Фото МИА «Россия сегодня»: генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» С.С.Беднов, глава ТПП РФ С.Н.Катырин, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности А.В.Разбродин.
В МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему «Российская выставочная отрасль в новых экономических условиях». Россия традиционно принимает участие во всемирных выставках ЭКСПОс начала их истории в 1851 году в Лондоне.
Экспортный потенциал международной выставочной деятельности, возглавляемой Торгово-промышленной палатой РФ, оценили на встрече с журналистами в МИА «Россия сегодня» «капитаны» данного направления. Экспертами выступили глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» Сергей Беднов и президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. Акцент был сделан на эффективном продвижении международных выставок с участием российских производителей и предпринимателей в новых геополитических и экономических условиях (антироссийских санкций, прежде всего). Статистика по данному вопросу задала высокий градус обсуждению. Годовой оборот выставочного рынка России составляет порядка 800 млн. долларов. Это седьмое место в мире, что не отражает истинного потенциала данного сегмента экономики страны. Ведь по сравнению с крупнейшими державами - США и КНР - Россия использует всего 2 процента суммарной площади выставочных центров мира, тогда как названные страны-лидеры – 20 и 15 процентов соответственно. Таким образом, для выставочной деятельности Россия использует в сумме около 780 тысяч кв.м. от всех экспозиционных площадок мира.
Неиспользованные возможности из-за низкой реализации экспозиционных площадок – безотлагательная проблема, поскольку, как подчеркнул Президент ТПП РФ Сергей Катырин, сегодня выставочная отрасль – «важнейшая в работе по продвижению отечественного бизнеса на наши и внешние рынки»
Президент ТПП РФ С.Н.Катырин. Фото www.rian.ru
Канула в Лету практика, когда соседние регионы не знали, что творится у них в приграничье. Теперь же выставки, демонстрируя новые товары, знакомят с технологиями производства, пополняют и широко используют партнерскую базу, различные форматы вневыставочного пространства, такие, как семинары, вебинары, конференции. И вплоть до 2015 года выставочная отрасль приносила немалые доходы и успешно развивалась в России. Ежегодно в стране проводилось более 1700 выставок (общей площадью 2 млн. кв. м) с участием 140 тысяч российских и 20 тысяч зарубежных экспонентов. Но в прошлом (2015) году по известным причинам произошло «падение» российского выставочного рынка и по сравнению с 2014 годом выглядело так. Было использовано меньше выставочных площадей на 17 - 19%, количество экспонентов сократилось на 14-15%, в том числе иностранных – на 21 - 23%. Эксперты отмечают, что каждый пятый потенциальный иностранный участник не рискнул приехать в Россию в 2015 году. Однако количество посетителей мероприятий осталось на прежнем уровне. Как отметил в своем выступлении Сергей Катырин: «Отрасль выстояла, нашла новые резервы, больше стало отечественных участников, состоялась каждая из запланированных выставок».
Напомним, что в Российской Федерации действует 181 территориальная торгово-промышленная палата, 89 из них принимают участие в развитии выставочной отрасли. Около половины выставок в стране проводятся с участием региональных ТПП.
Хорошей иллюстрацией выставочной деятельности ТПП РФ является ежегодная международная выставка «Металлообработка». Эта крупнейшая в области станкостроения выставка успешно развивается уже более 30 лет. В 2015 году свои достижения на ней представили около 1 000 участников из 30 стран. Новации отечественного станкопрома продемонстрировали 474 предприятия. В 2015 году их доля на выставке выросла до 50%. На «Металлообработке-2015» были организованы 10 национальных экспозиций ведущих стран - производителей станкостроительной продукции, включая Германию, Италию Францию, Швейцарию, Китай и Тайвань. Несмотря на сложные геополитические условия, в Россию приехали все сотрудничающие с ТПП РФ компании. Бизнесмены обсуждали импортозамещение в качестве инструмента развития отрасли. Впервые на выставке прошел международный форум «Цифровое машиностроительное производство: проблемы и перспективы». Одновременно состоялась Всероссийская конференция «Малый и средний бизнес: стратегия прорыва», где обсуждалось расширение доступа малого и среднего бизнеса к государственным и муниципальным закупкам. Выставка «Металлообработка» дает возможность увидеть будущее машиностроения не только в России, но и во всем мире.
Опора на инициативы отечественных участников выставочного процесса – залог успеха на выставочном рынке, однако сохранение неблагоприятной конъюнктуры чревато нестабильным положением в наступившем 2016 году. Одним из решений сохранения завоеванных позиций является создание благоприятных условий для участия в выставках отечественных производителей и привлечения новых зарубежных поставщиков товаров и услуг, особенно из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти вопросы решает Комитет ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров. При этом вопрос поднимается до уровня Совета Федерации РФ. Так в верхней палате российского парламента были поэтапно проведены «круглый стол» и «Парламентские слушания» по правовым, экономическим и организационным вопросам отрасли. В итоге приняты рекомендации по гармонизации законодательной базы, инфраструктуры, государственной поддержки выставочной деятельности. Как было отмечено на пресс-конференции, в июле 2014 года Правительством РФ одобрена новая комплексная Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России.ТПП РФвыступила инициатором и ключевым исполнителем разработки Концепции. А в 2015 году эксперты этого профильного Комитета ТПП РФ участвовали в разработке проектов ряда основополагающих документов, готовили предложения по ключевым вопросам развития отраслевого рынка. Сергей Катырин уточнил, что соответствующие материалы легли в основу предложений Палаты, которые направлялись в Министерство промышленности и торговли России и были учтены при подготовке докладов в Правительство РФ. Сергей Катырин сообщил, что на предстоящем в марте съезде ТПП РФ будет отдельная дискуссия по проблемам отрасли.
Прогнозы
Прогнозы о сложностях наступившего года дал на пресс-конференции и Сергей Беднов - генеральный директор ЗАО «Экспоцентр». По его словам, решительный поворот к росту будет в 2017 году, резервы для этого есть. Напомним, архитектурный ансамбль ЦВК «Экспоцентр» состоит из 9 современных выставочных павильонов, оснащенных по новейшим стандартам. Общая экспозиционная площадь комплекса составляет 165 000 кв. м., а со временем «Экспоцентр» планирует увеличить выставочные площади еще на 40 000 кв. м. Сергей Беднов сообщил, что доля «Экспоцентра» на выставочном рынке России составила в минувшем году по площади 17%, по количеству экспонентов – 13%. Проведено 85 выставок, в их числе - 31 собственная экспозиция. Свою продукцию на них представляли 25 тысяч фирм и организаций из 108 стран. Кроме того, состоялось более 650 конференций. Чистая прибыль «Экспоцентра» составила 3 млрд. рублей. По словам С.Беднова, несмотря на санкции, многие фирмы из Евросоюза, США, Австралии, Канады приезжают в Москву на выставки. Возросло число участников из стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки.
Фото с сайта ЗАО «Экспоцентр». Генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» С.С.Беднов
На выставку в Россию
Зарубежные участники заинтересованы в российских выставочных площадях. Для примера. В 2015 году международная выставка «Химия» отметила три юбилея: 50-летие со дня основания, 100-летие со дня рождения её основателя Л.А. Костандова и 40-летие присуждения выставке «Химия» Знака Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI). В адрес участников и организаторов смотра поступили приветствия и поздравления от имени Президента РФ В.В. Путина и Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, а также других известных государственных деятелей. Сегодня «Химия» играет весомую роль в укреплении международной отраслевой научно-технической кооперации и считается значимым событием в жизни мирового профессионального сообщества. В 2015 году передовые технологии и новые инженерные разработки продемонстрировали около 400 компаний из 25 стран.Мероприятие посетило свыше 16 тысяч отраслевых специалистов. Или, например, 20-я юбилейная международная выставка «Агропродмаш-2015» продемонстрировала экспозиции 713 компаний из 34 стран. Были представлены достижения и новинки для 30 отраслей индустрии продовольствия. Все салоны выставки показали решение вопросов импортозамещения в пищевой и перерабатывающей промышленности. Доля российских экспонентов составила 55%. Особые условия участия были созданы предприятиям малого и среднего бизнеса. По-прежнему крупной оставалась зарубежная экспозиция, занимавшая стенды более 300 компаний из 33 стран. Заметно возросло количество посетителей выставки, география которых охватила 1 000 городов в России и за рубежом. Все это укладывается в контекст мероприятий Правительства РФ по импортозамещению. Напомним, 28 января Премьер-министр Дмитрий Медведев провел заседание правительственной Комиссии по импортозамещению.
Битва за рынок
Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин рассказал о планах проведения в «Экспоцентре» 24-26 февраля «Российской недели текстильной и легкой промышленности». По его словам, в отрасли существует множество мелких выставок, не взаимодействующих между собой. Они стали скорее чисто коммерческими мероприятиями для организаторов. Отсутствовала единая стратегия развития отрасли. В этой связи решено попытаться объединить выставки под одним выставочным брендом. В рамках «Недели» запланирован форум для обсуждения общих вопросов и проблем развития отрасли. Андрей Разбродин считает, что сегодня, как никогда, отрасль нуждается в консолидации, чтобы не только выстоять в конкуренции с иностранными компаниями, но и расширить свою долю на рынке. Российская легкая промышленность, практически уничтоженная в 90-е годы, понемногу «становится на ноги», отечественные производители занимают уже 20 процентов российского рынка. «Здесь есть, за что бороться: емкость рынка – порядка 4 триллионов рублей», - отметил Андрей Разбродин.
Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности А.В.Разбродин. Фото сайта ЗАО «Экспоцентр».
В новом формате пройдет выставка «Нефть и газ», - было отмечено на пресс-конференции. Еще пример успешной выставочной деятельности российских производителей на международных площадках: в прошлом году ЭКСПО-2015 проводилась в Милане на тему «Накормить планету, энергия для жизни». По признанию организаторов, миланская ЭКСПО стала одной из самых успешных: ее посетили 21 млн. человек, треть из них были иностранцами. Россия участвовала в этом крупном международном событии, открыв отдельный павильон площадью около 3,5 тыс. кв.м. В заключение отметим, что на пресс-конференции сообщили: из российских регионов поступили предложения по строительству 26 новых выставочных комплексов. И это хорошая тенденция в контексте неутешительного прогноза на предстоящий год.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs