ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Либеральная цензура против традиционализма

10:31 06.05.2016 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Западная философия в наши дни воспринимается как философия либерализма. Такое восприятие неслучайно по двум причинам. Запад, действительно, дал миру скрупулезно разработанную либеральную идеологию, и, в то же время, явил примеры того, как одно философское направление может эффективно подавлять другое, стоящее на противоположных позициях.

Речь о западной философии традиционализма и философах-традиционалистах. Поле интеллектуального охвата философами-традиционалистами западной аудитории непрерывно сужается из-за заговора молчания вокруг затрагиваемых ими тем, и из-за информационной войны, которую им негласно объявили либеральные философы.

Мыслителю, позитивно отзывающемуся о религиозных, семейных и иных ценностях проникнуть на западные университетские кафедры гораздо сложнее, чем его либеральным оппонентам, воюющим против этих ценностей.

Традиционные ценности служат идеологической помехой для торжества либерализма. Церковь и семья должны быть принесены в жертву капиталистической идеологии, философским выражением которой является либерализм.

Флагманы капиталистического мироустройства, прежде всего, США, всерьёз рассматривают возможность слома традиционной морали по всему миру. Для этого используют такой мощный инструментарий, как Голливуд и научное сообщество.

С представителями Голливуда велись переговоры о необходимости включения в кинематографическую продукцию мотивов однополых браков. Всерьёз обсуждается возможность привнесения таких мотивов в мультипликационную продукцию, рассчитанную на детей.

Слом традиционной морали будет означать смысловую победу либерализма. Любой защитник традиционных ценностей рассматривается как опасный прецедент, который может испортить игру, стоящую так много свеч. На кону полномасштабная ценностно-смысловая переделка мироустройство под политические нужды Запада, и в интеллектуальных кругах идёт из-за этого не менее ожесточенная борьба, чем на полях сражений в Сирии или Ираке.

Бросается в глаза, насколько слабо западная аудитория ознакомлена с собственным философским наследием в лице философов-традиционалистов. Редкий швейцарец осознаёт значение работ своего соотечественника Фритьофа Шуона, несмотря на принадлежность его к плеяде таких философов-традиционалистов, как француз Рене Генон, итальянец Юлиус Эвола и т.д.

Последнему не прощают его правых взглядов, хотя не все исследователи творчества Эволы разделяют это обвинение. По их мнению, Эвола был, в первую очередь, философом, и его отношение к режиму Муссолини не было однозначным.

В любом случае, правые взгляды Эволы не более чем повод, из-за которого его труды не допускают на университетские кафедры. В Эстонии и Латвии эсэсовцы открыто маршируют по улицам, и либеральный мир это не тревожит, поскольку Эстония и Латвия согласились двигаться в русле либеральной идеологии.

К тому же, у фашизма и либерализма гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Об этом написан исчерпывающий труд социолога и почетного профессора Гейдельбергского университета Мануэля Саркисянца "Английские корни немецкого фашизма".

Неприятие Эволы западным миром вызвано тем, что он открыто называл себя противником демократии, а принципы Французской революции, положенные в её основу, считал губительными. Демократия для Эволы была идеологией разложения, и, надо отметить, он смог достаточно глубоко это проанализировать, и показать в своих трудах.

Швейцарцы не знакомы с Ф. Шуоном, французы практически не осведомлены о значении работ Рене Генона. Р.Генон во второй половине жизни эмигрировал в Египет, принял ислам, хотя предостерегал других от такого поступка, и стал видным исламским мыслителем Абдель Вахидом Яхья.

Его "Кризис современного мира" нанёс идеологический удар по главному тезису либерализма - тезису о постоянном прогрессе. Прогресса нет, есть регресс, движение от эзотерического к экзотерическому, от метафизики к либеральному себялюбие, от Вечной мудрости к капиталистическому себялюбию, отрицающем высшие идеалы в угоду грешному телу.

Западный либерализм боится Генона. Если нет прогресса, а лишь регресс, тогда страны передового либерализма превращаются в носителей регресса, а не прогресса. Тогда США несут миру не процветание, а забвение всего, что морально выше желудка.

Либерализм - цивилизация желудка, традиционные ценности провозглашают иную цивилизацию – цивилизацию Духа. Они не совместимы, и не могут мирно сосуществовать. Потому для работ Генона поставлен барьер, дабы предотвратить широкое знакомство с его мыслями европейской молодёжи.

Мы имеем дело с настоящей цензурой. Мощной, безжалостной и циничной. Это интеллектуальный расизм, сменивший в странах развитого капитализма расизм политический.

Философу-традиционалисту сделать научную карьеру на Западе крайне сложно. Весь его творческий путь будет представлять собой путь против течения, борьбу с главенствующей идеологией, поддерживаемой правительством.

Капитализм не может себе позволить иной идеологии, кроме либеральной. Он не может позволить спокойно развиваться традиционной мысли, и пытается её погасить, подмять под либерализм. Поэтому Хорст Мехлер, немецкий писатель-либерал и критик религиозных практик, как мешающих обогащению, удостоился в США всяческих почестей, а покойные уже Ф. Шуон и Р. Генон таких почестей не дождутся.

Западная цензура чутко дозирует степень проникновения традиционной философии в мир науки. Ей отводят делянку, на которой и предлагают копошиться, не выходя за её пределы.

Сейчас намечается тенденция проникновения в интеллектуальную вотчину западной философии восточных мыслителей - представителей буддизма, индуизма и т.д. Наверняка западный либерализм попытается обыграть ситуацию в свою пользу, сведя эту тенденцию к узким горизонтам теософии.

С теософией либерализму справиться легче, чем с полнокровной метафизикой. В какой-то мере теософия выступает союзником либерализма в том смысле, что сужает метафизические горизонты индуистской, буддийской традиции, превращаясь в эклектику.

В благосклонности англичан к теософии XIX в. с её индуистскими мотивами Генон видел намерение ослабить метафизически чуткий индуизм вестернизированными верованиями. Индиец-теософ для английского колониалиста всегда предпочтительней индийца, преданного индуизму.

Этим объясняется неприятие Геноном модной в то время теософской школы Блаватской, Олкотта и т.д., интеллектуальную практику которой он обозначил термином "теософизм", отрицая за ней право называться даже теософией (1).

Мы видим, что либерализм вовсе не стал панацеей от войн и конфликтов. Мы видим, что своё экономическое могущество Запад использует для давления на другие страны. Президент Соединённых Штатов откровенно провозглашает, что другие страны должны жить по правилам Вашингтона, и предлагает ряд экономических инициатив, нацеленных на укрепление военного и экономического присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И все это в ущерб общей безопасности региона (2).

Миф о миролюбии либерализма рассеивается, как дым. Мир столкнулся с удвоенной агрессией стран господствующего либерализма (войны в Югославии, Ливии, Сирии, Украине) сразу после самоуничтожения их главного оппонента - Советского Союза. Не случайно российская оппозиция – либеральна в выше обозначенном смысле слова.

Мысль побеждает мысль. Россия объявила курс на сохранение традиционных ценностей, и должна стать интеллектуальным заповедником, где консервативная философия получит все условия для дальнейшего развития.

Одолеть аморальный либерализм с его презрением к институту семьи и церкви можно мощным интеллектуальным контртечением. Запад не читает Генона, Шуона и Кумарасвами, но их должны читать в России.

Россия должна превратиться в фабрику консервативной, но гибкой мысли. Россия должна помочь Вечной Традиции остаться на Западе, помочь ей проникнуть в университеты и стать предметом горячих симпатий общества. Но, прежде всего, Россия должна сама быть носительницей этой Традиции.

 

1) Генон, Р. "Теософизм. История одной псевдорелигии"

2) https://www.washingtonpost.com/opinions/president-obama-the-tpp-would-let-america-not-china-lead-the-way-on-global-trade/2016/05/02/680540e4-0fd0-11e6-93ae-50921721165d_story.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати