Прозвучавшая на днях из уст президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана угроза отказаться от реализации соглашения с Европейским союзом по проблеме мигрантов носит гораздо более глубинный характер, недели простой шантаж в целях получения дополнительной финансовой помощи. Она должна пониматься как попытка нынешнего турецкого руководства начать новый этап региональной геополитической игры, призванной обеспечить интересы Анкары в целом ряде приоритетных для нее внешнеполитических областей.
Финансовый аспект в требованиях Эрдогана, разумеется, присутствует. По его словам, Турция откажется от реализации соглашения о возвращении мигрантов, если ЕС не будет выполнять свои обязательства. В числе последних значится получение Анкарой дополнительно 3 миллиардов евро к аналогичной сумме, согласованной еще в конце 2015 года. «Реадмиссия является процессом, который имеет свои определенные условия. Если Европейский союз не будет выполнять свои обязательства, Турция не будет реализовывать соглашение», - заявил президент Эрдоган, выступая в Анкаре перед сотрудниками турецкой полиции. (hurriyet.com.tr) Согласно соглашениям, достигнутым на саммите ЕС-Турция 18 марта, все нелегальные мигранты, которые прибыли в Грецию из Турции, возвращаются обратно в Турцию, причем оплату данной операции взял на себя Европейский союз. Кроме того, Брюссель пообещал Анкаре выделить дополнительно 3 млрд евро, а также возобновить переговоры о вступлении Турции в ЕС. (rbc.ru)
При этом, по данным брюссельских источников, особые сомнения среди членов Евросоюза вызвали сразу несколько конкретных пунктов – в том числе международно-правовой статус соглашения с точки зрения полномочий самого ЕС, возможность размораживания переговоров о приеме Турции и размеры дополнительной финансовой помощи, поскольку турецкая сторона категорически отказывается предоставить Еврокомиссии право контроля за расходованием средств. Кроме того, Турция сохранила за собой правовую лазейку, позволяющую как как стране, не ратифицировавшей соответствующий протокол Женевской конвенции, рассматривать в качестве беженцев, подпадающих под действие договоренностей с ЕС, исключительно беженцев из Сирии, выводя за рамки документа беженцев из других государств региона (в том числе Ирака и Афганистана). (rbc.ru)
Тем не менее, само соглашение о возвращении беженцев в обмен на возможность для Турции переправлять легально такое же число сирийских беженцев Европу начало действовать, и обвинять Евросоюз в невыполнении своих обязательств (которые, как известно, пока еще не получили поддержки высших органов организации, а существуют в виде письменной договоренности участников саммита ЕС-Турция) у Эрдогана нет оснований.
А, следовательно, следует искать более веские причины для его демарша. Такими причинами, по имеющейся информации, стало развитие ситуации вокруг Нагорного Карабаха, а также неблагоприятное для интересов Анкары затишье, наступившее в Сирии. Тот же президент Турции сразу после недавней эскалации боевых действий в нагорно-карабахском конфликте фактически отказал Минской группе ОБСЕ в праве выступать ключевым международным механизмом в его урегулировании, объявив входящую в него России одной из сторон конфликта. Если какая-либо страна и принимает участие в конфликте в Нагорном Карабахе, «то это Россия», - заявил он. (reuters.com) При этом в европейских столицах и общественном мнении в качестве страны, имеющей собственные интересы в нагорно-карабахском конфликте, рассматривают как раз Турцию (которая, как и Россия, является членом Минской группы ОБСЕ). К примеру, национальная норвежская телерадиовещательная компания NRK в своем комментарии называет Турцию «крупной державой, очень заинтересованной в том, что сейчас происходит в Нагорном Карабахе», и напоминает о том, что турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил о полной поддержке Азербайджана «до тех пор, пока страна не освободит всю оккупированную территорию». (nrk.no) В сложившейся ситуации стремление Анкары занять более жесткую позицию в отношении Европы объективно несет в себе расчет на возможные «подвижки» и договоренности с Брюсселем в том числе по проблеме Нагорного Карабаха с тем, чтобы попытаться вывести из политического посреднического процесса Россию.
Однако турецкая геополитическая игра вокруг беженцев и Нагорного Карабаха имеет еще одного адресата – США. Наблюдаемое в настоящее время определенное российско-американское сближение по сирийской проблеме лишает президента Эрдогана возможности играть на противоречиях Москвы и Вашингтона. И в этих условиях шантаж Европы вкупе с жесткой антироссийской риторикой призваны сыграть для Турции роль приманки для того, чтобы перетянуть на свою сторону США, «Если попытаться связать события, то мы обнаружим, что новая вспышка конфликта в Нагорном Карабахе началась сразу же после встречи президента США Барака Обамы со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом» - весьма справедливо пишет в этой связи оманское издание Al Watan и продолжает: «По информации некоторых СМИ, во время встречи Обама снова потребовал от Эрдогана закрыть границу с Сирией, что, если вспомнить, было основным требованием России в процессе сирийского урегулирования. Сразу же после этого последовал ответ Турции, адресованный США, а значит, и России. С помощью наемников, подконтрольных турецкому правительству «Справедливости и развития», было решено отомстить России и попытаться перенести очаг конфликта в ее собственный двор или хотя бы на приусадебный участок. С одной стороны, Турция таким образом попыталась отомстить за Сирию, с другой стороны, Анкара тем самым показывает свое отношение на отказ Обамы встретиться с Эрдоганом» во время саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. «Своими действиями правящая партия Турции хочет продемонстрировать своему американскому союзнику, что по-прежнему способна играть на стороне США в ряде международных проблем, в том числе в том, что касается изоляции России, оказывая на нее всяческое давление и экспортируя терроризм и анархию в глубь ее территорий» - указывает Al Watan.
Таким образом, в ближайшее время следует ожидать, во-первых, инициирования Турцией нового раунда переговоров с Европейским союзом в целях достижения Анкарой новых финансово-политических уступок. Во-вторых, имеющаяся информация позволяет прогнозировать попытки турецкого руководства либо внести изменения в структуру и полномочия Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, либо инициировать перенос вопроса о карабахском урегулировании в другие региональные механизмы, в которых Турция играла бы ключевую роль. Наконец, Турция попытается сыграть на противоречиях между США и Европой, используя в качестве инструмента женевские переговоры по сирийскому урегулированию, курдский фактор, а также страх европейцев перед новыми волнами беженцев с турецкой территории, а также терактами в западноевропейских столицах.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs