Уже 10 февраля Еврокомиссия намерена опубликовать важный документ – «Стратегию по сжиженному природному газу» (СПГ). Согласно имеющейся информации, он призван стать пропагандистско-идеологической основой для наращивания усилий Европейского союза по «выдавливанию» России с энергетических рынков Европы. В частности, эксперты, готовившие «Стратегию», оценивают рост предложения СПГ на мировом рынке на ближайшие годы в 50%.
Тем не менее, вышеуказанный документ не отвечает на целый ряд ключевых вопросов. Прежде всего, эксперты Еврокомиссии отказались от оценки степени надежности поставок СПГ в Европу, а также от анализа нынешней и перспективной цены на данный вид топлива. И это не случайно. По обоим показателям СПГ значительно уступает трубопроводному газу, поставляемому в европейские страны Россией. Кроме того, авторы документа констатируют, что в настоящее время страны Центральной и Восточной Европы не имеют доступа к СПГ, и потому «серьезно зависят от единственного поставщика» - имеется в виду Россия. Соответственно в качестве цели объявлена необходимость сооружения приемных терминалов СПГ и газопроводов к ним с тем, чтобы каждая страна-член Евросоюза имела либо прямой доступ к СПГ, либо опосредованно – через доступ к ближайшим газовым хабам.
Задача действительно масштабная – однако уже имеющийся опыт подобного строительства не позволяет оценить перспективы ее эффективного решения как благоприятные. Еще в июле 2015 года вышеуказанные вопросы поднимались на состоявшейся в хорватском городе Дубровник энергетической конференции, прошедшей под эгидой Евросоюза. Ее участники - представители Еврокомиссии, Австрии, Болгарии, Хорватии, Греции, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Словении, Албании, Македонии, Сербии и Украины – подписали специальный меморандум об интеграции газового рынка и диверсификации источников поставки газа.
Документ предусматривал, что государства-подписанты должны ускорить темп строительства недостающих звеньев газовой инфраструктуры, а также оптимизировать использование существующих. Но что характерно - в Еврокомиссии сразу же подчеркнули, что все страны-участницы меморандума будут самостоятельно финансировать реализацию газовых проектов.
Центральным же звеном создаваемой структуры должен стать терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) в Хорватии. Его строительство планируется начать в середине текущего года. «Этот проект важен как на уровне Европы, так и на региональном уровне. Я думаю, Хорватия может стать важным газовым хабом для этого региона, для Европы. Она может стать очень важным региональным игроком в сфере энергобезопасности» - заявил тогда вице-президент Еврокомиссии по Энергосоюзу словак Марош Шефчович.
Однако главным инициатором проекта СПГ- терминала в Хорватии является не Шефчович и даже не столь же горячо поддержавший его еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете. По имеющейся информации, лоббирует сооружение терминала специальный посланник и координатор по международным энергетическим вопросам в Госдепартаменте США Амос Хокстайн.
Еще за полгода до подписания «газового меморандума» в Дубровнике Хокстайн пообещал на заседании входящего в структуру Атлантического совета Глобального энергетического центра, что терминал на хорватском острове Крк станет «ключевым узлом» в будущей региональной газотранспортной системе, способной объединить не только Хорватию и Словению, но также Сербию, Венгрию и даже Украину. (vecernji.hr). Тому же Хокстайну принадлежит еще одно показательное заявление, показывающее роль США в дискуссиях вокруг обеспечения энергобезопасности Европы: «Американская индустрия «активно вовлечена в европейскую экономику, наш экспорт СПГ начнется в конце 2015 года - начале 2016 года, поэтому мы будем оказывать влияние на этот рынок». (rbc.ru)
Стоит напомнить, что именно госдепартамент США в 2007 году обнародовал «Стратегический план на 2007–2012 финансовые годы», в котором впервые провозгласил приоритетной задачей противодействие «негативному поведению» России, в том числе ее растущему влиянию на мировом энергетическом рынке. Одной из главных задач правительства США данный план объявил «не допустить энергетического союза России и Европы». С этой целью было предложено сооружение нефте- и газопроводов из прикаспийского и среднеазиатского регионов в Западную Европу в обход России, при одновременном противодействии политическими, финансово-экономическими и другими имеющимися в распоряжении США методами реализации российских проектов транспортировки энергоресурсов через Балканский полуостров.
Теперь к вопросу об эффективности нынешних проектов в сфере СПГ и финансовой стороне расчетов Еврокомиссии. Еще в начале 2000-х годов хорватские и международные эксперты досконально проанализировали стоимость проекта сооружения СПГ-терминала на острове Крк и признали данный проект нерентабельным по причине дороговизны самого сжиженного природного газа – поставляемого, а частности, из США, - а также высокой стоимости транспортных расходов. После вступления Хорватии в ЕС в 2013 году эксперты Еврокомиссии и специализированных финансовых фондов ЕС провели еще одну экспертизу проекта и вновь вынесли вердикт о его неэффективности и низкой конкурентоспособности в сравнении с российскими трубопроводными маршрутами. По данным хорватских источников, в 2014 году Еврокомиссия специально выделила из фонда ЕС под названием «Инструмент для объединения Европы» (CEF) 4,9 млн евро для проведения исследования на предмет возможности и рентабельности сооружения терминала. Результаты оказались отрицательными.
Однако после вмешательства США проект сразу же оказался для Еврокомиссии не только рентабельным, но и ключевым для обеспечения энергобезопасности всей Европы. Для этого, правда, потребовалось проведение еще одной экспертизы – в июле 2015 года (аккурат под «газовую конференцию» в Дубровнике). Ее проведение было поручено хорватской компании LNG Hrvatska d.o.o., которая, по имеющейся информации, тесно связана с финансово-политическими кругами США. (vecernji.hr) Как указывает хорватская газета Jutarnji list. госдепартамент США «решил помочь» правительству Хорватии в реализации проекта сооружения терминала и для этого «оказал нажим на Еврокомиссию, чтобы заставить ее принять участие в финансировании проекта из собственных фондов». «Нажим увенчался успехом», - сделало вывод издание. (jutarnji.hr)
Такова фактическая сторона реализации проектов по снабжению Европы сжиженным природным газом. В настоящее время, согласно оценкам независимых экспертов, уровень загрузки приемных терминалов СПГ в Европе составляет около 30% - что делает данный бизнес неэффективным с точки зрения привлечения инвестиций. (vz.ru) И это притом, что в перспективе зависимость ЕС от внешних источников энергосырья будет только возрастать и к 2030 году может достичь по газу 81%.
Следует также учитывать, что в настоящее время под угрозой срыва оказался выход на европейские рынки сжиженного природного газа из США по причине опять-таки высокой стоимости его транспортировки – превышающей аналогичные показатели для российского трубопроводного газа. (aif.ru)
Кроме того, кризисные явления нарастают в американской сланцевой отрасли. Две крупнейшие сланцевые компании США - Continental Resources и Hess Corp. – уже объявили о значительном сокращении капиталовложений в этом году из-за обвала цен на «черное золото». Базирующаяся в штате Оклахома Continental Resources урежет свою инвестиционную программу в 2016 году на две трети — до 920 млн долларов (при том, что в 2015-м капитальные затраты уже были снижены на 46%). А располагающая штаб-квартирой в Нью-Йорке Hess Corp. должна снизить объем капиталовложений на 40% после сокращения на 29% годом ранее. По данным лондонской газеты The Financial Times, обе компании также пересмотрели в сторону понижения прогнозы добычи нефти и газа.
По свидетельству американского издания The Foreigh Policy, ситуация, складывающаяся на европейских газовых рынках, способна привести к укреплению позиций России. «Новый поток газа из США может иметь парадоксальный результат и укрепить, а не снизить зависимость Европы от России. Относительно дешевый российский газ настолько привлекателен, что уже вызвал раскол в Европе» - указывает издание.
Сложившаяся ситуация позволяет прогнозировать, что уже в ближайшие недели Еврокомиссия может задействовать новые механизмы, направленные на политическое противодействие российским энергетическим проектам. Главный удар будет направлен против проекта «Северный поток-2», причем его судьба окажется в заложниках в том числе нарастающего внутриполитического противостояния в самой Германии.
На германской политической сцене ключевым сторонником данного проекта является вице-канцлер и министр экономики и энергетики в правительстве Ангелы Меркель Зигмар Габриэль, который активно использует свои связи в Еврокомиссии для лоббирования интересов германского бизнеса в сооружении газопровода «Северный поток-2». В самой Германии многие рассматривают социал-демократа Зигмара Габриэля в качестве потенциально наиболее опасного соперника Меркель на предстоящих выборах. Именно поэтому дискуссии вокруг энергетических проектов России будут приобретать в стране особую политическую остроту, провоцируя углубление раскола между Ангелой Меркель и ее христианскими демократами с одной стороны, и социал-демократами с другой. Указанное противостояние, в свою очередь, будет вовлекать в свою орбиту страны Центральной и Восточной Европы, имеющие собственные причины для недовольства Германией и ее политикой не только в сфере энергетики, но и по таким актуальным общеевропейским вопросам, как проблема беженцев и борьба с европейским финансовым кризисом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs