Согласно имеющимся данным, в ближайшее время Еврокомиссия собирается обнародовать собственное правовое заключение по вопросу соответствия проекта «Северный поток – 2» нормам и требованиям ЕС. Задача перед еврочиновниками стоит непростая: вынести решение, удовлетворяющее критиков проекта из числа стран Центральной и Восточной Европы, и одновременно избежать конфронтации с Германией как ключевым (наряду с Россией) участником указанного проекта.
Именно в нарастающих в последние годы противоречиях между Берлином и многими европейскими столицами следует искать один из источников нынешней полемики вокруг проекта «Северный поток – 2». Согласно информации издания Business Insider, Германия в последние годы столь активно спонсировала еврозону для того, чтобы нарастить собственный торговый профицит за счет появления огромного государственного долга у таких государств, как Греция, Италия, Испания, Португалия и Ирландия, а также у стран региона Центральной и Восточной Европы. В результате издание поставило на первое место в своем рейтинге возможных еврокатаклизмов текущего года банковский кризис в Италии. «Ее банковская система уже скатывается вниз, потому что необслуживаемые кредиты растут как снежный ком. Они составляют почти 20% активов от банковской системы Италии. В некоторых банках объем необслуживаемых кредитов достигает 40%» - свидетельствует Business Insider и заключает: «Крах итальянской банковской системы - это системный риск для всей Европы. Италия, восьмая по величине экономика в мире, лишь немногим меньше Индии. И она оказывает решающее воздействие на экономику Европы, а вместе с тем и на всю мировую экономику». (vestifinance.ru) Сложившаяся ситуация, в свою очередь, позволяет понять, почему именно премьер-министр Италии Маттео Ренци столь активно оппонирует федеральному канцлеру Ангеле Меркель в том числе по вопросам энергетического взаимодействия с Россией.
Однако, помимо политических аспектов, на Еврокомиссию в контексте проекта «Северный поток – 2» оказывают возрастающее давление и экономические моменты. Среди них следует особо выделить два фактора.
Первый – продолжающие расти поставки российского газа в Европу – в том числе в западную часть Старого континента. В марте «Газпром» поставил в Западную Европу и Турцию 14,8 млрд кубометров газа, что на 9% (на 1,2 млрд кубометров) выше показателя марта 2015 года. При этом поставки с 6 по 31 марта увеличились на 5%. Предыдущий рекорд установлен в марте 2011 г. (14,893 млрд кубометров). Всего же в первом квартале текущего года «Газпром» поставил за рубеж 44,05 млрд кубометров газа, что на 28% больше, чем в аналогичном квартале 2015 года. (vestifinance.ru)
Что характерно, наибольший рост спроса на российский газ с 1 января по 15 марта 2016 года продемонстрировала Великобритания – страна, традиционно оппонирующая России по всем ключевым вопросам европейской и общемировой повестки дня, а в сфере энергетики традиционно тяготеющая к Норвегии и месторождениям Северного моря. Рост поставок «Газпрома» в Великобританию составил 245,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В абсолютном выражении поставки увеличились на 3,2 млрд кубометров, это более трети от общего объема прироста поставок «Газпрома» в дальнее зарубежье, - свидетельствует председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. По его данным, по итогам 2015 года доля поставок «Газпрома» в европейском потреблении выросла «до исторического максимума - 31%» (gazprom.ru) При этом экспорт российского газа во Францию с начала текущего года вырос почти на 800 млн кубометров, что составило увеличение более чем в полтора раза по сравнению с 2015 годом. (gazprom.ru)
А в 2015 году рекорд покупки российского газа - 43,5 млрд кубометров (на 6 млрд кубометров больше, чем в 2014 году) – установила именно Германия.
Однако, помимо растущей экономической привлекательности «Газпрома» как ключевого элемента обеспечения общеевропейской безопасности, следует обратить внимание на показательные подвижки в инфраструктурных проектах на Востоке – подрывающие расчеты на замещение России на европейских рынках Ираном, Катаром и другими региональными поставщиками. И здесь стоит отметить продолжающуюся подготовку к строительству судоходного канала «Каспий - Персидский залив» по инициативе Ирана. (vestifinance.ru)
Согласно имеющейся информации, уже в самое ближайшее время данный проект может стать новым ключевым узлом противоречий между США и Турцией с одной стороны и Ираном с другой, поскольку он способен кардинально переформатировать всю транспортную инфраструктуру региона, перестроив ее с направления Восток-Запад на направление Север-Юг и «замкнув» экспортные потоки в том числе энергоресурсов на Персидский залив и государства Передней и Южной Азии.
В настоящее время данный проект уже фигурирует в списке антииранских санкций Вашингтона, а турецкое руководство пытается привлечь к противодействию его осуществлению также руководство Евросоюза в том числе в контексте переговоров по проблеме беженцев. В случае сооружения канала (который должен пройти от юго-западного побережья Каспийского моря через западноиранские районы и по международному руслу реки Шатт-эль-Араб и выйти к ирано-иракской границе в районе города Абадан) – запланированного на 2020-е годы - Турция потеряет свой геополитический статус моста между Европой и Азией, а экономика России и других стран СНГ окажется «замкнута» на Персидский залив, а не на черноморские проливы. При этом стоимость проекта составляет 10 млрд долларов – что сопоставимо с крупнейшими энергетическими проектами в том числе самого ЕС.
Реализация вышеуказанного проекта способна оказать ключевое влияние на взаимоотношения России и Евросоюза, усилив позиции Москвы в том числе и по энергетическим вопросам. Показательно, что сегодня именно в столицах государств Ближнего и Среднего Востока позитивно оценивают перспективы российских энергетических проектов. В частности, ливанское издание As Safir предполагает, применительно к проекту «Северный поток – 2», что «экономические выгоды, которые лежат в его основе, должны убедить Европу в необходимости довести проект до конца. Ведь такие страны, как Германия, Франция и Италия, наиболее заинтересованы в реализации проекта».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs