ГЛАВНАЯ > Парламентская дипломатия

Первый год работы ЕАЭС обсудили в Совете Федерации

18:17 29.01.2016 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото с заседания слушаний по теме ЕАЭС с сайта Совета Федерации ФС РФ www.council.gov.ru

Комитет Совета Федерации по международным делам 29 января 2016 года провел парламентские слушания на тему «Год работы Евразийского экономического союза: итоги нормативно-правового обеспечения деятельности».

«Мы с уверенностью можем сказать, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) состоялся», - сказал, открывая слушания в верхней палате российского парламента, председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев. «И это несмотря на то, что на деятельность союза негативное воздействие оказывала практика антироссийских санкций», - было отмечено ведущим. По словам Константина Косачева, Евразийский экономический союз с честью выдержал все испытания – плановые и незапланированные. Кроме того, для стран-участниц интеграционного объединения, союз является дополнительным инструментом в решении проблем, с которыми эти страны сталкиваются.

Председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев. Фото www.council.gov.ru  

Маховик экономической интеграции, запущенный 1 января 2015 года на пространстве ЕАЭС, набирает обороты, но для активного поступательного процесса необходимо решить еще ряд важных проблем. Об этом говорили участники слушаний из государств ЕАЭС: России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В дискуссии приняли участие заместитель Председателя СФ Ильяс Умаханов, первый заместитель председателя Комитета по международным делам Владимир Джабаров, советник Президента РФ, академик РАН Сергей Глазьев, директор Первого департамента стран СНГ в МИД РФ Михаил Евдокимов, представители посольств государств-участников ЕАЭС в России, а также – ключевых профильных министерств и ведомств.   

В Российской Федерации организована необходимая работа по обеспечению нормативно-правовой поддержки деятельности ЕАЭС. Она формируется в рамках Правительственной комиссии по экономическому развитию. Участники слушаний в СФ поставили задачу не только подвести итоги и наметить перспективы подготовки международных договоров в рамках Евразийского экономического союза, но и все предложения, поступившие в ходе слушаний, собрать в «серьезный документ, который, возможно, выйдет на рассмотрение всей палаты».

 

Кратко напомним основные параметры ЕАЭС. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе.

Страны-участники ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия,  Россия. Высшие руководящие органы: Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. Официальные языки: армянский, белорусский, казахский, киргизский, русский. Города-миллионеры: Москва. Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Ереван, Казань, Красноярск. Алма-Ата, Минск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск. Подписание Договора о ЕАЭС состоялось 29 мая 2014 года в Астане, а вступило в силу 1 января 2015 года. Население ЕАЭС – восьмое в мире, т.е. более 183 миллионов человек. Территория – первая в мире 20 229 248 км². ВВП – пятый в мире.  Официальный сайт www.eaeunion.org 

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств, входящих в него.

 

Итак, общее торговое пространство ЕАЭС становится реальностью. Стоит отметить тот факт, что слушания в верхней палате парламента от 29.01.2016 состоялись на следующий день после первого в этом году заседания Интеграционного клуба, инициатором которого является Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Эта первая встреча в Клубе касалась непосредственных интеграционных процессов среди стран  ЕАЭС. Поэтому многие участники дискуссии в парламенте обращались в своих выступлениях к тематике того, «клубного» заседания, цитируя выступления, прежде всего, Валентины Матвиенко. Председатель Совета Федерации, в частности, констатировала:«Начало работы ЕАЭС вывело интеграционные процессы на качественно новый уровень, создало новые долговременные возможности».  

«Начало работы ЕАЭС вывело интеграционные процессы на качественно новый уровень, создало новые долговременные возможности»

Вместе с тем Валентина Матвиенко определила одну из главных задач ЕАЭС на перспективу: «Раскрытие общего потенциала стран ЕАЭС в сфере науки и технологий – это важнейшее условие конкурентоспособности на глобальных рынках».

Заместитель Председателя СФ Ильяс Умаханов. Фото www.council.gov.ru 

Заместитель Председателя СФ Ильяс Умаханов в ходе слушаний отметил очень важный момент: «Договор о создании Евразийского экономического союза» не предполагает парламентскую составляющую. С этим были согласны участники дискуссии. Между тем, известно, что парламентарии всех стран союза принимают участие на различных дискуссионных, в том числе, международных площадках в различных форматах. Например, в таких, как Межпарламентская ассамблея СНГ, Межпарламентская ассамблея ОДКБ, парламентские комиссии, к этой же работе подключены регионы, посольские учреждения. Немалую роль парламентарии сыграли и в том, что страны-участницы союза практически синхронно ратифицировали Договор о ЕАЭС. Это также – наглядный пример совместного координирования деятельности государств.  И. Умаханов напомнил, что Евразийский союз «основывается на базовых принципах равноправия и взаимного уважения. Даже в этом он сохраняет огромный потенциал кооперации как мощный источник для развития наших стран, невзирая на неблагоприятную экономическую конъюнктуру». Поэтому, по мнению зампредседателя Совета Федерации, необходимо обеспечить грамотное законодательное сопровождение. Среди наиболее важных документов для активизации интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС, которые одобрил Совет Федерации, И.Умаханов назвал важнейший федеральный закон о стандартизации, внесение изменений в законодательство по контролю международных перевозок и ветеринарного контроля. По словам зампредседателя СФ, на прошлой неделе Советом Федерации были ратифицированы соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий. «Это открывает дорогу для полноценного функционирования фармацевтического рынка», - заметил он.

Вновь обращаясь к материалам заседания Интеграционного клуба (от 28.01.2016 г.), И.Умаханов отметил, что многое делается в рамках ЕАЭС, но мало кто об этом знает. Поэтому был поставлен вопрос об информационном сопровождении деятельности ЕАЭС. Информирование должно строиться так, чтобы, не замалчивая проблему, говорить читателям о выгодах, которые несет ЕАЭС. И здесь большую роль играет мнение экспертного сообщества.

Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Владимир Джабаров. Фото www.council.gov.ru  

Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Владимир Джабаров отметил, что в прошлом году усилия государств-членов были сосредоточены на решении задач по постепенному переходу к согласованной промышленной и агропромышленной политике, обеспечению функционирования с начала 2016 года лекарственных средств и медицинских изделий. Парламентарий уточнил, что по двум последним позициям недавно в СФ были одобрены федеральные законы. Запланирована разработка концепции общего рынка нефти и газа и нефтепродуктов.  Формирующаяся нормативно-правовая база ЕАЭС должна работать на устранение любых барьеров для свободного перемещения на пространстве союза, в том числе: товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В. Джабаров отметил, что странам-участницам пришлось столкнуться с ситуацией, когда строительству такого перспективного интеграционного объединения мешали третьи силы. Парламентарий сообщил, что в рамках ЕАЭС обсуждается создание единого информационного парламентского центра, где будут концентрироваться сведения о том, как и над чем работают парламентские структуры в государствах ЕАЭС, а также СНГ.

 

Советник Президента РФ, академик РАН РФ С.Ю.Глазьев.

Основным докладчиком на слушаниях в Совете Федерации выступил Советник Президента России, академик РАН Сергей Глазьев, заострив внимание на проблемах ЕАЭС. «Мы стоим на пороге очень серьезных вызовов, связанных и с внешними обстоятельствами, и с нашим внутренним устройством Евразийского экономического союза», - заявил С.Глазьев. Справедливости ради советник Президента РФ напомнил, что 2015-ый год был (неофициально) седьмым годом интеграции. К 2010 году три страны-участницы (Россия, Казахстан и Беларусь) построили Таможенный союз. Однако в 2012 году темпы роста ВВП заметно упали до 10%, в 2014 году падение взаимной торговли снизилось на 21%, в 2015 году – на 26%. «Эти показатели свидетельствуют о том, что мы пока неполно используем потенциал интеграции», - прокомментировал С.Глазьев.  Существенное замедление темпов интеграции имеет свои причины. Одна из них, по мнению С.Глазьева, огромная "забюкратизированность" процесса. Дело вязнет в огромном количестве согласований. Академик сообщил, что по исследованиям, которые проводил Центр научного Евразийского банка, на преодоление торговых барьеров тратится от 15 до 30 процентов стоимости экспорта. С.Глазьев подчеркнул, что отсутствие координации в валютно-финансовой сфере и односторонняя политика ЦБ привели к существенной дестабилизации единой торговли, ставшей одним из важнейших факторов её резкого сокращения.

"По исследованиям, которые проводил Центр научного Евразийского банка, на преодоление торговых барьеров тратится от 15 до 30 процентов стоимости экспорта"

Тем не менее, желание стать участником зоны свободной торговли, которую формирует ЕАЭС, уже заявили такие страны, как Вьетнам, Китай, Египет, Индия, Иран и ещё около десятка государств. Это прямое доказательство стратегических перспектив Евразийского экономического союза, устойчивость которого обеспечивает нормативно-правовая база. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати