Семнадцатого марта «Учредительный меджлис Рожавы и Северной Сирии», в который вошли представители трех десятков политических партий и движений сирийских курдов, на съезде в городе Румейлан провозгласил создание федерации на севере Сирии. Речь идет о трех кантонах, находящихся под фактическим контролем вооруженных формирований крупнейшей региональной партии «Демократический союз», - Кобани, Джазиры и Африна. По итогам принято решение, что в исключительное ведение «Федерации Северной Сирии» переходят вопросы экономики, безопасности и обороны.
Первые официальные отклики носят в целом негативный характер – неудовольствие вызывает раскольничий характер этого шага. Организация объединенных наций пока воздержится от характеристики решения сирийских курдов, - заявил официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик, подчеркнув, что «только сирийский народ может решить будущее своей страны» (http://tass.ru). Официальный Вашингтон заявил о непризнании «самоуправляющихся и полуавтономных районов в Сирии» (http://t24.com.tr), резко негативная реакция на «посягательство на территориальную целостность Сирии и единство ее народа» последовала из Дамаска и Анкары. Нетрудно предположить, что восторга от развития событий не испытывает и Иран, которому нужна единая Сирия под управлением шиитов и не нужен самостоятельный Курдистан – в последнем Тегеран, скорее всего, даже солидарен с Анкарой.
По словам спецпредставителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки Михаила Богданова: «Односторонне такие вопросы не решаются. Это надо решать в рамках переговоров, поэтому мы всегда выступали за подключение курдов к политическому процессу с самого его начала в Женеве… Вопросы федерализации нужно решать в рамках переговорного процесса, в том числе и по вопросу о возможной подготовке новой конституции, в которой что-то отличное от нынешнего государственного устройства было бы прописано» (https://www.tvc.ru). Напомним в этой связи, что партия «Демократический союз» не получила приглашения на Женевские переговоры по межсирийскому урегулированию во многом благодаря усилиям Турции, упорно считающей ее террористической организацией.
Впрочем, руководство «Рожавы и Северной Сирии» вряд ли отважилось бы на такой шаг, не заручившись поддержкой извне. Среди потенциальных выгодоприобретателей такого решения чаще всего называют Израиль и США, заинтересованных в усилении противовеса арабскому религиозному экстремизму и имперским устремлениям Анкары. К тому же примирительное отношение Москвы к идее федерализации Сирии (при условии такого волеизъявления всего сирийского народа – об этом нюансе в Румейлане «забыли»?) вполне могло облегчить «Учредительному меджлису» принятие такого решения.
Возможно, одностороннее провозглашение курдской федерации не случайно совпало с активизацией усилий по достижению полной независимости курдов Ирака. Буквально накануне принятия декларации в Румейлане президент Иракского Курдистана Масуд Барзани заявил, что переформатирование Ближнего Востока уже началось, а «старые границы существуют только на бумаге». По его словам, «вопрос о курдской независимости находится на повестке дня, так как федерация между иракскими арабами и Курдистаном потерпела крах», а сам он планирует провести консультации по этому вопросу, «так как курды пытаются создать независимую страну, основанную на мирных переговорах с другими странами»(http://kurdistan.ru). На апрель намечен визит делегации Регионального правительства в Москву (http://riafan.ru), а в ближайшее время Эрбиль намерен обсудить с Багдадом проведение референдума о независимости курдских территорий.
В поддержку обретения независимости иракскими соплеменниками не мог не высказаться сопредседатель «Демократического союза» Салих Муслим. При этом он не преминул подчеркнуть, что «сирийские курды имеют плохие отношение с режимом Башара Асада». (http://kurdistan.ru) Дескать, мы идем тем же путем.
При этом нужно отметить, что, несмотря на «общенациональную» риторику, гармония в отношениях между курдскими лидерами разных стран отсутствует. Многие политологи во многом справедливо считают сирийский «Демократический союз» филиалом Рабочей партии Курдистана (РПК), с которой турецкая армия воюют уже более тридцати лет. Отношение правящего в Иракском Курдистане клана Барзани к обеим этим партиям характеризуется подозрительностью и настороженностью: Эрбиль не горит желанием делиться с кем бы то ни было доходами от своих нефтяных месторождений и дистанцируется от РПК, не желая навлечь на себя гнев Турции, с которой поддерживает тесные и весьма выгодные экономические отношения. Противоречивость сложившейся ситуации заключается еще и в том, что на территории Иракского Курдистана базируются боевики турецких курдов - так уж сложилось много лет назад - и вытеснить их оттуда сегодня означает предстать предателем общего дела в глазах всех соплеменников, в том числе – и иракских. Помимо этого Эрбиль приютил многих членов руководства оппозиционной Тегерану Демократической партии Иранского Курдистана, чьи отряды время от времени вступают в боестолкновения с боевиками РПК (!!!) на турецко-иранской границе. Вот такой внутрикурдский расклад. Напомним, что курдский этнос разделен на четыре субэтноса, говорящих на разных диалектах: заза (в Турции), курманджи (преимущественно в Турции и в Сирии), сорани (в Иране и Ираке) и гурани (в Иране).
Таким образом, приходится признать, что говорить об общекурдской государственности в обозримом будущем не приходится – сегодня курдов, несмотря на «общекурдскую» риторику, объединяет только борьба с общим противником – ДАИШ (ИГ), но не общая борьба за независимость и создание единого государства.
Пока премьер-министр Регионального правительства Курдистана Нечирван Барзани на форуме в Сулеймании выражал признательность США в лице спецпредставителя американского президента по борьбе с ДАИШ (ИГ) Бретта Макгерга за поддержку и обучение курдских ополченцев, заместитель начальника генштаба иракских пешмерга благодарил российские власти за передачу пяти зенитных установок, способных поражать наземные цели. Сразу после этого курдская сторона высказала заинтересованность в более активном освоении российскими компаниями своих нефтяных месторождений (http://www.hurriyet.com.tr).
Что до сирийских курдов, то недовольство Дамаска в нынешних условиях они могут игнорировать, но вот Анкара уже неоднократно угрожала вторжением на их территорию. Кроме того, каковыми бы ни были конечные цели руководства Рожавы, лидеры сирийских курдов при каждом удобном случае подчеркивают нежелание провозглашать независимость. Примечательно, что на съезд в Румейлане были приглашены представители местных арабских, ассирийских, туркменских, черкесских и армянских общин. А на самом съезде было заявлено, что курды готовы войти в общесирийское правительство, которое может быть сформировано по итогам переговоров в Женеве. Таким образом, гипотетический ввод турецких войск на территорию Рожавы будет выглядеть как агрессия против Сирийской арабской республики и открытое саботирование только начинающегося процесса примирения противоборствующих сторон в этой стране.
Тем временем в самой Турции «во избежание актов террора» запретили празднование Навруза в юго-восточных, курдских, провинциях, а также в крупнейших городах, что вызвало волну возмущения среди курдского населения. По стране прокатилась волна акций неповиновения, что заставило правительство ввести комендантский час в целом ряде провинций. Эти события разворачиваются на фоне непрекращающихся вот уже несколько месяцев боев в курдских провинциях, в которых армия применяет танки, артиллерию и авиацию. Зачистки восставших городов и деревень приводят к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Обострение «курдской проблемы» началось с лета прошлого года, когда президент страны объявил о прекращении так называемого «демократического процесса», имевшего целью расширение прав курдского меньшинства. Результатом эскалации насилия стало естественное нарастание сепаратистских настроений в среде курдов Турции.
На принятие декларации о создании курдской федерации у своих границ официальная Анкара отреагировала незамедлительно. Буквально на следующий день в турецкой Урфе был собран съезд вождей 45 арабских племен Сирии, объявивший о создании «Армии восточных племен» для борьбы с новоявленной курдской государственностью. Примечательно, что в работе съезда участвовал «начальник штаба» Свободной сирийской армии Ахмед Берри (http://www.milliyet.com.tr). А в СМИ была распространена информация о том, что Рабочая партия Курдистана обустроила на севере Сирии десятки лагерей по подготовке своих боевиков. Так что спорадическими обстрелами Рожавы дело, вероятно, не ограничится, силовой операции турецкой армии той или иной степени интенсивности и «гибридности», похоже, избежать все-таки не удастся. А создание курдского государства будет долгим и непростым во всех отношениях процессом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs