Член Высшего совета Демократической партии Курдистана Хемин Хаврами. Фото: Kurdistan.ru.
В Москве состоялась мультимедийная пресс-конференция, посвященная текущей ситуации в Иракском Курдистане. В мероприятии приняли участие член Высшего совета Демократической партии Курдистана (ДПК) Хемин Хаврами, руководитель отдела стран Азии Департамента внешних связей ДПК Абдусалам Абдулла, представитель ДПК в России и СНГ Хошави Бабакр.
В ходе пресс-конференции была освещена роль иракских курдов в противостоянии экстремистским исламистским группировкам, претендующим на богатые природными ресурсами районы для обеспечения своего экономического потенциала. Участники мероприятия рассказали о встречах и переговорах, состоявшихся в Москве.
Единственным спикером на пресс-конференции стал член Высшего совета ДПК Хемин Хаврами. По его словам, целью визита в Москву курдской делегации стала активизация связей по линии партий и правительств с целью установления гражданского мира на Ближнем Востоке. «Наши отношения с Россией имеют давнюю историю и носят многоуровневый характер, - заявил г-н Хаврами. – У нас общие ценности и взгляды на региональные и мировые проблемы современности. Стремительные изменения, которые происходят в настоящее время, требуют хорошей координации и постоянного обмена мнениями».
В настоящее время для Иракского Курдистана и России наиболее актуальны два вопроса: борьба с терроризмом и энергетическое сотрудничество между Москвой и Эрбилем. Для того, чтобы установить прочный мир в регионе, необходимо учитывать не только интересы великих держав, но и привлекать региональных игроков к поискам конструктивных способов разрешения наиболее болезненных проблем. «В настоящее время Россия играет важнейшую роль на Ближнем Востоке. Мы благодарны Москве за дипломатическую и военную поддержку нашей борьбы с терроризмом и надеемся на продолжение сотрудничества», - заявил глава курдской делегации.
По оценке экспертов Демократической партии Курдистана, в настоящее время в борьбе с ДАИШ наметился перелом. Ранее считалось, что «Исламское государство» победить практически невозможно. Однако курдские добровольцы доказали, что это не так. Отвоевав 27 тыс. кв.км территории, находившейся под контролем ИГ, они нанесли серьезный удар этой экстремистской структуре. По последним данным, 1,5 тыс. бойцов Пешмерга погибло в этих боях за идеи, за свою родину. Однако террористы потеряли 24 тыс. боевиков, среди которых более 2 тыс. составляли выходцы с Кавказа. Как утверждает Х.Хаврами, пока экстремисты предпринимают разрозненные вылазки, однако прежних массированных операций уже не проводят. Напомним, что значительную помощь курдскому ополчению в ослаблении сил ДАИШ оказали Военно-космические силы России.
«Все эти события доказывают, что необходима не только дипломатическая, но и военная координация наших действий, - заявил Х.Хаврами. - Мы поддержим любую страну и силу, которая объявит о борьбе с ИГ. В современном мире ни одна страна незастрахована от удара со стороны сетевой структуры, подобной ДАИШ. Это общая угроза для всего человечества».
Очевидно, что победа над ИГ не может быть достигнута без взятия Мосула – негласной «столицы» этого движения в Ираке. За освобождение города выступают как суннитские командиры, так и Пешмерга, которая готова сделать это в течение недели. Однако пока не разрешен местный суннито-шиитский конфликт, штурм Мосула затруднен. Делегация ДПК убеждена, что освобождение Мосула может быть обеспечено собственными силами иракского ополчения, без внешнего вмешательства, которое может только осложнить обстановку.
Комментируя современное состояние отношений между Эрбилем и Багдадом, г-н Хемин Хаврами заметил, что ретроспективно их можно разделить на две стадии – до введения войск США и их союзников в Ирак в 2003 года и после состоявшейся интервенции. «Я родом из Халабджи - города, который подвергся химической атаке в 1988 году, во время ирано-иракской войны, - заявил Х.Хаврами. - После падения режима С.Хусейна предполагалось, что мы будем в партнерских отношениях с Багдадом. И что мы в итоге получили? Мы не хотели выхода из состава страны, но наши отношения с центром должны были быть выстроены на основе четырех принципов: соблюдения Конституции, права народов на волеизъявление, принципов федерализма и выработки консенсуса по спорным вопросам». По словам главы делегации Демократической партии Курдистана, Основной закон страны сейчас не исполняется, а идея федерации практически провалена. В Багдаде очень сильна тяга к унитаризму, а принцип пропорционального представительства народов в органах власти не работает. В настоящее время курды занимают всего 3% государственных должностей и составляют лишь 1% в вооруженных силах Ирака вместо предполагавшихся 24%.
По словам Хемина Хаврами, лидер Демократической партии Курдистана Масуд Барзани считает, что курдский вопрос не должен становиться причиной раскола режима в Багдаде. Однако положение становится все более напряженным. С февраля 2014 года был сокращен бюджет Курдистана. «С 1920 года это первый подобный прецедент», - уточнил Х.Хаврами. По его словам, прежняя модель взаимоотношений с властями не работает. «Мы должны разработать новую формулу диалога, - подчеркнул он.- Курдистан должен стать элементом стабильности в регионе, а это невозможно без признания наших прав на самоопределение». Комментируя вопрос об отношении к войне в Сирии, глава делегации заявил, что власти Эрбиля с самого начала противостояния не поддерживали ни Дамаск, ни противников президента Башара Асада. Поэтому Иракский Курдистан поддерживает все международные инициативы по мирному урегулированию ситуации в регионе, включая переговорный процесс в Женеве. По словам г-на Хаврани, внутрисирийский конфликт не имеет военного решения.
В настоящее время Ирак представляет собой расколотую страну, текущим положением в которой не удовлетворена ни одна этническая группа или конфессия. После 2003 года серьезно были поражены в правах мусульмане-сунниты. Поэтому активность «Исламского государства» и контроль его структур над преимущественно суннитскими территориями – это тревожный симптом, на который невозможно не обратить внимания. В условиях нарастающей поляризации на Ближнем Востоке представителей Иракского Курдистана больше всего беспокоит опасность использования их территории как стартовой площадки для действий против других участников регионального конфликта. В этих условиях ДРК надеется на конструктивную посредническую роль России в разрешении ситуации, сложившейся в крайне чувствительном полиэтническом и многоконфессиональном регионе. По словам Хемина Хаврами, такие государства как Ирак, Йемен, Ливия и Сирия стали «несостоявшимися государствами» (failed states), а получение независимости Иракским Курдистаном послужит оздоровлению региона. Правда, г-н Хаврами никак не пояснил, каким образом ДПК собирается разрешить внутрикурдские противоречия, которых ничуть не меньше, чем в регионе в целом. Различия между требованиями курдов на территории Сирии, Турции, Ирана и Ирака слишком значительны. Пока российские дипломаты и парламентарии выслушали точку зрения Эрбиля и готовы поддержать их в борьбе с ДАИШ. Время покажет, возможно ли в нынешней политической обстановке противопоставить сохранению статус-кво право народов на самоопределение, подвергнув тем самым пересмотру границы государств, установленные в 1920-х годах в развитие «соглашения Сайкса-Пико»[i]. В любом случае перспектива обретения Иракским Курдистаном независимости от Багдада находится в первую очередь в руках местных политиков, а вопрос признания новой государственности находится целиком в компетенции мирового сообщества.
[i] Соглашение Сайкса-Пико – тайное соглашение между правительствами Великобритании, Франции, России и Италии, направленное на разграничение сфер интересов на Ближнем Востоке после Первой мировой войны. Получило название по именам двух дипломатов: француза Франсуа-Жоржа Пико и англичанина Марка Сайкса.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs