В Женеве начался очередной раунд непрямых переговоров по сирийскому урегулированию, который, по замыслу организаторов, должен продлиться десять дней. В повестке дня - вопросы, связанные с проведением выборов, с формированием переходного правительства и с подготовкой новой конституции.
Хотелось бы надеяться, что переговоры, как всегда, не упрутся в требование ухода Башара Асада из политики со стороны представителей оппозиции и отказа делегации Дамаска обсуждать эту тему, что встреча не закончится на этом, по сути не успев начаться. Делегация оппозиции в прямом смысле настроена «по-боевому» - ее руководитель Асаад аз-Зоуби по прибытии в Женеву заявил: «Если в этом раунде переговоров режим Асада не станет более сговорчивым и не предложит ничего ощутимого, это будет означать окончание переговоров и возвращение к боевым действиям». (http://www.newsru.com)
По многим вопросам позицию официального Дамаска разделяет Москва, чье кредо вкратце сводится к следующему: необходимо покончить с террористами, после чего сирийский народ свободным волеизъявлением определит свое будущее, в том числе и будущее нынешнего режима. Такой алгоритм действий поддерживают и ООН, с ним тихо согласились ряд внутренних и внешних игроков, вовлеченных в сирийские дела. Так, Белый Дом постепенно отказался от требования немедленной отставки сирийского президента. Впрочем, этот лозунг время от времени продолжают озвучивать некоторые американские государственные мужи, в том числе и весьма высокого ранга. В этой связи стоит напомнить, что экс-спецпосланник ООН по Сирии Лахдар Брахими в недавнем интервью телеканалу «Аль-Джазира» признал, что конфликт в Сирии можно было решить еще в 2012 году, если бы тогда «все прислушались к России». (https://rns.online) Но это к слову.
На этот раз шансы на какой-то успех переговоров есть. Вывод из Сирии большей части иранского контингента (КСИР) и решение президента РФ вывести «основную часть» контингента российского, повысит договороспособность официального Дамаска, во-первых, и лишит его противников главного «антиасадовского» аргумента – о том, что правящий режим держится на иностранных штыках, во-вторых. Именно это, на наш взгляд, имел в виду В.В. Путин, заявляя: «Надеюсь, что сегодняшнее решение (о выводе российских войск – А.И.) будет хорошим сигналом для всех конфликтующих сторон. Надеюсь, что это значительным образом поднимет доверие всех участников процесса». (http://www.gazeta.ru)
В то же время вывод российской авиации не означает, что Россия отдает Сирию в руки исламистов, чья победа в войне еще несколько месяцев назад казалась вполне возможной. Серьезное военное ослабление «непримиримых» вкупе с запуском женевского процесса, инициированного совместно Москвой и Вашингтоном, позволили привлечь большую часть вменяемой оппозиции к цивилизованному противостоянию с режимом Асада. Да и наши базы, по словам российского президента, «будут функционировать в прежнем режиме», более того – «часть оставшихся российских военных будет заниматься контролем за соблюдением режима прекращения огня». (Цит. по: http://www.gazeta.ru) Это понимают и в Дамаске. По словам министра информации Сирии Имрана аз-Зааби, «договоренность сообща бороться с терроризмом никто не отменял, работа в этом направлении будет вестись и дальше». (Там же)
Еще одна тема, активно обсуждаемая в последнее время, - перспектива федерализации Сирии. Мировые СМИ сообщают о том, что основные участники процесса сирийского урегулирования обдумывают такой вариант. Соответствующее предложение, якобы, передано спецпосланнику ООН по Сирии Стаффану де Мистуре. Более того, существует предложенный администрацией США план раздела страны на части, уже одобренный Россией, Ираном и их западными партнерами. Свой план, якобы, предложила американскому правительству и Rand Corporation. (http://www.yenisafak.com.tr) А нетерпеливые турецкие газеты даже заговорили о новом расчленении Ближнего Востока между США, Россией и Ираном. И уже окрестили его «тайным договором Керри — Лавров — Зариф». (http://www.milligazete.com.tr)
За децентрализацию страны в Foreign Policy высказался и бывший главнокомандующий силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис. Признавая, что раздел Сирии «подает плохой пример национальным и религиозным меньшинствам по всему миру», он, тем не менее, предлагает свой вариант, «опираясь на опыт Югославии, Боснии и Ирака». По мнению генерала, вокруг Дамаска должен появиться алавитский район под управлением Асада или его преемников. Центральный регион, после подавления различных террористических группировок, будет управляться умеренным суннитским режимом. Может появиться и курдский анклав на северо-востоке страны (Рожава). Формы будущей государственности могут быть разными: от независимости территорий, как в Югославии, до образования федерации, как в Боснии или в Ираке. (https://russian.rt.com)
Внутри страны за федерализацию в той или иной форме выступают, прежде всего, сирийские курды, перед которыми впервые замаячила перспектива обретения государственности. Сопредседатель ведущей партии Рожавы «Демократический союз» Салих Мюслим заявляет: «Мы повторяем, что хотим децентрализованной Сирии. Называйте это самоуправлением или федерализмом – все возможно». (http://www.milliyet.com.tr)
Идею обособления Рожавы позитивно воспринимают в Израиле. На днях министр юстиции этой страны Аелет Шакед заявила, что поддерживает план образования курдского государства, которое «займет позицию между Турцией и Ираном». (http://www.milliyet.com.tr) Еще в 2014 году в том же ключе высказывался Биньямин Нетаньяху. Секуляристский характер ведущих политических сил и движений во всех частях Курдистана позволяет израильскому руководству надеяться на то, что гипотетическое государство курдов станет противовесом исламскому фундаментализму, захлестнувшему весь регион. Кроме того, по мнению известного рублициста и общественного деятеля Исраэля Шамира, в случае распада Сирии Иерусалим получит свой территориальный и экономический «бонус»: «Израиль хочет сохранить оккупированный кусок Сирии, Голанские высоты, где найден большой и жирный резервуар нефти». (http://www.gazeta.ru)
Пока отрицаемый Вашингтоном факт строительства двух военных баз в Сирийском Курдистане свидетельствует, что США намерены «застолбить» Рожаву в качестве противовеса Тегерану и Анкаре. Да и Москве тоже.
В расчленении Сирии заинтересованы и турецкие «неоосманисты». Часть территории вдоль границы с Турцией в провинциях Латакия и Идлиб контролируют туркменские группировки, и такая ситуация вполне устраивает официальную Анкару. Нынешний турецкий режим демонстрирует неготовность включать автономию ни для сирийских, ни для «своих» курдов в политическую повестку дня. В отличие от автономии для сирийских туркмен. Недаром по информации Сергея Лаврова, турецкие войска уже «окапываются» на сирийской территории. (http://www.newsru.com)
Делегация сирийского правительства обсуждать децентрализацию в Женеве пока отказывается. По словам министра иностранных дел САР Валида Муаллема, сирийские власти стоят на позициях единства страны, поэтому никакое обсуждение федерального устройства невозможно. В российском МИД сообщения о предложении федерализации Сирии, к которому, якобы, «с пониманием» относится и Россия, и ее западные партнеры, опровергают. Незадолго до начала переговоров в Женеве замглавы МИД Михаил Богданов заявил: «Это полная чушь. Мы такие идеи не озвучиваем, подобные идеи должны озвучивать сами сирийцы, именно они должны между собой обсуждать и договариваться». (http://www.newsru.com) Из заявления следует, что вариант федерализации как таковой Москва не отвергает, в очередной раз подчеркивая: судьбу Сирии должно решать сирийцам. Через несколько дней на переговорах с тунисским коллегой этот тезис подтвердил Сергей Лавров.
«С порога» отвергать вероятность децентрализации практически любой ближневосточной страны сегодня невозможно. Политические протуберанцы последних лет подняли волну деструкции, на глазах меняющую регион. Подавляющее большинство арабских стран (включая Сирию) не имеют длительных традиций государственности в современных границах. Исключения – это Египет, естественным стержнем которого с незапамятных времен является Нил, и Ирак, сформировавшийся в компактном междуречье Тигра и Евфрата. Да и то, единство Ирака во многом зиждется на богатых запасах углеводородов, доходы от которой пока еще смягчают остроту межобщинных противоречий. Свой вклад в передел границ вносит и ДАИШ. Хотим мы того или нет, но на Ближнем Востоке появилось новое шариатское квазигосударство «без тормозов», каковыми, например, в Саудовской Аравии (тоже шариатском государстве) являются западное образование членов королевского дома и устойчивые связи с Западным же миром. Ливия совсем недавно перестала существовать как единое целое, фактически распавшись на три части, из которых когда-то была «слеплена»: Триполитанию, Киренаику и Феццан. В очередной раз шиитский (зейдитский) Север Йемена идет войной на суннитский Юг. Нарастающее политическое давление со стороны Саудовской Аравии и Ирана активизирует центробежные силы в Ливане, что заставило популярную местную газету Ad-Diyar констатировать: «Сирия распадается на части, и деление это происходит по принципу общности религий, доктрин, национальностей. Ливану также не миновать подобной участи». (Цит. по: http://regnum.ru) Не все спокойно даже в процветающей Саудовской Аравии. Спорадически вспыхивают волнения среди шиитских подданных королевства. Более того, французский политолог Тьерри Мейсан, например, утверждает, что американский план по перекройке «большого Ближнего Востока» предусматривает разделение королевства на целых пять частей. И это, дескать, «только вопрос времени». (http://www.voltairenet.org) Конечно, «острый галльский смысл», начиная с Руссо и Вольтера и вплоть до «Charlie Hebdo» отличается налетом провокационности, но американо-саудовские отношения действительно лишены прежнего согласия сторон.
Определенные сомнения в действенности женевской встречи вызывает тот факт, что и на этот раз сирийские курды не получили приглашения на переговоры, на чем давно настаивает Москва, а теперь и – спецпосланник ООН. Исключение их из общесирийского диалога только ускорит политическое обособление Рожавы, что сделает уже наметившийся процесс распада страны необратимым. Как, впрочем, на дезинтеграцию будет работать и затягивание общего решения проблемы, пусть и в условиях перемирия, которое само по себе - благо. Время «узаконивает» любые границы, даже если это только линии прекращения огня.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs