ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

62 года сотрудничества ЮНЕСКО и России

13:28 21.04.2016 • Елена Оганесян, cпециальный корреспондент

Фото: www.unesco.org.uk

21 апреля 1954 года СССР стал официальным членом ЮНЕСКО. За проведшие 62 года сотрудничества России и специального учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры проделана большая работа. Стоит отметить, что путь к успешному взаимодействию был нелегким, ведь создание ЮНЕСКО пришлось на времена, когда мир еще не пережил потрясение от Второй мировой войны, но уже был на пороге длительной «холодной» конфронтации России и Запада. 

История сотрудничества 

Несмотря на то, что с первых дней своего существования ЮНЕСКО подчеркивала свой неполитический характер, СССР принципиально не принимал прямого участия в её создании. 3 августа 1945 года британское правительство направило в Москву официальное приглашение с просьбой принять участие в открывающейся 1 ноября конференции, призванной учредить ЮНЕСКО. Ответа не последовало. 10 сентября обращение было отправлено повторно. Однако В.М. Молотов, в то время занимавший пост министра иностранных дел СССР, ответил жестким отказом. По официальным заявлениям такая жесткая позиция была мотивирована нарушением западными странами ряда договоренностей по созданию ЮНЕСКО. Однако историки настаивают на том, что реальной причиной такого поведения служило зарождающееся идеологическое противостояние. Отказы по всевозможным причинам на многочисленные приглашения вступить в Организацию следовали один за другим, вплоть до смерти И.В.Сталина. Только к 1954 году СССР стал официальным членом ЮНЕСКО. Однако приоритетные цели для Советского Союза на тот период заключались в продвижении своих идеологических  принципов. В 1984-1985 годах СССР, США, Великобритания и Сингапур демонстративно выходили из состава объединения под предлогом нарастающей политизации ЮНЕСКО. СССР никак не мог гармонично влиться работу «демократичного коллектива» Организации. Сложно говорить о том, что стратегические цели  членства преследовал только Советский Союз. Однако действия именно этого влиятельного и  мощного государства находились под особым вниманием других стран.

Только во времена перестройки напряженная обстановка в ЮНЕСКО пошла на спад. В 1987 году в выступлении Владимира Ломейко, руководителя советской делегации на 24-й сессии Генеральной конференции прозвучали следующие слова: «Большинство членов Организации просто устало от бесконечных споров, взаимных враждебных выпадов»[1]. С декабря 1991 года Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как «государство-правопреемник». В соответствии с Уставом ЮНЕСКО, органом, координирующим участие в деятельности Организации, является национальная комиссия. На сегодняшний день в её состав входят самые компетентные и активные деятели культурных, научных, общественных и политических кругов. В России пост Председателя Комиссии возглавляет С.В.Лавров. Заместители председателя - член Президиума Российской академии наук академик В.Е.Фортов и председатель Комиссии по культуре Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.С.Дзасохов»[2].

Актуальные задачи и достижения

На сегодняшний день всемирная организация интеллектуального характера уделяет особое внимание контролю за вооружением, в том числе и ядерным, содействует искоренению принципов колониализма, расовых и религиозных притеснений, а также прилагает усилия по контролю защиты прав человека и народов. Сотрудничество России с ЮНЕСКО включает в себя охрану исторического и природного наследия, защиту информационных технологий, поддержку программ образования и медицины. 

Самая широкая сфера деятельности организации направлена на сохранение культурных памятников, к которым относятся «группы зданий и объекты, представляющие историческую, эстетическую, археологическую, научную, этнологическую или антропологическую значимость»[3]. К объектам сохранения природного наследия причисляются «уникальные физические, биологические и геологические формации, местообитания редких и исчезающих видов флоры и фауны, а также территории, имеющие научную, природоохранную или эстетическую ценность»[4].

Третий секретарь Департамента международных организаций МИД РФ, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, аспирант кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России А.Т. Белекова в своей статье под названием «К вопросу о сотрудничестве России и ЮНЕСКО» отмечает: «Все четыре сферы деятельности ЮНЕСКО, а именно: образование, наука, культура и коммуникация - получили в России объемное наполнение конкретными крупными проектами.

«Все четыре сферы деятельности ЮНЕСКО, а именно: образование, наука, культура и коммуникация - получили в России объемное наполнение конкретными крупными проектами».

В области образования:это проект «Восстановление образовательной системы в Чеченской Республике», который осуществляется в рамках масштабного программного направления ЮНЕСКО «Образование для всех».

В сфере науки – это успешный запуск международной программы по фундаментальным наукам, инициатором которой была Россия, многочисленные проекты в области изучения Мирового океана, геологии, экологии, биологии. Хотелось бы особенно отметить плодотворное сотрудничество нашей страны с ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного и природного наследия в рамках Конвенции 1972 г., в котором задействованы многие российские регионы. Сегодня в списке всемирного наследия насчитывается 23 российских культурных и природных объектов. В числе последних номинаций, фигурирующих в списке, – «Золотые горы Алтая», «Ансамбль Новодевичьего монастыря», «Московский Кремль и Красная площадь», «Озеро Байкал», «Кижский погост»[5]».

Повестка дня

Более чем полувековая история отношений России с ЮНЕСКО подтверждает эффективность и перспективность сотрудничества. На функционирование Организации влияют многие кризисные события наших дней. Особое внимание членов ЮНЕСКО приковано к ущербу, нанесенному в результате кризиса  на Ближнем Востоке. «Для России это крайне приоритетная тема, потому что мы являемся той страной, которая играет достаточно большую роль по разрешению конфликта в Сирии. После военных действий надо заниматься восстановлением памятников» - отмечает постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова. Контроль незаконного перемещения культурного достояния Ирака и Сирии остается важнейшей актуальной задачей ЮНЕСКО.

«Контроль незаконного перемещения культурного достояния Ирака и Сирии остается важнейшей актуальной задачей ЮНЕСКО.»

Напомним, что на сегодняшний день боевиками ИГИЛ разрушены десятки уникальных памятников, в число которых входят легендарная Триумфальная арка в сирийской Пальмире, храмы Баалшамина и Бэла, три погребальные башни в Долине гробниц и другие «жемчужины» мировой художественно- культурной истории.
На сегодняшний день в повестку дня деятельности ЮНЕСКО внесены также вопросы о сохранении объектов российского наследия. Остается вопрос о причастности Организации к сохранению Херсонеса Таврического, который после перехода под юрисдикцию России остался без поддержки Организации. Также Россия ведет активную подготовку к сессии ЮНЕСКО в 2017 и 2018 г., где будет поставлен вопрос о включении храмов и соборов Свияжска и псковских археологических памятников в ряды объектов мирового исторического наследия.
Взаимодействие ЮНЕСКО и России в наши дни имеет свою историю взлетов и падений. Однако поиск компромиссных решений и открытость сторон к диалогу дают основания надеяться на процветание дальнейшего партнерства. Принципы гуманизма и этичности, солидарность и взаимоуважение стран остаются неотъемлемым условием мирного будущего Планеты.



[1]Выступления постоянных представителей  СССР/ России при ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО- Пресс, 2001

[4] Там же.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати