП. Как заявил Моди, штат Уттар-Прадеш дал стране многих премьер-министров, и он рад, что этот штат принял его в качестве главы правительства всей страны. Моди добавил, что в штате имеется 1529 сел, в которых до сих пор нет столбов ЛЭП. На 250-й день с момента запуска программы электрификации электричество проведено в 1326 села, при этом остальные населенные пункты будут электрифицированы уже скоро. Он также призвал граждан не загрязнять реку Ганг – защищать природу и национальное достояние, которым эта река является для Индии. 

 

2.     Премьер-министр Индии выбрал 2508 городов
для реализации программы доступного жилья

4 мая стало известно, что в рамках социальной программы «Прадхан Мантри Уджвала Йоджана» было выбрано 2508 городов в 26 штатах для предоставления бедным горожанам доступного жилья. Отвечая на вопросы депутатов парламента Индии, министр городского развития М Венкайях Наиду, заявил, что по состоянию на 25 апреля 2016 г. в рамках программы «Прадхан Мантри Уджвала Йоджана»: жилье для всего (городского) населения» было выбрано 2508 городов в 26 штатах. Министр также отметил, что согласно данной программе жилье должно соответствовать нормам безопасности Национального строительного кодекса и другим соответствующим кодексам, подготовленным Бюро стандартов Индии, а также выдерживать такие катаклизмы, как землетрясения, наводнения, тропические ливни и оползни. 

Данная программа включает еще и технологическую подпрограмму для утверждения проектной документации и генеральных планов зданий, подходящих для различных гео-климатических зон, а также для внедрения защитных и экологически чистых технологий. Цель социальной программы по предоставлению жилья – построить в ближайшие семь лет 20 млн. жилых домов на всей территории Индии; проект рассчитан до 2022 г. Целевой категорией данной программы являются городские жители, доход которых ниже установленного уровня, или граждане с низким уровнем доходов. Министр Наиду добавил, что на правительства штатов и союзных территорий, в городах которых будет реализовываться социальная программа доступного жилья, возлагается ответственность по обеспечению кровом бездомных жителей городов. С целью оказания поддержки региональным властям (правительствам штатов и союзных территорий) министерство жилищного хозяйства и борьбы с городской бедностью начало реализацию еще одной социальной программы «Кров для городских бездомных»; ее цель – обеспечить городских бездомных постоянным жильем и базовыми условиями для проживания. По информации, предоставленной из штатов и союзных территорий, данной категории граждан предоставлены 770 жилых площадей, рассчитанных на 38 770 жильцов; из них, как заявил министр, уже введено в эксплуатацию 270 жилых площадей для поселения
11 900 жильцов. 

Источники:
1.http://economictimes.indiatimes.com/articleshow/52061813.cms?intenttarget=no&utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=Dailynewsletter&ncode=5581ca9dba17407c2883cc9dd73c92f2&utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst

2.http://economictimes.indiatimes.com/articleshow/52106865.cms?intenttarget=no&utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=Dailynewsletter&type=dailynews&ncode=5581ca9dba17407c2883cc9dd73c92f2&utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst

 

Публикацию и комментарий подготовил  Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, доктор философии, независимый международный обозреватель

В одной из своих статей уже известный читателям журнала Эндрю Корыбко сделал заявление, что Индия ведет «проамериканскую политику». Безапелляционный характер этого заявления буквально заставил автора этих строк выступить с его опровержением. Еще раз напомним прописную истину: политика – это самое концентрированное выражение экономики. Данная аксиома должна быть движителем любого политического анализа. Экономическая политика Индии строится на принципах, отличных от экономической модели США, которые отстаивают позиции неолиберализма (финансового капитализма) через навязывание Евразии Трансатлантического и Транстихоокеанского торгово-инвестиционных партнерств. Индия идет курсом даже не столько государственного капитализма (что априори не приемлемо в Вашингтоне), сколько государственного капитализма с явными чертами социализма (несмотря на кастовую систему), который не принимали даже сторонники американской версии капитализма с признаками государственного регулирования финансово-экономической системы государства – т.н. «кейнсианской экономики»: «Данная теория не призывает к формированию системы государственного социализма, которая подчинит государственному контролю почти все аспекты экономической жизни общества».

Все это делает Индию не «послушным партнером» США (как этого хотел бы Вашингтон), а, скорее, угрозой их ориентальной политике, что может стимулировать Белый Дом начать готовить план по «возвращению Индии на правильный внешнеполитический курс» через отработанный механизм неконвенциональных способов ведения войны. После выхода предложенной вниманию читателей статьи о явно «социалистической» программе премьер-министра Моди можно предположить, что такой его шаг теоретически может стимулировать заокеанских стратегов начать готовить «руководство к действию» «демократическим силам» Индии. Уверенности в подобном сценарии придают слова бывшего специалиста в сфере экономического «киллерства»
Дж. Перкинса: «когда какой-нибудь лидер начинает национализировать стратегические отрасли промышленности или преумножать благосостояние своих граждан, США и корпоратократия посылают сначала «шакалов», а если они не справляются, то организуют переворот» [1,
c. 15-25].

Поэтому, возвращаясь к вопросу о гипотетической угрозе «цветной» революции/ «гибридной» войны против Индии, стоит отметить, что, упустив уровень жизни как элемент «социальной подготовки» к гипотетической «цветной революции»/«гибридной» войне, западные «партнеры по диалогу», вероятно, могут пойти или по «бразильскому» сценарию – использовать недовольство «креативной интеллигенции» и зажиточных слоев (этому будет способствовать призыв Моди к преуспевающим гражданам отказаться от своих субсидий на СУГ) или по «ближневосточному» – разыгрыванию религиозной «карты»: во-первых, в свое время Моди приписывали предвзятое отношение к индийцам- мусульманам, а во-вторых, в последнее время передовые американские СМИ сфокусировались на проблеме «снижения уровня религиозной толерантности в Индии».

Тем не менее, стоит отметить две причины, по которым всевозможные «угрозы» дестабилизации ситуации в Индии по «бразильскому» или по «ближневосточному» сценарию кажутся мнимыми:

1)       политическое руководство Индии прекрасно отдает себе отчет в том, что скрывается за «сближением» с США, поскольку, как отмечают индийские обозреватели, в отношении с Вашингтоном Дели, вероятно, руководствуется принципом «пусть друзья будут близко, пусть враги будут еще ближе»;

2)      Еще в 50-х гг. премьер министр Индии Джавахарлал Неру писал своей сестре, занимавшей в тот период пост посла Индии в США: «В своих отношениях с Азией американцы демонстрируют отсутствие понимания ситуации, и это удивительно».

 

Использованная литература:

  1. Перкинс Дж. Тайная история американской империи: экономические убийцы и правда о глобальной коррупции / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 445 с.

Ключевые слова: Индия

Версия для печати