На открытии выставки «Советский Нюрнберг» в Государственном музее современной истории России (ГМСИР). Выступает министр культуры России, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) В.Мединский. Слева – председатель Государственной думы Федерального Собрания России С.Нарышкин, справа – генеральный директор ГМСИР И.Великанова. Фото А.Торина.
20 ноября 1945 года в Нюрнберге во Дворце юстиции начались заседания одного из наиболее важных судебных процессов в истории человечества. Перед судьями Международного военного трибунала предстали 22 бывших руководителя нацистского политического режима в Германии, обвинявшихся в военных преступлениях и преступлениях против человечности. С тех пор прошло 70 лет, но своего значения процесс, решения которого были положены в основу осуждения нацизма как идеологии и гитлеризма как политического режима, не потерял до сих пор. К сожалению, в контексте последних событий, происходящих на международной арене, события семидесятилетней давности оказываются особенно актуальными.
Нужно сказать, что вопрос о наказании за развязывание Второй мировой войны и преступлений, совершенных в ходе нее, возник уже в первые месяцы. После нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года народный комиссар иностранных дел СССР, заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР В.Молотов подчеркнул ответственность за развязывание войны Германии и ее правящих кругов.
Требование о создании Международного военного трибунала содержалось в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 года «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их пособников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы».
1 ноября 1943 года на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании был подписан Секретный протокол, отдельным пунктом которого была «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства».
Соглашение о создании Международного военного трибунала и его Устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией в ходе Лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Совместно разработанный документ отразил согласованную позицию всех 23 стран-участниц конференции. Принципы Устава были утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечности. Именно по инициативе СССР был поставлен вопрос о расширении состава Международного трибунала за счет включения в его состав представителей стран, принимавших активное участие в борьбе против гитлеровской Германии. 29 августа в сообщении Комитета по расследованию дел и по обвинению главных военных преступников, учрежденного в соответствии с Соглашением от 8 августа 1945 года между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции, был опубликован первый список главных военных преступников и идеологов нацизма из 24 человек. Среди них высшие военные и политические деятели Германии: Герман Геринг, Вильгельм Кейтель, Роберт Лей, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Йодль, Альберт Шпеер, Ялмар Шахт, Густав Крупп.
Однако еще до начала судебного процесса бывший глава Германского трудового фронта Роберт Лей покончил с собой в тюремной камере, а глава крупнейшего военного концерна Густав Крупп был освобожден от ответственности по причине неизлечимой болезни. После инсульта он практически отошел от управления концерном, передав его своему сыну Альфриду. После того, как 4 декабря 1944 года он попал в автокатастрофу, и у него начался процесс органического разрушения мозга, Советская сторона обвинения предложила рассмотреть дело против него заочно или заменить отца сыном на скамье подсудимых. Однако американская сторона предпочла при поддержке английских и французских коллег заблокировать оба предложения. Таким образом, на процессе не оказалось германских промышленников, что, разумеется, нельзя не назвать значительным упущением[1].
Остальные подсудимые были подобраны в соответствии с основной задачей процесса, которая, по настоянию советской стороны, заключалась не только в суде над конкретными фигурантами, но и над самим политическим режимом.
По инициативе Москвы было предложено участие в процессе представителей стран, принявших активное участие в борьбе против гитлеровской Германии и её сателлитов и наиболее пострадавших от преступлений нацистов и их пособников. Изначально предполагалось присутствие в качестве обвинителей представителей от Польши, Чехословакии и Югославии. Однако из-за категоричной позиции британской и американской сторон их представители присутствовали на процессе только в качестве наблюдателей.
Позицию советского обвинения на процессе представляли: главный обвинитель (Р.А. Руденко); его заместитель (Ю.В. Покровский); помощники (М.Ю. Рагинский, Л.Н. Смирнов, Л.Р.Шейнин, с середины декабря и Н.Д. Зоря); документальная часть (начальник Д.С. Карев); следственная часть (начальник Г.Н. Александров, его помощники С.Я. Розенблит, Н.А. Орлов, С.К. Пирадов); с февраля 1946 г. также и судебная часть; консультанты (А.Н. Трайнин, Б.С. Маньковский и др.); секретариат (В.Я. Коломацкий, с декабря А.И. Полторак; вспомогательные службы (бюро переводов, пресс-бюро, административно-хозяйственная служба и служба связи).
По итогам процесса были признаны преступными руководящий состав Национал-социалистической партии Германии (НСДАП), служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо). 12 подсудимых были приговорены к смертной казни, 7 – к длительным тюремным срокам или пожизненному тюремному заключению. Он стал масштабной политической акцией по предоставлению мировому сообществу правды о нацистском режиме и его преступлениях. Именно на Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.
Корни нацизма
Почему результаты этого процесса остаются актуальными по сей день?
Множество стереотипов о фашизме существует и в правом, и в левом лагере. Чаще всего говорят о немецком нацизме. Однако часто забывают, что у этого учения негерманские корни. Современные интеллектуалы предпочитают упоминать об авторитарных практиках политического режима в Германии, умалчивая о плане «Ост», положившем начало воплощению в жизнь политики ограбления оккупированных территорий СССР. Для понимания природы гитлеровской Германии исключительно важное значение имеет труд социолога и историка Мануэля Саркисянца «Английские корни немецкого фашизма»[2]. Актуальность знаний об автохтонных вариантах фашистских идеологий высвечивают события на Украине, воочию демонстрирующие кризис современной модели мироустройства. Корни нацизма кроются в теории и практике колониализма, и совершенно не факт, что это наследие перестало быть актуальным. Никуда из современной жизни не исчезли явления культурного и социального расизма, которые тем ярче проявляют себя в обществе, чем слабее левая альтернатива по отношению крайне правым течениям в политике.
Одной из ярких иллюстраций нацистского типа мышления может служить знаменитый Меморандум 1938 года о последующей войне с СССР, подготовленный промышленником А.Рербергом:
«Объектом экспансии для Германии представляется пространство России, она обладает неисчислимыми потенциальными богатствами в области сельского хозяйства и еще не тронутых сырьевых ресурсов. Если мы хотим, чтобы экспансия в это пространство обеспечила Германии превращение в империю с достаточной для ее потребностей аграрной и сырьевой базой, то необходимо захватить, по крайней мере, всю русскую территорию по Урал включительно, где залегают огромные рудные богатства»[3].
В СССР уже был свой «Нюрнберг»
В России всегда помнили и будут помнить о преступлениях, совершенных нацистами на оккупированных территориях СССР. Об этом свидетельствует и открытие в канун памятной даты выставки «Советский Нюрнберг». Она посвящена истории открытых процессов, проведенных в 1943-1949 годах над нацистами и их пособниками в 21 городе СССР. Реализация этого проекта стала возможной благодаря поддержке Российского военно-исторического общества и Российского исторического общества. В открытии выставки приняли участие министр культуры России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, председатель Государственной думы Федерального Собрания России, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и генеральный директор Государственного музея современной истории России Ирина Великанова, Герой России Игорь Задорожный.
Выступая на церемонии открытия выставки, председатель Государственной думы Федерального собрания России, глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин подчеркнул, что выставка рассказывает о нацистских преступлениях на языке юридически значимых документов и фактов. «Это лучший ответ для тех, кто хотел бы забыть историю или подкорректировать ее», - сказал он.
Министр культуры России, президент Российского военно-исторического общества Владимир Мединский пояснил, что выставка является частью мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Непосредственной ее предшественницей стала выставка в Малом Манеже «Помни… Мир спас советский солдат!», посвященная освободительной миссии СССР в странах Европы. В настоящее время этот проект побывал во многих городах России, и сейчас находится в Костроме.
«Выставка «Советский Нюрнберг» посвящена возмездию, - сказал В.Мединский. - Когда Ялтинская конференция подходила к своему концу, на рассмотрение был вынесен вопрос о том, что делать с нацистским режимом и его функционерами, ответственными за преступления. Премьер-министр Великобритании У.Черчилль предложил «расстрелять тысяч десять наиболее одиозных лиц». Президент США Ф.Рузвельт поддержал эту идею, и только благодаря настояниям советской стороны состоялся процесс в соответствии с буквой и духом закона».
Разумеется, это далеко не первая выставка в стенах Государственного музея современной истории России, посвященная событиям Великой Отечественной войны. Однако она отличается от предыдущих тем, что проводится при поддержке и по инициативе РВИО. Впечатляющая экспозиция не могла бы быть выставлена без содействия двух крупнейших научных центров – Российского государственного архива кинофотодокументов и Российского государственного архива социально-политической истории, Центрального архива ФСБ России.
Научный директор РВИО Михаил Мягков пояснил, что открытие этой выставки служит делу устранения вопиющей несправедливости. «В Нюрнберге есть музей, посвященный процессу над главными нацистскими военными преступниками и 12 сопутствующим ему, так называемым «малым», - сказал он.- Однако в наше время общественность забывает, что раньше, чем в Европе, в Советском Союзе состоялся свой «Нюрнберг»– серия закрытых, а потом и открытых процессов, посвященных преступлениям против человечности, которые совершали нацисты и их пособники из стран Европы. Они прошли в 1943-1949 годах в 21 городе СССР в соответствии с указом № 39 Президиума Верховного Совета СССР. Всего на них было осуждено 252 военных преступника. Отдельно на выставке освещается ход и итоги Хабаровского процесса 1949 года над японскими военными преступниками. Выставка призвана напомнить о неотвратимости расплаты за содеянное и заявить о неприемлемости попыток реабилитации нацизма, которые осуществляются в настоящее время в ряде граничащих с Россией стран».
Угроза героизации нацизма
В словах М. Мягкова есть своя правда. Вспомним, что в 2013-2014 годах ультраправый переворот на Украине был поддержан целым рядом стран, которые принято считать демократическими. Никогда и никем не заподозренные в тоталитарных практиках на протяжении всего хода истории, США и Канада демонстративно проголосовали против внесенной по инициативе России на голосование в ООН резолюции против героизации нацизма. Известный российский социолог, кандидат философских наук Александр Щипков видит в этом политической жесте огромную опасность: «Это событие означает, что либеральное общество вступает в полосу неоархаики, как это имело место в 1930-е годы… Сегодня мы наблюдаем архаизацию общества и скольжение его к состоянию «новой дикости». Отсюда рассуждения европейских политиков об Украине как «форпосте цивилизации»[4], - пишет он. Наблюдая за событиями на мировой арене, с ним трудно не согласиться.
Эмоциональным центром экспозиции выставки стала инсталляция свершения приговора – казнь 12 военных преступников на Майдане незалежности (тогда площадь Калинина) в Киеве в 1946 году. Эта композиция служит напоминанием и предупреждением всем, кто прямо или косвенно стремится пересмотреть итоги прошедшей войны и совершенных в ней преступлений.
У преступлений нет срока давности (вместо заключения)
Как сейчас обстоят дела в Европе с поиском нацистских преступников и привлечением их к ответственности?
Нюрнбергский процесс и последовавшая за ним серия «малых» процессов создала важнейший юридический прецедент, значение которого остается очевидным до наших дней. Как сообщает газета «Japan Times» со ссылкой на данные агентства «Франс пресс», cпустя 70 лет после того, как процесс над ведущими функционерами нацистского режима начался в Нюрнберге, в Германии продолжают привлекать к ответственности соучастников преступлений тех далеких лет.
Немецкий историк, сотрудник Института Фрица Бауэра Вернер Ренц в своем интервью агентству «Франс Пресс» по этому поводу заметил: «Мы стремимся привлечь к ответственности любого причастного к преступлениям против человечности, даже если его участие было минимальным. Одновременно расследования, которые мы ведем, позволяют нам найти последних свидетелей событий тех далеких лет».
Такой подход, по мнению историка, призван сыграть судебную, педагогическую и социальную роль для нынешнего и будущего поколений в стране, которая стремится искупить злодеяния прошлого. Одним из наиболее громких дел стал процесс в 2014 году в Ганновере над «бухгалтером Освенцима» Оскаром Грёнингом, который был приговорен за причастность к гибели 30 тыс. венгерских евреев в газовых камерах в период с мая по июль 1944 года. Нацистский преступник получил четыре года тюрьмы. Своей очереди ждут подсудимые, участвовавшие в уничтожении евреев в Освенциме. Активную работу ведет известный «охотник за нацистами» французский адвокат и ученый Серж Кларсфельд. Однако очень многие дела так и не доходят до логического конца за давностью лет или из-за состояния здоровья подозреваемых. Тем не менее, расследования идут своим чередом. Прецедент, созданный процессом в Нюрнберге, находит свое понимание и в среде молодых немецких юристов. Это тем более показательно, что в ФРГ долгое время после окончания мировой войны крайне холодно относились к идее привлечения к ответственности так называемых «рядовых исполнителей» преступлений гитлеровского режима, сосредоточившись на обеспечении экономического развития страны и ее инкорпорации в атлантистские структуры. Исключением стали судебные процессы над участниками айнзацкоманд в Ульме в 1958 году, Франкфуртский процесс над группой офицеров СС, причастных к уничтожению заключенных в Освенциме в 1964 году и Дюссельдорфский процесс 1975-1981 года над группой охранников из концлагеря Майданек. Все они закончились поразительно мягкими приговорами, несоразмерными совершенным преступлениям. Однако и до сих пор к немецкой системе правосудия остается много вопросов. Достаточно лишь упомянуть, что из 6500 офицеров СС, входивших в штат комплекса концлагерей «Аушвиц-Биркенау» в Польше и переживших войну, до сих пор осуждено всего 50 человек.
«В Нюрнберге идет суд победившей правды», - писал в дни процесса известный советский юрист-международник А.Н.Трайнин[5]. В дни семидесятилетия этого памятного события остается лишь согласиться с этими словами и признать, что память о преступлениях прошлого остается актуальной и в наши дни.
При написании материала использованы данные газеты «Japan Times»: http://www.japantimes.co.jp/news/2015/11/19/world/70-years-after-nuremberg-trials-germany-tries-to-right-old-wrongs/#.Vk2wLo6NCgp
Коллекция документов «Путь к Нюрнбергу» на сайте Росархива: http://www.rusarchives.ru/publication/nurnberg/foreword.shtml
Фотографии и архивные документы Нюрнбергского процесса на сайте Российского исторического общества http://rushistory.org/archives/fotografii-i-arkhivnye-dokumenty-mezhdunarodnogo-voennogo-tribunala-v-g-nyurnberge.html
Проект Российского военно-исторического общества «Советский Нюрнберг» http://histrf.ru/ru/biblioteka/Soviet-Nuremberg
[1] См.: Залесский К. Суд над нацизмом// Живая история. 2015. №5. С.51.
[2] Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма. От британской к автро-баварской «расе господ». М, 2003. Полный текст книги см. также: http://scepsis.net/library/id_2069.html
[3] Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма.Т.1: Подготовка и развертывание нацистской агрессии в Европе. – М., 1973. С.42.
[4] Цит. по: Щипков А. Эксгумация фашизма http://omiliya.org/article/eksgumatsiya-fashizma-aleksandr-shchipkov
[5] Цит. по: Залесский К. Суд над нацизмом // Живая история. 2015. № 5. С.51.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs