Порт Сингапура. Пока – загружен работой. Фото south-insight.com
Интересное дело. Китайцы хотели как-то обойти Малаккский пролив для гарантирования своих торговых операций с Европой и со странами Персидского залива, и ради этого начали договариваться с Мьянмой (бывшей Бирмой) о строительстве там канала межу Тихим и Индийским океанами.
За что и получили ясный и однозначный ответ от США, которые не могут отдать этот лакомый узел мировой торговли в руки Пекина.
Обама, который стал, как мы писали, ездить в Мьянму, «как на работу» – несколько раз за последние годы – после тотального, многодесятилетнего американского игнора Бирмы, убедил-таки местное руководство провести на пост начальников те силы, которые китайцам тот самый путь в Индийский океан сквозь земли Мьянмы и закроют.
А Вы полагали, что США так-таки пекутся «о судьбе мьянмской демократии»? Ужо Вам…
Мы подробно разбирали эти геостратегические «па» в материалах «Мьянма – новый узел геополитики» и «Геополитика. Точка сборки – Мьянма».
Китайцы, кстати, после всех американских интриг на время взяли паузу. А теперь определили срок для своего ответа. Им этот путь из Поднебесной «на Запад» важнее всего. И – как вариант зарабатывания несусветных денег на мировой торговле вдоль «Нового Шелкового пути». И – как механизм осуществления «глобализации по-пекински». В общем, скучать не придется…
А новые начальники (начальницы?) Мьянмы могут кусать себе локти. Более того, они утонут ещё в слезах по поводу ими лично упущенной много-миллиардной выгоды, которую сами профукали под «ласковые увещевания американского друга про демократические ценности».
«Демократических ценностей по-американски» там , в Мьянме, теперь будет выше крыши, а средств для жизни собственного народа… Ну, все же понимают, о чем речь.
Короче – денег от проекта, который китайцы теперь начнут с мощным Таиландом, а не с ушедшей под янки «мьянмской демократией», в Янгоне (бывшем Рангуне) не увидят, как своих ушей. Хотя «демократии» там будет, что называется «завались». Ну, они же сами «не захотели» участвовать…
Прямо сейчас в канун Нового года, информационные агентства сообщают, что «Китай продолжает создавать альтернативу «американской» транспортной мировой системе».
Обжегшись на Мьянме, Китай приступил к активному обсуждению с Таиландом проекта строительства канала из Южно-Китайского моря в Индийский океан. В обход того самого Малаккского пролива шириной в 2,5 км (в самом узком месте), где любой американский военный корабль может заблокировать все-все-все торговые перевозки в Китай (включая нефть) из Европы и Персидского залива!
Глубина в самом мелком месте пролива составляет всего 25 метров. Если, не дай Бог, затопить здесь крупное судно, то судоходство прекратится вообще. И для мировой торговли это будет колоссальный разрушительный удар.
Притом, что сегодня через этот Малаккский пролив проходит почти 1/3 морских перевозок нефти и 1/4 всех грузовых перевозок в мире (!).
Видно, что от транзита через пролив жизненно зависит сам Китай. Вот по какой причине китайцам и надо как-то искать путь, обходящий это узкое «горлышко» Малаккского пролива близ Сингапура.
На карте все прекрасно видно:
Проект транс-океанского канала через территорию либо Мьянмы (Бирмы) – проехали, либо теперь Таиланда, как пишут местные СМИ, «имеет давние исторические предпосылки. Сотни лет назад тайские короли планировали построить судоходный канал через перешеек Кра – в самом узком месте Малайского полуострова».
Вот этот перешеек Кра на карте:
Да, канал из Тихого в Индийский океан через перешеек Кра позволил бы сократить морской путь из Юго-Восточной Азии в Европу и Африку (вместо прохода через Малаккский пролив) на, примерно, 1000 километров.
И ещё – сэкономить для перевозчиков порядка 48-64 часов по времени для транспортировки грузов. При этом снизить ставки фрахта, уменьшить себестоимость барреля нефти из Персидского залива для Японии, Китая и других стран Азии.
Вот чего и возжелали китайцы – получить независимый от американского ВМФ путь для своих товаров – на Запад, и для закупаемой нефти к себе – на Восток.
Американцы этот проект на земле Мьянмы (Бирмы) китайцам обломали. Но! Идея «обойти Малаккский пролив» в Пекине не исчезла. Благо, Земля круглая… Вот и пошли теперь через Таиланд.
Уже сейчас кое-кому понятно, что проект китайского канала через территорию Таиланда явно вызовет противодействие самых разных сил. И, самое примечательное, не только янки.
Из Москвы этого, возможно, не очень видно, но на месте уже пишут о том, что этот канал может открыть, по сути, путь для прихода китайских материковых компаний в «вотчину» общин зарубежных китайцев – хуацяо. Именно это замечает автор статьи «Закат Сингапура: Китай начнет строительство альтернативного канала в Индийский океан». По его мнению, «похоже, в Юго-Восточной Азии наметился очередной раунд перераспределения сил». Веселье гарантировано…
Однако, если канал, как геостратегическое явление, всё-таки будет проложен между двумя океанами (!), то это, помимо всего прочего («Конкуренция, сэр»), снизит доминирующее значение порта Сингапур, который обслуживает ныне более 80% транзитных грузов мировых перевозок в этом регионе планеты. На чем и живет.
Вот касса там и начнет сохнуть… А весь мир-то десятилетиями всё восхищался «сингапурским чудом»…
Помимо того, Сингапур, на секундочку, на 70% заселен китайским субэтносом хакка. А этот китайский субэтнос по сей день контролирует финансовый центр торгово-промышленных общин хакка в странах Юго-Восточной Азии, которые, в свою очередь, контролируют финансы, торговлю и индустрию практически всех стран этого региона.
И вот – ход от Пекина «с каналом» «в пику» сингапурскому братству.
Китайцы против китайцев? Сюжет! Скоро и «триады» нарисуются?
Транс-океанский канал, с другой стороны, естественно, выгоден таиландским властям. И их интерес с точки зрения Геополитики – уже не «семечки». А, с точки зрения денег, это – миллиарды!
Местная пресса пишет: «Ожидается, что к 2025 году через Малаккский пролив должны будут проходить порядка 140 тысяч судов в год. А максимальная пропускная способность пролива – всего около 122 тысячи». И в ближайшие 10 лет это «бутылочное горлышко» будет сужаться, тормозя рост экономики стран Азии и скорость перевозок и в регионе, и между континентами.
А, ради того, чтобы в отличие от «ушедших под Вашингтон» новых начальников Мьянмы, власти того же Таиланда сразу поняли, в чем их плюсы, китайцы уже анонсировали сумму в 40 млрд долларов инвестиций для «Фонда новых сухопутных и морских дорог Шелкового Пути XXI века».
И на этом «китайском пути» просто необходимо участие некой страны, способной связать китайские усилия по безопасному соединению двух океанов – Тихого и Индийского.
При этом китайские товарищи предлагают властям Таиланда (которые после этого уж точно попадут под прессинг США) такие перспективы, что дух захватывает!
Китай и китайские инвесторы вполне могут взяться не только за проект «Тайского канала». И они начали действовать комплексно.
Чтобы дело пошло, уже подписано соглашение о финансировании строительства «Пан-Азиатской железной дороги» через страны Юго-Восточной Азии, которая соединит Южный Китай с Сингапуром.
19 декабря с.г. прошла церемония начала строительства скоростной железной дороги Китай-Таиланд протяженностью 845 км, где будут курсировать поезда со скоростью 180-250 км в час, сообщает «Синьхуа».
Эта ж/д будет соединена с веткой Китай-Лаос. Цель – чтобы общая железнодорожная сеть на Индокитайском полуострове обеспечила бы углубление интеграции стран АСЕАН с Китаем.
В финансировании этого огромного проекта принимают участие и Китай, и Таиланд. Его общая стоимость – до полумиллиарда долларов.
Таиланд, по мнению местных экспертов, становится ключевым опорным регионом для расширения китайского влияния в странах Юго-Восточной Азии и Южно-Китайского моря.
Резюме.
Если китайцы чего захотят, так, того они и будут добиваться.
«Великие страны не следуют международным законам, они их пишут. В своих интересах» ©. N'est-ce pas?
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs