XIX Всемирный русский народный собор: цивилизационный выбор и миссия власти

14:02 17.11.2015 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Президиум XIX Всемирного русского народного конгресса. Фото с сайта www.vrns.ru

XIX Всемирный русский народный собор (ВРНС) на тему «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» состоялся 10 ноября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

Доминантой XIX ВРНС, состоявшегося в год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира, стало осмысление миссии государственной власти. Наследие, переданное правителем Руси в X веке своим потомкам, на 10 веков вперед определило судьбы великой страны и современной России. Открывая собрание представителей всех традиционных религий российского общества, а также – высоких представителей законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, общественных организаций, деятелей культуры, студенчества, суворовских училищ, журналистов,  - Святейший патриарх Кирилл сказал: «Наследие любого человека - а тем более такого  выдающегося, как святой Владимир, - это не просто некое богатство, физическое или духовное, переданное потомкам. Наследие всегда содержит в себе завет, побуждает потомков к действию».

«Наследие любого человека - а тем более такого выдающегося, как святой Владимир, - это не просто некое богатство, физическое или духовное, переданное потомкам. Наследие всегда содержит в себе завет, побуждает потомков к действию».

Святейший патриарх Кирилл затронул тему цивилизационного выбора князя Владимира, национального и общественного. На протяжении юбилейного 2015 года эта тема была в центре многочисленных дискуссий, причем рефреном большинства из них звучал тезис о «европейском выборе Руси». Учитывая эту общую для подобных обсуждений «ошибку», патриарх Кирилл на ВРНС предостерег от опасности такой трактовки данной темы. Небрежность или поверхностность, а не исключено, что и намеренность, с которой эту трактовку продвигают и тиражируют отечественные и зарубежные СМИ, - не должна остаться без внимания и своевременного исправления. Вопрос заключается в том, что идет подмена понятий. Если выбор равноапостольного князя Владимира – это «европейский выбор», а смысл Крещения Руси — в том, что «через христианство Россия стала принадлежать Европе», то сторонники такой трактовки очень настойчивы в ее продвижении. Случайно ли и почему? По мнению Святейшего патриарха Кирилла, «такая настойчивость свидетельствует, что дело касается не только исторических оценок, а речь идет о настоящих и будущих судьбах нашего народа». Следуя всё той же логике о «европейском выборе Руси», если святой князь Владимир совершил цивилизационный выбор в пользу Европы, то мы должны и далее подтверждать его выбор, следуя за европейцами.

Как важно здесь пояснение патриарха, подчеркнувшего: «Скажем сразу, что религиозный выбор и выбор цивилизации не тождественны между собой. Христианский выбор не может быть помещен в какие-либо географические рамки, будь то европейские или азиатские. Христианская культура несводима к одной национальной культуре или к группе таких культур. Христос пришел спасти все человечество. Его проповедь, Его заповеди обращены ко всем людям, живущим и в Европе, и в Азии, в Америке, и в Африке, и где угодно». «Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству, когда ее наследие приобретает всемирное значение», - подчеркнул Святейший патриарх Кирилл.

«Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству, когда ее наследие приобретает всемирное значение».

В чем же нюанс? По словам Святейшего патриарха, «цивилизация, культурно-исторический тип - это явление социального, культурного, но не сакрального характера». Вот пояснение самого патриарха: «И хотя каждая цивилизация призвана предлагать свои открытия и достижения для всех людей, для всего мира, она не может быть поставлена на место Бога, не может быть объявлена создателем высшей истины. Сама постановка вопроса в таком ключе - большое заблуждение и опасный соблазн. Однако именно такому соблазну подвергались многие в истории; подвергаются ему нередко и сейчас». Откуда же пошло в информационное поле понятие «европейский выбор» Руси? Его Святейшество патриарх напомнил, что долгое время западная цивилизация не называла себя европейской. Вплоть до конца XVIII века культурное сообщество народов Запада предпочитало именовать себя христианским миром. И только, когда христианские ценности на Западе стали отступать под натиском секулярных идей, было отдано предпочтение другому названию - Европа.

«Совершённый в это время выбор новой идентичности уже тогда в значительной степени оказался альтернативой христианскому выбору», - отметил Святейший патриарх, упомянув приверженца этой эволюции самоощущения и самоназвания западных европейцев - видного британского историка Нормана Дэвиса. Справедливо было отмечено в слове патриарха, что в самом определении «европейский выбор», который упоминается в контексте судьбы русского народа, подчас слышится претензия на исключительность. «Словно это выбор в сторону высшей культуры, высшей цивилизации - и отказ от чего-то низшего, недоразвитого, несостоятельного, - сказал Святейший патриарх. – Этот подтекст распространяется и на современные реалии, и на выбор, совершенный Русью при святом Владимире». Вот, в чем опасность искажения истины. 

Русский социальный идеал

Дискуссии по поводу поиска идеологии порой доходят до крайности и сводятся к тому – нужна она или нет. Но ни один здравомыслящий человек не будет отрицать, что жизнь без смысла – это не жизнь. Патриарх уделил этому вопросу в своем обращении к Всемирному собору особое внимание.

«Солидарное общество - это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира»

По мысли патриарха, это такое общество, в котором «отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции». В таком обществе нет и быть не может «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Как отметил Святейший: «Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства». О таком идеале нравственного общества и государства говорил патриарх на XIX Всемирном русском народном соборе.

Завершая сюжет о роли власти и взаимодействии власти и церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: ««Если бы Церковь стремилась к власти, если бы она стала конкурентом политических сил, она бы никогда не смогла создать общее пространство для диалога и открытой беседы. Но Церковь к этому призвана, и потому никогда и ни при каких условиях мы не свернем с этого пути. Мы не будем стремиться к клерикализму как некоему присутствию Церкви во власти. Это не соответствует нашей традиции, это не соответствует традиции Восточного Православия, и мы будем оберегать свободу Церкви от всякого вовлечения в политическую борьбу. Тогда у Церкви будет возможность обеспечивать реальный общенациональный диалог». Предназначение государственной власти тесно связано с тем судьбоносным выбором, который и есть цивилизационный. Выбор святого Владимира и был таковым, что дает основание назвать равноапостольного князя основателем Русской цивилизации. Именно принятие христианства и приобщение к сокровищнице византийской культуры дало возможность народу Руси созидать в дальнейшем собственные культурные ценности и обрести собственную цивилизационную идентичность. 

Российские мусульмане – стойкий бастион

Когда к микрофону вышел председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин и от имени Центрального духовного управления мусульман России приветствовал высокий форум, зал взорвался аплодисментами, услышав из уст первого мусульманина страны благодарность «от мусульман всея Руси». Это признание от имени многомиллионной мусульманской российской общины  и было тем духовным единством народов, о сохранении которого шла речь на XIX Всемирном русском народном соборе.

Председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин. Фото с сайта duhobr.ru

Верховный муфтий Талгат Таджуддин говорил о зловещем значении смуты – предвестницы кровавых междоусобиц и братоубийственных войн. Её, как показывает исторический опыт, усердно сеют изнутри общества, и она не менее страшна, чем открытый конфликт или интервенция. Талгат Таджуддин напомнил: «В Священном Коране неоднократно повторяется строгое предупреждение  всевышнего Создателя о том, что: «Смута – больше, чем убийство! Смута – хуже, чем убийство!»
Откровением сталопризнаниеПредседателя Центрального духовного управления мусульман России в том, что сегодня вопрос этот (вопрос смуты) особенно касается мусульман. «Ведь уже на протяжении многих лет, в масштабах всего мирового исламского сообщества-уммы, нам не удается преодолеть неубывающую беду глобальной внутренней смуты, постигшей нас», - сказал Талгат Таджуддин. По словам Верховного муфтия, «по милости Всевышнего Создателя многомиллионная умма российских мусульман образует сегодня один из самых стойких бастионов во всемирной борьбе народов против глобального терроризма».

«По милости Всевышнего Создателя многомиллионная умма российских мусульман образует сегодня один из самых стойких бастионов во всемирной борьбе народов против глобального терроризма».

Талгат Таджуддин напомнил, что в прошлом месяце, в октябре, Центральное духовное управление мусульман России выступило с инициативой обращения в ООН о создании при ней «Всемирного совета лидеров мировых религий». Российские мусульмане пошли на беспрецедентный шаг: Центральное духовное управление мусульман России издало директивное решение-фетва для всех мусульман – мужчин и женщин, молодых и пожилых – о запрете присоединяться к ИГИЛ и всем другим преступным террористическим группировкам, сотрудничать с ними, предоставлять им убежища и оказывать какие бы то ни было другие услуги, ибо это является сотрудничеством на пути греха и агрессии, об абсолютной недопустимости которого строго предупреждает Священный Коран.

Приоритетная роль нравственности

Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание участников Всемирного собора на проблему создания единого общеобразовательного пространства. По мысли Его Святейшества, разнообразие подходов в учебном процессе приемлемо «лишь в том случае, если не разрушается единое целеполагание». В реальной жизни современной России мы наблюдаем прямо противоположное этому. В поддержку слов патриарха, многие выступающие отметили роль государственной власти относительно таких влиятельных сфер жизни, как образование, культура, информация, где в приоритете безусловна нравственная сторона вопроса. Прежде всего, это были члены президиума Собора - митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел; помощник Президента Российской Федерации, секретарь Государственного Совета Российской Федерации Игорь Левитин; заместитель главы ВРНС, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев; председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий; председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда; ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий; руководители фракции и комитетов Госдумы и Совета Федерации.

Главную мысль патриарха Кирилла о борьбе за цивилизационную идентичность в духовной сфере выделила и Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Она назвала гуманитарное оружие «самым изощренным и жестоким оружием сегодня». «Оружие, направленное на сознание, призвано уничтожить сам критерий истины, и уничтожить общность», - заявила депутат. Этим оружием сегодня в «просвещенной» Европе принимается закон о нейтральном поле (нет мамы, папы, есть оно), это оружие идет в ход, когда Европа заявляет, что понятие кощунства ей неведомо – что это, если не утрата нравственного смысла? Ирина Яровая подчеркнула: «Мы очень хорошо знаем, что нравственные смыслы всегда отличали культуру России». По ее словам, именно нравственные смыслы имеют и важное охранительное значение. «Хочешь победить своего врага, - воспитай его детей», - гласит восточная мудрость. Разными учебниками, алфавитами, уточним мы. То, что нам сегодня навязывают в гуманитарной сфере - это вариативное образование, «разный алфавит», а значит, он служит не объединению, а разобщению. «А книга одна – Россия. И судьба одна – Россия, - подчеркнула депутат ГД. - Нам практически была предложена чуждая и нами не приемлемая ранее идеология разобщения, разъединения, противопоставления». Ирина Яровая напомнила слова Президента России Владимира Путина, обращенные к народу в 2000 году: «Мы готовы сохранить свой собственный суверенитет с опорой на собственные силы и традиции нашего народа». Вывод Ирины Яровой также логичен: такая опорная точка была единственно верной, и Президент объединил вокруг себя граждан России как единый народ с чувством сопричастности к судьбе своей Родины». 

Добавим, что по итогам работы XIX Всемирного русского народного собора, принят документ («Слово»), где отмечено, что ВРНС считает необходимым разработать Общественную концепцию развития русского народа. Она должна предусматривать решение насущных демографических, социальных, духовных проблем русских; способствовать преемственному развитию национальной идентичности; укреплять правовую субъектность русских общественных движений в России и русских общин в диаспоре; способствовать в глобальном масштабе раскрытию потенциала русской культуры и социальной мысли, чтобы достичь ясного и непротиворечивого видения истории русского народа. 

Ключевые слова: Европа Патриарх Кирилл Христианство XIX Всемирный русский народный собор святой князь Владимир Талгат Таджуддин Ирина Яровая

Версия для печати