Фото: gosrf.ru
На недавнем совместном заседании президиума экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики был рассмотрен проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», обсуждались вопросы развития Арктической зоны России и участия административно-территориальных образований полярных регионов в международных арктических форумах. Итоги прошедшего совещания были подведены в мультимедийном центре МИА «Россия сегодня» на пресс-конференции члена Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председателя экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслава Штырова.
До сих пор арктическая политика России координировалась в соответствии с двумя основополагающими документами. Так, в 2008 году на федеральном уровне были приняты «Основы государственной политики в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу». В них нашли свое отражение национальные интересы, основные стратегические цели и приоритеты России в этом регионе. Во исполнение этого документа в 2014 году была разработана и утверждена Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». В марте 2015 была сформирована Государственная комиссия по делам развития Арктики, а в Совете Федерации образован Совет по Арктике и Антарктике, который возглавил известный полярный исследователь Артур Чилингаров. Задачей этого Совета стал анализ законодательства, касающегося Арктического региона и подготовка современного комплекса нормативно-правовых документов, координирующих политику страны в этом регионе.
По словам В.Штырова, до сих пор подобной унификации арктического законодательства еще не было. Отношения в Арктике регулируются большим количеством нормативных документов, в том числе принятыми еще в Советском Союзе. «Многие из них принимались в разное время, в разные исторические эпохи, во многом противоречат друг другу или устарели. Поэтому возникла необходимость заменить весь этот массив одним документом, который мог бы послужить законодательной базой для развития Арктики, и для выполнения тех задач, которые были поставлены Основными направлениями и Стратегией развития Арктики», - сказал политик. В современной российской практике еще никогда не принимались такие комплексные законы, описывающие всю совокупность отношений в большом макрорегионе. Поэтому сама постановка вопроса вызвала много споров: не нарушается ли единое правовое пространство России, не будет ли нарушено единое экономическое пространство? Эти вопросы обсуждались в ходе целого ряда заседаний Госкомиссии. На протяжении текущего года его рассматривал Совет по Арктике и Антарктике России. «20 ноября 2015 года состоялось итоговое заседание, выслушаны все точки зрения и было принято решение принять такой закон. Теперь нам предстоит совместно с Правительством Российской Федерации продвигать его в Государственной Думе и Совете Федерации», - подчеркнул В.Штыров.
Приоритетные направления региона
В настоящее время для России приоритетным являются четыре направления развития Арктического региона. Во-первых, он представляет собой уникальную ресурсную базу дефицитных в будущем ресурсов (как углеводородных, так и биологических) для удовлетворения потребностей экономического развития России. Исключительную важность для страны имеют местные запасы твердых полезных ископаемых и редкоземельных металлов. Арктика формирует значительную часть валового внутреннего продукта России, тем самым она представляет собой регион будущего, платформу для развития страны, а в настоящее время обеспечивает значительную часть валового внутреннего продукта.
Во-вторых, Арктика – регион, оказывающий ключевое влияние на глобальные изменения климата. Поэтому важно, чтобы в Арктике была обеспечена экологическая устойчивость и равновесие.
В-третьих, Россия рассматривает Арктику как зону международного сотрудничества, мира и согласия, свободную от конфликтов. Сотрудничество на ее территории должно осуществляться на принципах честного партнерства.
В-четвертых, Арктика – часть территории России, место жизни наших народов, и основная задача в том, чтобы обеспечить их достойное существование.
Если мы обратим внимание на современное состояние Арктического региона, то перед нами возникнет двойственная картина. С одной стороны, в Арктике находятся крупные промышленные комплексы. Среди них нефте- и горнодобывающие, включая такие гиганты, как «Норильский никель», а также золотодобывающие предприятия на Чукотке. Они не только вносят большой вклад в валовой внутренний продукт России, но и формируют статьи доходов бюджета. В Арктике сохранились крупные морские узлы, порты. В западном секторе Арктики сосредоточены объекты лесной промышленности, судостроения, представляющие собой основу промышленного комплекса России. «Арктика вносит значительно больший вклад в формирование валового внутреннего продукта, чем любой другой регион Российской Федерации», - заявил В. Штыров.
Вопросы гражданского и военного строительства в Арктике упираются в недостаточный объем строительных материалов. Ранее за строительство в Арктике отвечал «Арктикстрой», штаб-квартира которого находилась в Ленинграде, а представительство – практически в каждом поселке. Своеобразным государством в государстве был Северный морской путь, при котором была создана вся необходимая инфраструктура и логистика. Однако и сейчас на российском Севере остались крупные промышленные центры: Норильск, Архангельск, Мурманск, Певек. Эти города могут послужить базами для организации вахтовых поселков. В советское время по Северному морскому пути порог экономической эффективности составлял 12 млн. тонн грузов за одну навигацию. В 90-е годы эти цифры снизились до 1 млн. В настоящее время основной задачей остается их увеличение и возвращение к прежним показателям. Производство необходимой техники, обладающей способностью выдерживать морозы, необходимого научного оборудования может, по мнению эксперта, стать хорошим стимулом для предприятий, находящихся на «большой земле» откроет возможности для широкого использования потенциала так называемых тыловых промышленных центров. До сих пор требует тщательного изучения вопрос: могут ли через Арктику транспортироваться грузы, не принадлежащие России? Всесторонняя научная оценка потенциала региона, детальное изучение климатических особенностей региона должны помочь в этом.
В то же время за прошедшие четверть века в регионе произошла почти полная деградация многих ранее освоенных транспортных магистралей, включая Северный морской путь, что повлекло резкое понижение уровня жизни населения, отсутствие стимулов для работы. Люди по-прежнему уезжают из Арктики. Поэтому рассматриваемый Закон должен выполнить две основные задачи: стабилизировать ситуацию и дать стимул для экономического развития региона с учетом местных экстремальных условий для труда, включая такие меры, как снижение налогов и установление достойной оплаты труда.
Одним из важнейших направлений деятельности на Севере должно стать стимулирование широкого спектра научно-исследовательских работ, включая геологоразведочные, а также развивать деятельность свободных портов, от полноценного функционирования которых зависит жизнеспособность Северного морского пути.
Комментируя вопрос о возможности привлечения в регион иностранных инвестиций, в том числе в строительство инфраструктурных и логистических проектов, В. Штыров отметил, что это возможно только в самых крайних случаях. По его словам, международный ажиотаж вокруг Арктики стал особенно заметен на фоне усиления позиций лоббистов версии «глобального потепления». «Арктика имеет два заманчивых преимущества – короткие морские пути и будущая ресурсная база, сосредоточенная на шельфах арктических морей», - сказал эксперт. По последним данным установлено, что там находится до 30% всех углеводородов, которые еще существуют на планете. Кроме того, не оценены должным образом и перспективы прироста биоресурсов. На Арктику устремлены сейчас взоры многих людей и интересы многих стран, включая целый ряд государств Азии, таких как Китай, Индия, Сингапур. В большинстве своем их предложения пока не носят конкретного характера, а касаются лишь оценок перспектив предстоящего освоения региона.
Экосистема: важно сберечь!
Важной проблемой остается ужесточение экологических требований для предприятий и компаний, которые работают в Арктике. Экосистема Арктики крайне уязвима, и массированное антропогенное воздействие может нанести ей невосполнимый вред. В этой сфере первоначальной задачей остается возвращение к обязательным стандартам хозяйственной деятельности, которые существовали до распада СССР. Сложность в том, что уход России из Арктики в 1990-е годы скорее напоминал бегство. Многие предприятия за прошедший отрезок времени были заброшены или совершенно погибли. Поэтому одним из основных направлений деятельности должна стать очистка арктической территории от промышленных отходов, оставшихся там еще с конца прошлого столетия. Оставшиеся предприятия в перспективе должны быть переведены на современные мировые экологические стандарты.
Пересмотр границ
В Арктике, по словам В.Штырова, сохраняется потенциальная возможность международного конфликта. Границы арктических владений приарктических государств появились в 20-х годах прошлого века, когда был подписан ряд соглашений о разделе региона на секторы. Пока эти территории были зоной научных исследований, никаких сложностей не возникало. Однако теперь требования пересмотра границ звучат все громче. Поэтому Россия обратилась в ООН с заявкой на расширение внешней границы континентального шельфа за счет присоединения ряда участков дна Северного Ледовитого океана. Политическое руководство страны и экспертное сообщество, опираясь на нормы международного законодательства, включая морское право, стремится доказать принадлежность ряда территорий в пределах 200-мильной экономической зоны российской юрисдикции. Научные экспедиции в процессе исследования Арктики обнаружили 9 островов, о существовании которых раньше никто не подозревал. Именно поэтому Москва настаивает на том, что входящий в состав комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий хребет Ломоносова имеет континентальную природу своего образования и является частью территории России, а не Канады, как утверждают оппоненты. Актуальным вопросом остается обеспечение возможностей космического мониторинга северных районов страны.
В этом контексте необходимо восстановить тот уровень обороноспособности и баланс сил, который существовал на Севере до начала 90-х годов, включая инфраструктуру портов и аэродромов двойного назначения (Амдермы, Диксона, Тикси).
Российская система государственного управления в настоящее время выстроена по функциональному, а не по региональному признаку. В.Штыров считает, что такой подход не всегда себя оправдывает: «В ходе реорганизации системы управления количество чиновников в стране увеличилось втрое». В то же время он считает преждевременным создавать отдельное министерство по делам Арктики: «Как объект управления Арктика уже выделена в отдельный регион, который курирует заместитель председателя правительства. Сейчас нашей основной проблемой остается унификация правовой системы». В заключение эксперт подчеркнул, что продвижение и принятие нового закона об экономической деятельности в Арктике должно способствовать гармонизации общегосударственных и местных интересов. Федеральное законодательство должно служить основой экономической деятельности в регионе, но в нем должны быть тщательно прописаны соответствующие разделы, касающиеся российской экономической активности на Севере. Только в этом случае развитие Севера сможет стать залогом успешного развития российской экономики в целом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs