ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Тайна «Двух капитанов» будет раскрыта

23:51 11.04.2016 • Елена Оганесян, cпециальный корреспондент

На фото: Шхуна «Святая Анна» в Санкт-Петербурге перед началом экспедиции (река Нева, возле Николаевского, ныне Благовещенского, моста), капитан Г.Л.Брусилов (www.captainclub.ru)

В МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная второй арктической экспедиции «По следам двух капитанов. Продолжение следует…». Спустя 100 лет судьба экипажа под руководством Г. Л. Брусилова, пропавшего при попытке прохождения Северного морского пути, остается загадкой для всего мира. Приподнять завесу тайны намеревается группа исследователей, которая в апреле 2016 года установит буи во льдах Арктики, чтобы отследить предполагаемый маршрут дрейфа пропавшей парусно-паровой шхуны «Святая Анна». При получении соответствующих результатов в 2017- 2018 году будет отправлена следующая экспедиция для продолжения поисков российских первопроходцев.

Напомним, что в сентябре 1912 года после того, как судно прошло Карские Ворота, оно оказалось в ледовом плену на полтора года. Членам команды приходилось выживать в нечеловеческих условиях, ожидая благоприятного перемещения «равнодушных» льдов Арктики. Весной 1914 года, когда шхуна находилась севернее архипелага Земля Франца-Иосифа, членами экипажа принимается решение выдвинуться в сторону земли. Отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился в южном направлении. По пути 9 человек из отряда пропали без вести, лишь Альбанов и матрос Конрад были спасены экспедицией Георгия Седова, возвращавшейся на материк после зимовки на острове Гукера. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту «Святой Анны», после апреля 1914 года остается неизвестна[1].

Эти исторические загадки на протяжении многих десятилетий будоражили умы ученых и литераторов. История судна «Святая Анна» легла в основу культового приключенческого романа Вениамина Александровича Каверина «Два капитана», написанного в 1938-1944гг. Однако только в 2010, 2011 и 2013 гг. российским исследователям удалось кое-что действительно обнаружить. Исследователи побывали на Земле Франца-Иосифа (самая северная территория России), где смогли разыскать останки одного члена экипажа. Однако судьба «Святой Анны» и остальной команды так и осталась неизведанной.

На сегодняшний день существует несколько гипотез по поводу гибели первопроходцев. Есть предположения о том, причиной крушения стал пожар или шторм. По другой версии, члены экипажа погибли от цинги или от паразитарного заболевания трихинеллёза, которое могло спровоцировать употребление в пищу плохо обработанного мяса белых медведей и моржей. Иные эксперты утверждают, что судно было потоплено германскими субмаринами в ходе битвы за Атлантикув разгар Первой мировой войны.

На фото: исследователи Олег Продан и Виктор Звягин.
Фотограф: Оганесян Е.

О захватывающих поисках первой российской арктической экспедиции рассказали действительный член Русского географического общества, директор национального парка «Онежское Поморье» Олег Продан, заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Виктор Звягин, член экипажа легкого вертолета, который впервые достиг Северного полюса, штурман Михаил Фарих.

«Я всю жизнь занимаюсь авиацией, и мои наблюдения подтверждают то, что подобная версия имеет право на существование»

О.Продан рассказал о том, что в 1937 году была выдвинута очень интересная версия, которая почему- то была забыта: «В 1937 году на Острове Рудольфа, на самом северном острове земли Франса Иосифа была расположена наша база авиационной поддержки. В один из дней, судя по дневникам полярников, они увидели вмерзшее в лед судно. Люди хором начинают кричать: «Это Святая Анна!»- и подготавливают самолет к взлету, однако для этого требуется около 10 часов. За это время к полярной базе пришел туман. Самолет смог вылететь только через неделю, но команда так и не обнаружила судно. Благодаря моим сегодняшним наблюдениям, я могу понять, почему они не смогли найти шхуну, хоть и современные историки отмели эту версию, сославшись на «белую горячку» полярников. Но ведь по возвращению очевидцы написали записку в правительство о том, что видели. Только представьте себе, что значит в 1937 году написать что-то подобное «в белой горячке» и отправить представителям власти? Я всю жизнь занимаюсь авиацией, и мои наблюдения подтверждают то, что подобная версия имеет право на существование».

На фото: штурман Михаил Фарих
Фотограф: Оганесян Е.

Уникальный штурман, который начал обучение мастерству пилотирования вертолета в 48 лет, Михаил Фарих, рассказал гостям о технической составляющей пребывания в Арктике:

«Погода в Арктике меняется мгновенно. Я помню, когда мы шли с острова Рудольфа на землю Александра, диспетчер озвучил следующие погодные показатели: горизонтальная видимость 6 км., нижняя кромка облаков 500 м., - прекрасная погода! Когда мы подошли к аэродрому, что увидели, что горизонтальная видимость сократилась до 500 м., а вертикальная до 30 м. При такой погоде летать запрещено, но мы были подготовлены и благополучно приземлились. Это был мой первый полет в «настоящую» Арктику. Я не предполагал, что я увижу столько интересного, такие красивейшие пейзажи. В отрочестве я очень любил читать Джека Лондона. Помню слова оттуда: «Арктика – это белое безмолвие». Никакое оно не белое! Там присутствует вся палитра красок, многообразие живой природы, звери птицы, непонятно «откуда взявшиеся», «куда девшиеся» и «чем живущие». Там очень красиво. В Арктику невозможно не влюбиться, если ты не биоробот».

«В Арктику невозможно не влюбиться, если ты не биоробот»

Представитель Российского центра судебно-медицинской экспертизы Виктор Звягин также примет личное участие в запланированных экспедициях. Исследователь выразил надежду на успешные результаты предстоящих поисков, рассказал о генетических характеристиках уже найденных останков членов команды и отметил: «Рано или поздно эта трагическая экспедиция будет расшифрована и получит соответствующее литературное освящение».

О.Продан также дополнил свое выступление и выделил три главные задачи грядущей экспедиции:

-Установка радиобуев для сбора метеорологических данных и для отслеживания арктических течений.

-Повторное посещение места, где были найдены останки члена экипажа.

- Визит на остров Виктория, где находится постоянное лежбище самых крупных моржей в мире. 

Перед завершением пресс- конференции участники провели своего рода «мастер- класс» по выживанию во время встречи с белым медведем во льдах Арктики, и выразили надежду на успешный исход экспедиционных поисков.



[1] Альбанов В. И. На юг, к Земле Франца-Иосифа! — М.: Европейские издания, 2007. — 272 с.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати