Фото: tpp-inform.ru
В Москве в Центре международной торговли (ЦМТ) состоялся Международный экономический форум стран СНГ «25 лет вместе: новые форматы взаимодействия». В его работе приняли участие члены Экономического совета СНГ, руководители ЕАЭС, ШОС. Представители органов власти, торгово-промышленных палат, отраслей промышленности и банковского сектора, предприниматели ближнего и дальнего зарубежья, представители дипломатического корпуса, и прежде всего участники из 11 стран СНГ (России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана), а также Грузии.
В рамках форума состоялось 69-е заседание Экономического совета СНГ, а также Пленарное заседание, которое открыл председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Сопредседателем мероприятия выступил вице-премьер-министр Республики Кыргызстан Олег Панкратов.
На площадке ЦМТ состоялся ряд сессий, посвященных актуальным проблемам межгосударственного, международного и регионального сотрудничества. Одна из них была посвящена задачам реализации проекта «Один пояс – один путь» и сопряжению проектов СНГ, ЕАЭС, ШОС и «Экономического пояса Шёлкового пути».
Сопряжение ЭПШП и ЕАЭС: основные задачи
В своем вступительном слове к участникам сессии вице-президент Торгово-промышленной палаты России Георгий Петров напомнил, что идея Экономического пояса шелкового пути и Морского шелкового пути была выдвинута Председателем КНР Си Цзинпином осенью 2013 года. С этой целью был создан Фонд Шёлкового пути, стартовый капитал которого составил 40 млрд. долларов. Сама концепция проекта «Один пояс – один путь» предполагает не только строительство транспортных магистралей, но и создание необходимых таможенных и транспортных режимов. Выполнение этих задач должно стать предметом двустороннего и многостороннего сотрудничества. Г.Петров предложил обсудить, какой эффект может дать идея сопряжения экономических усилий трех проектов – ЭПШП, ЕАЭС и ШОС на примере российско-китайского сотрудничества.
Директор Центра Интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров подчеркнул, что тематика ЭПШП охватывает не только морские и сухопутные транзитные маршруты, но и проведение оптоволоконных сетей, строительство промышленных кластеров, внедрение технических инноваций, сферу валютных свопов. Пока Пекин проявляет в этих областях куда большую инициативу, чем Москва. Объем прямых китайских инвестиций за рубежом на 2014 год составил 27 млрд. долларов, в то время как инвестиции стран ЕАЭС в Китай – только около 400 млн.
ЕАЭС и ЭПШП: логистика и инфраструктура
Топ-менеджер ОАО «Российские железные дороги» Екатерина Попова рассказала о том, как идет развитие скоростного сообщения и транзитных перевозок грузов. Важнейшей задачей остается строительство скоростной магистрали «Москва-Казань» со среднесрочной перспективой продления до Екатеринбурга, а в более отдаленной – до Пекина. Особую роль в поддержке проекта играет Совет по железнодорожному транспорту стран-участников СНГ. Общая протяженность железнодорожного полотна по окончании строительства должна составить 770 км и охватить 7 субъектов федерации. Заинтересованность в сотрудничестве с российской стороной проявил консорциум «Немецкая инициатива». В центре внимания участников межгосударственного проекта – подготовка квалифицированных кадров, способных обслуживать потребности высокоскоростной магистрали.
Е.Попова также сообщила, что, что ОАО «РЖД» осуществляет разработку и реализацию программы «Транссиб за 7 суток», который позволяет преодолеть за указанное время расстояние от дальневосточных портов до границ Европейского союза со скоростью до 1500 км в сутки.
В поиске новых ресурсов и технологий
Выступление директора Центра глобальной экспертизы Глобального индустриального центра в странах Латинской Америки, Европы и Китае Валерия Овчинникова было посвящено вопросу развития зон свободной торговли на евразийском пространстве. Необходима твердая позиция защиты интересов российского бизнеса в условиях жесткой конкуренции и давления со стороны участников Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств, созданных под эгидой и по инициативе США. По словам эксперта, выстраивая планы сотрудничества, необходимо просчитывать макроэкономические и экологические риски, которые Пекин вполне может списать на третьи страны. При этом одним из наиболее перспективных направлений конкуренции, осуществляемой на глобальном уровне, могут стать глобальные сети искусственного интеллекта и переход к так называемому «интеллектуальному интернету», поиску новых технологических ресурсов, связанных с этой задачей.
Выступление генерального директора компании Alibaba.com (RU) Марка Завадского было посвящено перспективам, в настоящее время Alibaba – крупнейшего холдинг, занимающейся электронной коммерцией в Китае. По словам предпринимателя, активно используются три площадки: Alibaba B2B, работающая по схеме взаимодействия с юридическими лицами из других стран мира; AliExpress, осуществляющую торговлю по всему миру; Tmall Global, которая специализируется на импорте в Китай, в том числе из России. «Прежде всего Пекин интересуют российские продукты питания, парфюмерия и косметика», - заявил М.Завадский. Alibaba Group укрепляет свои позиции на евразийском пространстве благодаря сотрудничеству с почтой России и Казахстана.
Ответственный секретарь Российско-Китайского делового совета Владимир Ростунов заявил, что успешное взаимодействие России и Китая в рамках проекта «Один пояс-один путь» предполагает не только строительство железнодорожных путей, но и систематическое освоение прилегающих территорий. Важнейшее значение в этой сфере приобретают транспортные коридоры Приморья. Работы в этой области оставляют желать лучшего: достаточно вспомнить мостовой переход Нижнеленинское-Тунцзян, строительство которого пока ведется только с китайской стороны. «Необходимо не просто говорить о российско-китайском сотрудничестве, а развивать на его основе полноценные экономические проекты, которые могли бы стать залогом качественного экономического роста», - заявил В.Ростунов. В частности, перспективы имеет добыча каменного угля в Тыве и выход на мировые рынки коксующихся углей. Кроме того, Китай продолжает активное заключение газовых контрактов. Последним примером такого рода стала продажа российским независимым газодобытчиком «НОВАТЭК» 9,9% акций «Ямал СПГ» за 1,1 млрд. евро Фонду Шелкового пути.
«Говоря о российско-китайском сотрудничестве, мы не должны забывать, что ЭПШП – это проект, согласно которому Пекин намеревается активно проникать на рынки Евросоюза, - заявил директор Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Спасский. - Поэтому необходима разработка «дорожной карты» сотрудничества. В противном случае мы упустим инициативу и будем выполнять контракты, заведомо не выгодные для нас. В этом смысле особый интерес имеет сопряжение экономических усилий по линии Китай-Россия-Монголия». По словам В.Спасского, с 2016 года начал свое функционирование общий рынок лекарств ЕАЭС, на 2019 год запланировано формирование единого рынка электроэнергии. В то же время, несмотря на заявления об активизации российско-китайского сотрудничества, за прошедший год произошло снижение товарооборота с Китаем более чем на треть, что не может не внушать определенного беспокойства.
Директор Российско-Киргизского делового совета Данияр Акказиев рассказал о перспективах строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан, а также поставок в Китай экологически чистой сельскохозяйственной продукции. В качестве значительного достижения своей страны докладчик привел создание Парка высоких технологий. Благодаря льготам свои представительства и продукцию размещают компании из США, Китая, России (в частности, Mail.Ru Group).
От имитаций к инновациям
Доклад генерального директора Корпорации интеллектуальной собственности РНИИС Владимира Лопатина был посвящен проблемам, с которыми сталкивается в процессе своего формирования российский рынок интеллектуальной собственности. По мнению эксперта, основное препятствие в том, что страны СНГ принимают модельные законы, не реализующиеся на национальном уровне. Это тем более печально, что Россия входит в первую десятку стран по показателям инновационной активности и количеству патентных заявок. Однако эффективность расходов на НИОКР остается по-прежнему низкой. Более 80% современных лицензий – беспатентные, но российская сторона пока плохо умеет работать с ними. Кроме того, в оценки результативности НИОКР необходимо заложить экономические показатели, начиная со стоимости интеллектуальной собственности до экономической отдачи при продаже и капитализации перспективной технологии. В противном случае, как считает эксперт, мы будем все больше отставать в своем развитии и вместе инноваций заниматься их имитацией. По убеждению В.Лопатина, «в нашей стране пытались построить экономику знаний вместо инновационной, и вместо повышения технологического уровня мы занимались повышением индекса цитирования». Патент в этих условиях приобретается лишь для того, чтобы исполнитель мог отчитаться перед заказчиком о своей работе. С этой практикой, по словам эксперта, пора покончить, а распределением средств на перспективные направления развития должны заниматься те, кто непосредственно отвечает за реальный сектор экономики. В качестве положительного примера В.Лопатин привел сотрудничество России и Китая в области гражданской авиации (в частности, строительства широкофюзеляжного самолета).
Генеральный директор Координационного центра Международного конгресса промышленников и предпринимателей «Экономический пояс Шелкового пути» Владимир Ремыга подчеркнул, что ЭПШП выстраивается Китаем как многоэшелонированная глобальная стратегия. Поэтому российский бизнес и руководство должны задуматься, что они могут предложить Китаю, чтобы не остаться в проигрыше. Эксперт выразил сомнение в том, что магистраль «Москва-Казань» сможет развиваться как часть ЭПШП. «Китай, в первую очередь, заинтересован в транзитных перевозках через Казахстан. Для нас это будет означать перекрытие части Транссиба, благодаря которому китайский подвижной состав повезет товары в Европу. В чем заключается наша роль в подобном контракте, какая нам в этом выгода – не вполне понятно», - сказал он.
В. Ремыга считает, что для России наиболее перспективным остается проект привязки Северного морского пути к ЭПШП в качестве арктического пояса. Кроме того, китайская сторона выразила готовность принять участие в разработке арктических месторождений и реконструкции арктических портов. В частности, Фонд Шелкового пути вложился в развитие компании «Ямал СПГ» с долей участия в 20%, приняв участие в строительстве завода по сжижению природного газа в Сабетте. По словам В.Ремыги, самая большая проблема российской стороны в том, что она часто сталкивается с недостаточным финансированием важнейших проектов. Этого никак нельзя сказать о Китае, внутренние инвестиции которого, связанные с ЭПШП, составили 1 трлн. 300 млрд. юаней за 2015 год.
Ирина Сорокина, Председатель Экспертного Совета, Ответственный секретарь Российской части Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукции выступила с докладом «Перспективы строительства на территории РФ инновационных предприятий» в сессии: «Один пояс – один путь»: сопряжение проектов СНГ, ЕАЭС, ШОС и Экономического пояса Шелкового пути». Спикер рассказала о перспективах строительства на территории РФ промышленных высокотехнологичных и инновационных предприятий, о важности поддержки территориальных инновационных кластеров, о проектах Российской части Палаты.
По окончании сессии корреспонденту журнала «Международная жизнь» удалось взять небольшое интервью у председателя экспертного совета.
«Международная жизнь»: Ирина, в чем, с Вашей точки зрения, основная причина недопонимания между российским и китайским бизнес-сообществами?
Ирина Сорокина: Об этой проблеме говорится давно, но она во многом надуманна. Масштабного недопонимания нет, есть различие интересов. Представители китайского бизнес-сообщества тщательно прорабатывают детали и риски проектов, а также заинтересованы в реализации тех, которые отвечают их стратегии развития. И наша общая задача - находить точки соприкосновения с китайскими партнерами и предлагать тщательно полготовленные проекты, в которые каждая из сторон может привнести свою экспертизу.
«Международная жизнь»: В последнее время, в особенности после введения антироссийских санкций ЕС и США, российское руководство все чаще говорит о необходимости диверсификации российской экономики. Решение этой задачи часто увязывают с планами поворота на Восток и роста товарооборота между Россией и Китаем. В частности, одной из перспективных статей российского экспорта в Китай, по мнению известного эксперта, заведующего отделением востоковедения Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексея Маслова, важной статьей импорта может стать экологически чистая сельскохозяйственная продукция, в первую очередь зерновые культуры. Есть ли у нашей страны перспективы в этой области?
Ирина Сорокина: Китайский внутренний рынок очень велик. Из-за девальвации, которой подвергся российский рубль, отечественные товары могут найти своего покупателя на китайском рынке. Поэтому в интересах российских производителей пользоваться перспективными возможностями и новыми направлениями для увеличения товарооборота между нашими странами. В целом, китайские ритейлеры заинтересованы в сотрудничестве со своими российскими партнерами. Одной из основных задач остается выход мелких и средних российских компаний на китайский рынок, с дальнейшей возможной перспективой участия в актуальных проектах на глобальном уровне.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs