Террористические акты в Брюсселе имеют сразу несколько важных аспектов, которые напрямую проецируются на развитие ситуации во всем Европейском союзе и способны оказать серьезное влияние на дальнейшую судьбу данной организации, ее институтов и принципов.
Первый, лежащий на поверхности, аспект – это сам факт организации взрывов в фактической «столице» Евросоюза и НАТО, месте расположения штаб-квартир ведущих европейских и евроатлантических структур. Налицо как демонстративный вызов, брошенный террористами, так и неспособность спецслужб, правоохранительных органов и политических структур ЕС и НАТО обеспечить безопасность даже «у себя дома».
Однако более важным представляется «происхождение» терактов. Согласно предварительным данным, исполнители террористических акций имели бельгийские паспорта, родились в этой стране, а потому не могут рассматриваться как мигранты, прибывшие в Европу в последние месяцы в числе сотен тысяч выходцев из стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. Однако именно данное обстоятельство несет в себе ключевую угрозу для Европы, поскольку свидетельствует о том, что потенциальные террористы уже «интегрировались» в европейское общество, имея при этом собственные ценности и задачи. Подобные «спящие ячейки», в свою очередь, могут стать центром притяжения для новых беженцев и мигрантов, исповедующих схожую идеологию и/или способных стать исполнителями новых, еще боле масштабных, терактов.
О том, что под аккомпанемент разговоров о политике «мультикультурализма» (у истоков которой стояла, в частности, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель) целые районы западноевропейских городов уже превратились в мини-государства, живущие по чуждым европейцам принципам и законам, хорошо известно. Так, по образному выражению норвежской газеты Aftenposten, сам Брюссель уже является «столицей политического ислама на континенте». «В Брюсселе хорошо жить открыто, но нужно соблюдать осторожность в районе Моленбек, а также в Схарбек и вокруг центральных вокзалов» - предупреждали корреспондента газеты еще в 2001 году. «Странно думать о том, что проблема - теневое общество с собственными представлениями о правильном и неправильном и собственной «судебной системой» - существует так долго, но ничего эффективного не сделано» - указывает газета и продолжает: «Сегодня так называемые районы «no-go» являются известной проблемой в Европе - в Париже, Лондоне, да даже и в Мальмё. Полиция официально не складывает с себя полномочия, но всем понятно: если ты идешь туда, полиция, вероятно, не сможет тебе помочь, если что-то произойдет» (inosmi.ru).
Согласна с норвежским изданием и британская газета The Guardian. По ее словам, причинами терактов в Брюсселе являются «крупное и слабо интегрированное мусульманское меньшинство, высокий уровень безработицы среди молодежи в таких общинах, доступность оружия, высокоразвитые системы связи и транспорта, проходящие через эту страну, благодушие властей и постоянная нехватка у них средств, а также внутриполитическая нестабильность». (theguardian.com)
Однако проблема не только и не столько в Бельгии – хотя сам факт, что исламистские террористы успешно «окопались» на западном побережье Европы, не может не производить впечатление. Современные миграционные потоки, во многом регулируемые и направляемые властями Турции, фактически приходят уже на подготовленную почву не только в Брюсселе, но и в городах Германии, Франции, Австрии, Италии, Нидерландов и других государств-членов ЕС. При этом следует обратить особое внимание на то, что в решении данной проблемы Евросоюз не проявляет особой инициативы, пытаясь решить вопрос или хотя бы ослабить его остроту посредством договоренностей с Турцией – многие аспекты которых (в частности, отмена визового режима с Анкарой или обязательство принимать мигрантов напрямую с турецкой территории) объективно ведут к еще большему обострению ситуации и усилению внутриполитической напряженности уже в самом ЕС. Как справедливо указывает в данной связи португальское издание Publico, проблема терроризма «тесно связана с волнами беженцев в Европе. Помимо неотложных политических и гуманитарных мер необходимо также внести свой вклад в разрешение конфликтов, вызывающих потоки перемещенных лиц. Без обеспечения минимальной стабильности на Ближнем Востоке, а факт в том, что пока все идет в противоположном направлении, невозможно будет залечить эту рану. В данной области Европейский союз продемонстрировал свою почти полную беспомощность» (darussia.blogspot.ru).
В условиях, когда центральные органы ЕС (а также НАТО) дважды с интервалом в несколько месяцев (Париж-Брюссель) продемонстрировали неспособность эффективно обеспечивать безопасность собственных граждан, а соглашение с Турцией вызывает серьезную и обоснованную критику в европейских столицах и общественном мнении, можно прогнозировать, что дальнейшее развитие ситуации вокруг миграционной проблемы будет все более явственно опускаться на национально-государственный уровень. Это, в свою очередь, приведет к дальнейшей дефрагментации «шенгенского пространства», росту изоляционистских мер и предложений, обострению межгосударственных отношений – в первую очередь, между странами-соседями – а также к повышению популярности националистических сил (что уже продемонстрировали парламентские выборы в Словакии 5 марта).
Первым проявлением усиления вышеуказанных тенденций уже после терактов в Брюсселе следует считать решение властей Польши приостановить прием мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. По словам, пресс-секретаря польского правительства Рафала Бохенека, кабинет считает, что самое главное в сложившейся ситуации - обеспечить безопасность Польши. Он также назвал неэффективной действующую систему проверки беженцев, которые прибывают в Европу с Ближнего Востока». «Пока система проверки мигрантов с Ближнего Востока не будет действовать, тяжело говорить о каком-либо переселении и распределении мигрантов между странами ЕС. Мы не можем допустить, чтобы события, которые сейчас происходят в Западной Европе, перенеслись на территорию Польши. Мы хотим защитить польских граждан от таких ситуаций», - подчеркнул Бохенек. (eadaily.com).
Вторым следствием терактов в Брюсселе может стать ужесточение позиции Евросоюза в отношении Турции и, в частности, приостановка выполнения соглашений, достигнутых ранее в этом месяце на саммите ЕС-Турция. В частности, речь может пойти о замораживании введения безвизового режима, а также об усилении контроля на границе Турции и стран-членов Европейского союза (Болгария, Греция), а также в акватории Эгейского моря с привлечением дополнительных подразделений ВМС и ВВС НАТО. Террористические акты в Брюсселе «могут снова разжечь антиисламские настроения в Европе и рост требований к правительствам ЕС не предоставлять безвизовые условия для поездок граждан Турции, что является ключевым условием Анкары для сотрудничества по вопросу беженцев» - предполагают, в частности, эксперты американского аналитического центра Stratfor. (ria.ru)
Третий аспект проблемы влияния терактов в Бельгии на развитие ситуации в Европейском союзе прослеживается по линии дестабилизации внутриполитической ситуации в таких странах, как Франция, Германия, Нидерланды, Швеция, Великобритания. В первых двух странах в 2017 году предстоят всеобщие выборы, а как показало недавнее голосование в рамках муниципальных выборов, там налицо рост популярности таких сил, как французский «Национальный фронт» и «Альтернатива для Германии», занимающие четко выраженные анти-иммиграционные позиции. Применительно в Великобритании можно прогнозировать рост числа сторонников выхода страны из ЕС.
Не менее показательные выборы пройдут осенью текущего года в Чехии – и там сторонников идеи евроинтеграции в брюссельском понимании могут ожидать неприятные сюрпризы. В частности, чешские средства массовой информации уже сегодня публикуют показательные статьи, которые еще пару лет назад вряд ли были бы востребованы обществом. К примеру, издание Parlamentní listy опубликовало на днях материал «в привязке» к решению России вывести войска из Сирии, в которой содержится следующий примечательный предвыборный призыв: «Давайте выгоним галиков, динстбиров, стропницких, хованецов, шварценбергов из нашей прекрасной страны, которой они сознательно вредят. Давайте защищать свою страну и народ от всяких чужаков. Ведь мы не хотим, чтобы Европа превратилась в поле боя, как Сирия. Давайте задумаемся, пока еще есть время…» (parlamentnilisty.cz).
Наконец, имеющаяся информация позволяет прогнозировать определенное улучшение российско-американских отношений при одновременном обострении противоречий между США и ЕС (в первую очередь, теми его странами, которые занимают антироссийские позиции – Польша и государства Балтии). Госсекретарь США Джон Керри уже дал понять, что США после терактов в Брюсселе стали лучше понимать решения российского президента Владимира Путина. «После тех ужасных терактов, которые произошли в Брюсселе, нужно не забывать о том, что они являются напоминанием о том, какие перед нами стоят задачи сегодня. Речь идет о том, чтобы закончить, урегулировать конфликт в Сирии и все внимание направить на то, чтобы уничтожить ИГИЛ» - подчеркнул он в ходе совместной пресс-конференции в Москве с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и заключил: «Таким образом, сегодня, я думаю, справедливо мог бы сказать, что мы лучше понимаем те решения, которые последнее время принимал президент Путин, и также лучше понимаем, как нужно продвигаться дальше». (rbc.ru)
А это, в свою очередь, создает основу для укрепления взаимодействия России с теми европейскими странами, которые, с одной стороны, негативно относятся к антироссийскому курсу руководства Брюсселя, но при этом не имеют достаточного политического веса для того, чтобы попытаться изменить данный курс, ранее навязанный Брюсселю Вашингтоном. Подобная ситуация способна оказать непосредственное влияние на расстановку сил на предстоящем летом саммите Евросоюза, который будет обсуждать политику организации на российском направлении «в привязке» к проблеме антироссийских санкций.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs