Фото: un.org
В Совете Федерации Федерального Собрания России состоялась международная конференция «70-летие Нюрнбергского процесса: историческое значение и проекция в современность». Организаторами мероприятия выступили Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, информационное агентство «Инфорос» и журнал «Международная жизнь». Участие в конференции приняли российские и зарубежные политики, известные ученые, представители общественных организаций и экспертных центров, специалисты по международному праву, а также СМИ. Модераторами форума выступили генеральный директор информационного агентства «Инфорос» Денис Тюрин и главный редактор журнала «Международная жизнь» Армен Оганесян.
В своем вступительном слове генеральный директор ИА «Инфорос» Денис Тюрин выразил сожаление, что 70-летие Нюрнбергского трибунала оказалось недостаточно замеченным в странах Запада, и выразил пожелание, чтобы участники конференции внесли свою лепту в изменение этого положения, продемонстрировав актуальность проблем, стоявших перед участниками суда, для сегодняшнего политического момента.
«Для нас нет никакого сомнения в том, что тема Нюрнберга будет важна всегда, - подчеркнул член Комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов.- В 30-е годы ХХ века ведущие страны мира не могли договориться по принципиальным вопросам и получили Вторую мировую войну. Сейчас эрозия системы ценностей, свойственной для цивилизации Запада, привела к резкому росту популярности идеологии джихадизма. Этот факт нельзя объяснить исключительно финансовой стороной дела и щедрыми выплатами боевикам. В экстремистские движения уходят в поисках альтернативы, которую не могут найти в мирных условиях». По словам эксперта, одной из самых позорных страниц современной истории конфликтов стала война на Донбассе, которую власти Украины ведут против своего народа. В результате этого конфликта погибло в общей сложности около 7 тыс. человек. Этот факт, а также отказ Киевом от своих социальных обязательств по отношению к бывшим гражданам, зачисленным им скопом в ряды «сепаратистов», свидетельствует о сознательном разжигании гражданского противостояния в стране. Так тема международного расследования военных преступлений стала вновь актуальной в наше время для всех наших современников.
Ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Наталья Лебедева обратила внимание на неполную публикацию материалов Нюрнбергского процесса на русском языке. «На основных европейских языках материалы Нюрнбергского процесса составляют 42 тома. На русском языке было издано 8 томов. Необходимо, используя средства Интернета, разместить хотя бы в сети все стенограммы процесса, сделав их доступных для всех желающих», - заметила она. Выступление эксперта было посвящено малоизвестным аспектам суда в Нюрнберге, связанным с записями, которые вел во время процесса член Международного военного трибунала от США Фрэнсис Биддл. В 1996 году, во время пребывания в командировке в Канаде, Н.Лебедева получила эти записи от его наследницы. Особый интерес в них представляет обсуждение текста приговора над главными нацистскими военными преступниками. Особое внимание судей занимал вопрос о наличии общего плана или заговора нацистской верхушки против мира и человечности, его связи с сознательным планированием агрессивной войны и военных преступлений на оккупированных территориях. Кроме того, очень непростым оказалось решение вопроса о мере вины каждого из подсудимых и определении наказания для них. По мнению представителя СССР И.Никитченко, достаточным являлось голосование двух членов Трибунала, однако большинство решило, что для этого достаточно голосов трех его членов. Такая позиция позволила оправдать трех подсудимых. Ими стали Ганс Фриче, Франц фон Папен и Ялмар Шахт.
Второй секретарь Генерального секретариата МИД России Иван Кравченко подчеркнул огромное моральное значение Нюрнбергского процесса. «В ходе судебного разбирательства были развенчаны заявления о «суде победителей над побежденными», об «антигерманском характере» суда, попытки переложить ответственность на нацистских функционеров, покончивших с собой (прежде всего – на Гитлера, Геринга и Гиммлера), представив себя слепыми исполнителями чужой воли», - заявил российский дипломат. По его словам, после распада СССР уроки Нюрнберга начали забываться, чему стали свидетельством попытки уравнивания палачей и жертв, активная пропаганда идеи тождества нацистского и сталинского режимов. Одним из самых ярких примеров таких ревизионистских практик стал ренессанс украинского национализма, ставший следствием тяжелой идеологической интоксикации населения целой страны. По мнению дипломата, противопоставлять этим тенденциям законодательные барьеры недостаточно. Нужна активная просветительская работа, адресованная различным социальным группам и направленная на формирование иммунитета к манипулятивным практикам современных СМИ.
Профессор Высшей школы экономики, почетный консул Российской Федерации в Болонье Игорь Пелицциари посвятил свое выступление невыученным урокам Нюрнберга и значению расследования современных преступлений против человечности. «К сожалению, той антигитлеровской коалиции, которая одержала победу над общим врагом, больше нет. Об этом свидетельствует празднование 70-летия высадки в Нормандии, на которую не сочли нужным пригласить главу Российского государства», - считает И.Пелицциари. По его словам, отправной точкой пересмотра норм международного права стало Дейтонское соглашение 1995 года, которое положило конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине 1992-1995 годов. Его тенденции были закреплены Международным трибуналом по бывшей Югославии в Гааге. Главным достоинством Нюрнбергского процесса стало осуждение не только индивидуальной ответственности за совершенные преступления, но и международный политический контекст, заключавшийся в единодушном осуждении самой идеологии, лежащей в их основе. Гаагский трибунал, напротив, стал громадной бюрократической машиной, в основе деятельности которой было рассмотрение лишь индивидуальных случаев, но не было разрешено ни одного принципиального вопроса, включая виновность в финансировании и разжигании войны на Балканах. По мнению эксперта, это привело к потворству экстремистским течениям и идеологиям. Теперь боевики из Косово и Боснии воюют на территории Сирии. По мнению И.Пелицциари, кризис современной системы международного права вновь сделал актуальным вопрос о формировании нового фронта против терроризма и экстремизма.
Эту тему развил глава Московского бюро ливанского телевизионного канала «Аль Маядин» Салям Адил Абдель Мунем, выступление которого было посвящено современной ситуации в странах арабского Востока. «Нас пытаются убедить, что терроризм стал ответом на бесчеловечные диктатуры в ряде стран Ближнего Востока, - заметил журналист. – Однако хорошо известно, что вплоть до вторжения США в Ирак и Афганистан в 2003 году ничего сопоставимого с нынешним экстремизмом на Востоке не существовало». Сами методы борьбы с экстремизмом на Ближнем Востоке, используемые ныне, вызывают у эксперта большие сомнения. «Нет никаких гарантий того, что наказав одних участников группировок, мы не получим в этом же регионе других «борцов за чистоту веры». Абдель Мунем считает, что основными причинами нынешнего пожара в регионе стали отход от традиционных ценностей и основных принципов христианства и ислама.
Директор Института Русского наследия Латвии Борис Митрофанов рассказал об оценке итогов Нюрнбергского процесса в современных странах Балтии. По словам выступавшего, идеологическая основа Нюрнбергского процесса практически исчезла из актуальной повестки дня этих стран, поскольку основой государственного строительства в них стала идеология этнического доминирования. Например, в Латвии с этой целью противопоставляются даты 9 мая (Дня Победы) и 16 марта (т.н. «дня памяти участников Латышского легиона СС»), причем вторая нередко превалирует в информационной повестке дня и пользуется благосклонным вниманием ряда министров правительства. Б. Митрофанов подчеркнул, что для выхода из клинча, в котором оказались отношения России с этими странами, необходимо учитывать специфику их идентичности. «Благодаря стараниям современной пропаганды, никто не в состоянии сказать, что суд в Нюрнберге шел над инициаторами воплощения в жизнь чудовищной идеологии», - подчеркнул Б.Митрофанов.
Руководитель исследовательских программ Фонда «Историческая память» Владимир Симиндей продолжил тему политических настроений в постсоветской Прибалтике. После распада СССР общество прибалтийских стран пребывало в состоянии фрустрации, и это способствовало выстраиванию новой политической идентичности. Тон новым настроениям задавали эмигранты, бежавшие в конце войны в страны Западной Европы и Америки (прежде всего в США, Канаду, Швецию). За послевоенный период ими были сформированы общественные организации, которые вели общую пропаганду и влияние на формирование соответствующих настроений как на Западе, так и в республиках Прибалтики. Идеологические принципы разрабатывали откровенно реваншистские организации, например «Даугавас ванаги» («Соколы Даугавы»). Важную роль в формировании новой идентичности играют Музеи оккупации в Латвии и Эстонии, а также Центр исследования геноцида и резистенции жителей Литвы. Основными тезисами новейшей пропаганды стали утверждение о равной ответственности нацистского и советского режима в развязывании Второй мировой войны и несправедливое устройство послевоенного мира, архитектура которого была определена в Ялте и Потсдаме. Крайне тенденциозную позицию занимает и Комиссия историков при президенте Латвийской Республики во главе с Инесисом Фелдманисом. В целом усилия современной историографии стран Балтии направлены на попытку проведения своеобразного «анти-Нюрнберга» и вытеснения памяти о массовых переступлениях против человечности на периферию массового сознания. Наиболее ярким примером стала попытка стереть память о концлагре в Саласпилсе или даже переименовать его в «исправительный трудовой лагерь», а сам мемориал, воздвигнутый на его месте, переименовать в «мемориал памяти жертв нацизма и коммунизма».
Научный сотрудник Университета Милано-Бикокк, обозреватель журнала «Международная жизнь» Элизео Бертолази рассказал впечатлениях, полученных им в эпицентре гражданской войны на Донбассе. По словам эксперта, произошедшее невозможно описать иначе чем словом «катастрофа». В то же время большинство международных организаций предпочитают закрывать на происходящее глаза. «Вполне понятно, что СМИ Украины заинтересованы в демонстрации пропагандистки выверенной картины происходящего. Тем более печально, что этим же заняты большинство европейских СМИ», - подчеркнул Э.Бертолази. По его словам, все, кто ответственен за массовую гибель мирных людей на Донбассе, должны быть осуждены трибуналом, в необходимости которого у него нет сомнения.
Выступление директора Фонда исследования проблем демократии, члена Общественной палаты России Максима Григорьева было посвящено подготовке к печати нового труда Фонда под рабочим названием «Обыкновенный фашизм. Военные преступления украинских силовиков (2014-2015)». «Свидетельства и факты, которые мы приводим в этой книге, подтверждают лишь, что память о Нюрнберге – это, к сожалению, не архивное прошлое, а часть нашей печальной реальности», - заметил М.Григорьев. В качестве примера им были приведены аналогии между обстрелами Ленинграда во время блокады 1941-1944 года и города Славянска Донецкой области Украины в 2014 году. «Поражает почти текстуальное совпадение мотиваций украинских националистов и гитлеровских функционеров и современных украинских националистов», - заметил М.Григорьев.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, заместитель руководителя научного центра «Российско-арабский диалог» Фасих Бадерхан считает, что нынешний терроризм на Востоке направлен на сознательную архаизацию местных обществ. В силу ряда объективных причин Сирия стала препятствием на пути к реализации этой цели. В этой связи у эксперта вызвало глубокое недоумение сделанное в апреле 2014 года заявление премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона о возможности запрета движения «Братья-мусульмане» в связи с их причастностью к деятельности террористических групп. Согласно пояснениям, сделанным Ф.Бадерханом, перед исламским миром в начале ХХ века была две альтернативы, персонифицированные в деятельности верховного муфтия Египта, известного религиозного реформатора Мохаммада Абдула и его оппонента Хасана Аль-Банна. Мохаммед Абдул, состоявший, в частности, в переписке с Л.Толстым, выступал за разумное сотрудничество с Европой в целях прогресса на Востоке. Однако поддержка, в том числе и по линии британских спецслужб, была оказана именно Х.Аль-Банне, предлагавшему возвести в принцип дух и букву Корана. «Поэтому заявление Кэмерона звучит как минимум лукаво», - заметил ученый. Главной причиной современного политического кризиса Ф.Бадерхан считает уход современных европейских элит от тех ценностей, которые сделали Европу образцом развития для Востока.
Политолог, беженец с Украины Владислав Гулевич рассказал о специфике местного национализма. Как политическое направление украинский национализм оформляется на стыке перехода от нового к новейшему времени. В его основе идея политическая нации, выстраиваемой за счет нивелирования этнических различий. По словам В.Гулевича, украинский национализм носит именно политический, а не этнический характер, хотя сам этот факт его сторонники до поры до времени стараются тщательно скрывать. Вначале сам термин «украинцы» появился в Галиции как противовес «русинам», выступавшим с последовательных русофильских позиций. По мнению эксперта, сам принцип политического «украинства» предполагает противостояние с этническими группами. Различие заключается лишь в степени радикализма. Любой другой вариант развития событий предполагает налаживание мировоззренческого диалога с Россией и отрицание националистических практик.
«Нюрнбергский трибунал осудил не только преступную идеологию, но и претензии на мировое господство, - заявил заведующий кафедрой ЮНЕСКО МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Саямов. - В современных условиях, когда «управляемый хаос» на этапе своего воплощения в жизнь становится хаосом реальным, эти факты представоляют для нас не только архивный, но и вполне практический интерес». По словам Ю.Саямова, в сложившихся обстоятельствах возрастает Безусловная необходимость научных исследований по обозначенной теме, формирование и использование международных научных площадок, потенциала кафедр ЮНЕСКО. О необходимости разъяснительной работы с молодежью, в ходе которой будут использоваться современные информационные технологии, говорилось в выступлениях большинства экспертов. Все согласились, что подробное освещение причин, хода и результатов Нюрнбергского процесса должны в обязательном порядке включаться в программу общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведений.
Старший советник Историко-документального департамента МИД России Дмитрий Ежов рассказал о деятельности Архива внешней политики России по борьбе с фальсификациями истории. Часть этих материалов была размещена на сайте Министерства иностранных дел России и портале Росархива. Среди них и документы, посвященные подготовке и организации деятельности Международного военного трибунала над нацистскими военными преступниками.
По итогам прошедшей конференции подготовлено обращение к обеим палатам Федерального Собрания России, Европейскому парламенту и парламентам стран Европы. Часть наиболее интересных выступлений предполагается опубликовать на страницах журнала «Международная жизнь».
Проведение представительной конференции в стенах Совета Федерации привело ряд ее организаторов к мысли о проведении международной конференции, посвященной борьбе с военными преступлениями вообще. У основ подобной борьбы находится именно Нюрнбергский процесс, ставший воплощением коллективной совести человечества.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs