Фото пресс-службы Совета Федерации
В Совете Федерации вновь, как и год тому назад, прошел брифинг для военных атташе иностранных государств, аккредитованных в Российской Федерации. В прошлом году гостей в здании на Большой Дмитровке было много, но то, что произошло на этот раз – лучшее свидетельство высокого интереса военных дипломатов, аккредитованных в Москве, к подобным встречам. Зал был переполнен до такой степени, что прессу отправили на 8-й этаж наблюдать происходящее на 2-м этаже по мониторам. И каково же было наше удивление, когда к журналистам присоединились несколько человек в военной форме из некоторых государств – даже гостям-иностранцам мест в зале не хватило.
Потом выяснилось, что в Совет Федерации прибыло около 80 (!) военных атташе. На будущий год, видимо, помещение для разговора такого уровня подберут более вместительное…
Но это – завтра. А сегодня брифинг вел председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров вместе со своими коллегами-заместителями.
В первой части своего выступления Виктор Озеров ознакомил иностранных военных дипломатов с работой Совета Федерации в области обороны и безопасности, с деятельностью возглавляемого им комитета. Гости слушали внимательно, даже в вопросах уточнили, какова обычно практика координации работы различных комитетов Совета Федерации?
Спрашивали и по темам, связанным с «Военной доктриной Российской Федерации», с проблемами формирования оборонного бюджета России в условиях экономического кризиса. Интересовались, естественно, оценками отношений России и НАТО.
«Наша военная доктрина сводится к тому, что Вооруженные силы должны надежно гарантировать суверенитет и территориальную целостность России», - подчеркнул Виктор Озеров.
Что же до международных связей по линии военных дипломатов, то Виктор Озеров разъяснил гостям: Россия всегда придерживалась принципов диалога и сотрудничества, поскольку, «лишь в ходе конструктивного диалога стороны могут прийти к взаимоприемлемому выходу из сложившейся ситуации и иные пути решения проблем, в том числе, военным путем, представляются недопустимыми».
Спросили и о том, как сказываются на России, в целом, и на оборонной промышленности, в частности, запанные санкции против РФ. Трудно сказать, чего ожидали военные атташе из 80 стран мира, но услышали они следующее: «Западные санкции в отношении России, конечно, оказывают определенное влияние, но с другой стороны это дает шанс нашей экономике для мобилизации собственных резервов».
Несмотря на экономический кризис и санкции в отношении России и связанные с этим трудности по формированию бюджета, расходы на оборону и безопасность выделяются в полном объёме. «Президент Владимир Путин поставил задачу, чтобы каждый бюджетный рубль был израсходован по назначению, а в случае его нецелевого использования это рассматривалось бы как пособничество терроризму», — подчеркнул Виктор Озеров. Зал притих…
Виктор Озеров также заметил, что в бюджете текущего года «удалось сохранить те цифры, которые заложены в государственной программе вооружения», хотя, с другой стороны, «это не исключает возможности посмотреть на всю линейку образцов вооружения и военной техники, которая в госпрограмме вооружения присутствует». В нынешних экономических условиях возможно «передвинуть производство тех или иных видов вооружения, которые в сегодняшней обстановке не являются главенствующими и не так влияют на состояние обороны и безопасности нашего государства, на более поздний срок», успокаивал военных атташе председатель Комитета по обороне. И тут же заявил, что всё это не означает отказа от задачи, которую поставил президент – «к 2020 году обеспечить, чтобы вооружение и военная техника на 70% были современными – не новыми, а современными!» Тишина сгустилась…
«У нас есть четкая задача по поставкам вооружений в армию: в каком количестве, и какому сроку должна наша промышленность произвести и поставить. Нам приятна и понятна позиция нашего министра обороны Сергея Шойгу – он говорит: мне не нужна техника, если нет подготовленных солдат; мне не нужны солдаты, если нет техники; мне не нужны техника и солдаты, если у меня нет мест хранения боевой техники и условий для её качественного освоения. Вот в этих направлениях мы и будем работать», - рассказывал Виктор Озеров.
А затем разговор пошел о Сирии, и о «работе» там российских ВКС. «За полгода российские Воздушно-космические силы сделали в плане борьбы с терроризмом больше, чем наши партнеры за несколько лет. Операция в Сирии показала, что уровень подготовки российских военных и качество российской военной техники отвечает самым современным требованиям», - отметил Виктор Озеров.
Сенатор подчеркнул, что Россия в ходе операции в Сирии решала «двуединую задачу»: было необходимо «сломать хребет» террористической организации ИГИЛ/ДАИШ, используя всю мощь российских Воздушно-космических сил, а также уничтожить коммуникации и материальную базу боевиков, в том числе, каналы нелегальной торговли нефтью.
После этого – создать такие условия для сирийской армии и полиции, чтобы они смогли взять на себя заботы по полному освобождению страны от террористов. Далее – подтолкнуть сирийцев к договоренностям о перемирии и запустить переговорный процесс ради политического урегулирования.
Российские военные выполнили все эти пункты.
Важно, что операция в Сирии продемонстрировала – качество наших вооружений и военной техники отвечают самым современным требованиям. Более того – уровень профессиональной подготовки личного состава позволят в полном объёме выполнять поставленные задачи, отметил сенатор.
Он также рассказал, что в Министерстве обороны подготовлен проект Закона о статусе военнослужащих, принимавших участие в антитеррористических операциях – чтобы они получили, как участники боевых действий, соответствующие льготы и привилегии.
Показательна концовка этого большого разговора. Несколько офицеров из стран НАТО интересовались перспективами российской армии в стенах Совета Федерации – хоть этот официальный канал для контактов с ними не закрыт. А им бы – военным атташе государств НАТО в Москве – убедить бы своих политиков в необходимости возобновить диалог Россия-НАТО и тогда интересующих НАТОвцев вопросы перейдут с Большой Дмитровки на площадку «Совета Россия-НАТО», которую сами же западники и «заморозили».
Как будто отвечая на этот – так и не сформулированный, но «висевший в воздухе» – вопрос Виктор Озеров, завершая встречу, сказал следующее:
- Если с государствами НАТО у нас будут сформированы меры доверия, если не будет приближаться инфраструктура НАТО к российским границам, и мы вновь осознаем необходимость функционирования «Совета Россия НАТО» – то есть вместе будем оценивать обстановку и вместе принимать решения, вместе действовать и вместе нести ответственность, – я думаю, что это поможет нам в решении тех задач по укреплению обороны и безопасности нашего государства, которые перед нами стоят.
Россия заинтересована в возобновлении работы «Совета Россия-НАТО» и в продолжении диалога, в том числе, на уровне министров обороны, министров иностранных дел, наших послов в Брюсселе.
Полагаю, что и события в Сирии, и угроза терроризма, наконец, должны нам, военным, – мы же с вами лучше всех понимаем, чем чревато ведение боевых действий, – давать аргументы: почему мы должны объединять свои усилия для того, чтобы нас с вами не задействовали. Надо дать возможность нашим и вашим политикам, дипломатам, парламентариям сделать все, от них зависящее, чтобы понимание неделимости безопасности присутствовало в головах у них. И чтобы нас, военных, на решение политических задач не востребовали.
Это – главное для нас. И для этого «Совет Россия-НАТО» важный инструмент. И вот так мы к нему относимся.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs