Участники и организаторы XIII Панаринских чтений. Фото А.Торина.
В Москве состоялись XIII Панаринские чтения – ежегодный международный и культурно-исторический форум, посвященный памяти известного российского философа и политолога Александра Панарина (1940-2003). Соорганизаторами Чтений выступили философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Всемирный Русский Народный Собор, Министерство культуры России и Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Экспертный совет Государственной думы Федерального Собрания России.
В рамках форума на площадке Государственной Думы состоялась российско-французская дискуссия на тему «Европа и Россия в современном мире: проблемы и перспективы их разрешения». Модератором секции выступил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Александр Романович.
Европа и Россия: от кризиса в отношениях к межцивилизационному диалогу
«Тема, к которой мы обращаемся, будет актуальна во все времена, - заметил А.Романович. - К сожалению, антироссийский, во многом конъюнктурный тренд, возобладал во внешнеполитической линии Европейского союза, - заметил А.Романович.- Позиция Брюсселя во многом конъюнктурна, но относиться к ней нужно со всей серьезностью. В течение последнего года пошатнулась модель европейского мироустройства, выстроенная после второй мировой войны». По мнению эксперта, причиной для конфликта стал целый ряд факторов – от украинского кризиса до войны на Ближнем Востоке и вызванного ею небывалого наплыва беженцев в Европу. Европа и Россия придерживаются принципиально разных взглядов на пути разрешения сирийского кризиса. Для преодоления кризиса необходимо предложить консенсус так называемой «большой Европе», то есть всему континенту. Для этого нужно искать точки соприкосновения между европейским сообществом, включая франко-германский союз, и восточным блоком, включающим Россию и ее союзников по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).
По убеждению А.Романовича, пример «нормандской четверки», разработавшей пункты Минского соглашения, может пригодиться и в борьбе с «Исламским государством». В то же время эксперт подчеркнул, что возникший разлом между Европой, Россией и США стал результатом своеобразного идейного противостояния между США и классической Европой. Это противостояние особенно ярко проявило себя после мирового экономического кризиса 2008-2009 годов. Анализу накопившихся противоречий в российско-европейских отношениях была посвящена речь президента России Владимира Путина, произнесенная им на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. Не стоит забывать и того, что истоки террористических действий современных экстремистских группировок лежат в русле современных идеологий, как на Западе, так и на Востоке.
А.Романович обратил внимание на двойной стандарт США в области миграционной политики. В частности, официальный Вашингтон проводит жесткую политику в отношении иммигрантов, одновременно поддерживая самые радикальные настроения в Европе по вопросам либерализации миграционного законодательства. Внешняя политика США направлена на обеспечение режима наибольшего благоприятствования и зачастую не считается с суверенитетом других государств. Ярким примером двойного стандарта в вопросах внешней политики и безопасности, по мнению депутата, может служить дело В.Бута и К.Ярошенко.
XIII Панаринские чтения. Выступает Геннадий Самуйлов. Справа: Иван Бло, Александр Романович, Валерий Расторгуев. Фото А.Торина.
«В сложившихся обстоятельствах особенно актуальной остается задача поддержания контактов между академической и научной элитой России и стран Европы, - подчеркнул кандидат философских наук, сотрудник кафедры философии ПСТГУ Геннадий Самуйлов.- Актуальной темой для диалога остается проблема политической аксиологии и морали современного общества. Немалая часть молодежи, как в Европе, так и в России вступает в экстремистские движения. Этот факт свидетельствует о мировоззренческом кризисе современного общества. Во Франции у России существует много друзей. Считаю. Что наш долг – поддержать французских интеллектуалов в их стремлении к нам. Диалог российских и французских мыслителей должен поддерживаться с обеих сторон. Примером плодотворного взаимодействия может служить сборник «Современные парадоксы демократии», вышедший на французском языке. В его составлении приняли участие ученые из МГУ и представители современной французской консервативной мысли».
Выступление приглашенного иностранного гостя, известного французского консервативного политика, социолога и политолога, постоянного участника заседаний дискуссионного клуба «Валдай» Ивана Бло было посвящено причинам современного мировоззренческого кризиса в Европе. По его мнению, отправной точкой для этого кризиса послужила «маленькая культурная революция» в Европе, пик которой пришелся на 1968 год. События второй половины 1960-х годов стали отправной точкой для роста наднациональной культуры, отказа от принципа «Европы отечеств» и ценностей патриотизма. Угроза джихадизма, конфликт вокруг карикатур сатирического еженедельника «Charlie Hebdo» и обострение противоречий между Западом и Востоком стали следствием этого политического выбора, который привел Европу к подчинению национальной политике интересам военных блоков и игнорированию интересов национальных экономик в пользу идеи глобализации.
В своем выступлении И.Бло коснулся вопроса о росте популярности исламского экстремизма в современном мире. По мнению французского политика, эта угроза возникла в результате реализации принципа лаицизма, то есть максимального и полного отделения государства и общественной жизни от религии. Проводимая Францией иммиграционная политика Франции привела к тому, что интеграции приезжих в общество не происходит, а, напротив, в их среде происходит рост исламской революционной идеологии. Идеологом современного радикального политического ислама стал уроженец Египта и один из лидеров организации «Братья-мусульмане» Саид Кутб. Он и ряд близких ему по взглядам исламских интеллектуалов идейно обосновали необходимость борьбы с современным западным образом жизни, осуждая сторонников идеи личной свободы. Эти идеи нашли своих сторонников и в среде французских мусульман. Грубой ошибкой современной политической элиты Франции стало использование исламских радикалов для достижения своих политических целей на Ближнем Востоке. Модернистские исламские идеологии считают немыслимым исповедание религии без восстановления жизненного уклада, близкого к временам первых четырех праведных халифов. К тому же современная французская молодежь, по словам И.Бло, «пропитана антипатриотизмом»: по последним социологическим опросам, лишь 25% граждан Франции готовы защищать свое отечество. Предложить новые идеалы молодежи западноевропейское общество не в состоянии.
Доктор философских наук, профессор кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Валерий Расторгуев посвятил свое выступление опасности идеологий, получивших в классификации А.С.Панарина название «передовых» или «мировых» общественных учений. Их опасность заключается в том, что они не признают культурного и цивилизационного разнообразия мира и не могут существовать вне стремления к глобальной гегемонии и унификации. «Мы часто говорим о международном терроризме, но почти ничего не упоминаем о терроризме на государственном уровне, - заметил В.Расторгуев. – Транснациональный терроризм почти всегда представляет собой продолжение терроризма государственного, но тщательно маскируемого».
По мнению эксперта, выход из тупика передовых учений может быть найден на пути социал-демократической альтернативы. В отличие от глобальных проектов, социал-демократы не требуют, по образному выражению В.Расторгуева, «великого котлована» для великих утопий, а последовательно выступают в защиту идеи и практики социального государства. «Вне этой альтернативы современный вариант неолиберализма и основанного на нем проекта глобализации вполне в состоянии покончить с любой подлинной политикой», - заметил эксперт.
Кандидат философских наук, заместитель декана философского факультета МГУ Алексей Козырев посвятил свое выступление соотношению нормы и идеала в современной культурной и политической практике. По словам философа, в современных условиях происходит смещение нормы и навязывается представление о ее максимальной вариабельности. «Если в обществе нет консенсуса по вопросу ценностного выбора, то никакого общего блага быть не может», - заметил А.Козырев.
Современная Европа в поисках идентичности
Проблемам институционализации ислама в странах Европейского союза было посвящено выступление кандидата политических наук, сотрудник ИНИОН РАН Елены Пинюгиной. По ее мнению, сложность политической и социокультурной адаптации мусульман в Европе заключается в том, что долгое время исламский мир рассматривался как социально-культурная периферия. На протяжении десятилетий проблема иммигрантов из стран Востока не решалась, переселенцам и их детям присваивался временный статус. До сих пор ведется дискуссия о пределах гражданской идентичности, поскольку на протяжении десятилетий этническую и конфессиональную самоидентификацию мигрантов было принято «не замечать». Остро стоит вопрос социализации детей из семей мусульман в Германии. Возможность получения среднего образования в этой стране зависит от успехов в освоении немецкого языка. Учебный процесс в немецких школах предполагает достаточно жесткую социальную сегрегацию. Если до 10-11 лет ребенок не говорит свободно по-немецки, возможность получения высшего образования, тем более вхождения в круг элиты, для него перекрывается. Это объясняется тем, что концепт нации в ФРГ основан на этнической однородности, принципе единства языка и культуры. Для того, чтобы решить возникшую проблему, а также обеспечить лояльность иммигрантов к стране пребывания, коалиция ХДС/ХСС выдвинула лозунг «вынуждение и содействие». Значительное распространение получил институт тьюторства в учебных заведениях страны.
Партии современных стран Европы активно борются за симпатии мусульманского электората. Иногда эта борьба приводит к громким скандалам. Например, руководством лейбористской партии Великобритании неоднократно обвиняли в том, что оно поощряет неконтролируемую иммиграцию в страну с целью обеспечить себе необходимое число голосов. В современной политической жизни Европы остается нерешенной важнейшая дилемма выборы пути интеграции ислама в политическую жизнь. Будет ли сделан выбор в пользу ценностного альянса христиан и мусульман, предполагающего уважение к религиозным взглядам, приоритету семейных ценностей, четкому позиционированию гендерных ролей в обществе, или продолжится путь интеграции общин, выбранный Европейским союзом? Реализация второго варианта чревата ростом конфликтогенности европейского общества.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН Наталья Лактионова в своем выступлении рассказала о трудностях современной Европы на пути к единству. «Исторически страны Европы разделены войнами, этническими и культурными конфликтами и слишком различаются по своему менталитету, - сказала она.- Страны так называемой «новой Европы» в рамках Европейского союза стали своеобразными статистами, от которых мало что зависит. Даже бывшие диссиденты восточноевропейских стран вспоминают скорее о «патернализме», нежели о «тоталитаризме» политики Москвы в недавнем прошлом. В странах Центральной и Восточной Европы возникло специфическое явление, получившее название «остальгия». По словам эксперта, восстановление позиций России на внешнеполитической арене может привести в перспективе к утверждению определенных гарантий для стран Восточной Европы, включая суверенитет, национальную самобытность и гарантии сохранения славянской идентичности.
Донбасс и Крым: вызовы для Европы и России
Известный публицист, религиозный и политический деятель Виктор Аксючиц посвятил свое выступление проблеме цивилизационного разрыва между правящими политическими элитами современных стран Европы и их гражданами. По мнению В.Аксючица, Россия столкнулась с этой проблемой на рубеже XVII-XVIII веков, в петровскую эпоху, что привело в конечном итоге к ложному представлению о специфике развития Европы. Своеобразная «идеомания», по определению эксперта, привела к тому, что европейский опыт стал некритически восприниматься в России. В результате возникла «иллюзия русского Запада», попытки воплощения которой на практике неоднократно приводили к социальным и культурным трагедиям. По мнению В.Аксючица, события, связанные с крымским референдумом и противостоянием на Донбассе, свидетельствуют о преодолении мировоззренческого кризиса и демонстрируют, что в современной России наметились признаки возрождения национального самосознания. «Современная Россия предлагает миру новую концепцию мироустройства, - отметил эксперт. – В ее основе лежит три принципа: единство в многообразии, солидарное общество, право на голос в международных делах вне зависимости от уровня экономического развития». Сами принципы форматов ЕАЭС и БРИКС исключают право силы и вооруженного подавления оппонентов и предполагают выстраивание равноправного союза вместо жесткой иерархической пирамиды.
Выступает Татьяна Сенюшкина. Справа – Виктор Аксючиц. Фото А.Торина.
Профессор Крымского федерального университета им. В.Вернадского Татьяна Сенюшкина рассказала о целях культурной политики России в Крыму в контексте российско-европейских связей. Актуальность этого вопроса для Крымского федерального округа очевидна: полуостров в течение многих столетий находился на пересечении важнейших морских и торговых путей. В разные эпохи он был периферией античного мира и Византийской империи, воротами в Средиземное море и местом расположения важнейших военно-морских баз Российской империи и Советского Союза, научным и культурным центром. Важнейшей вехой в истории Крыма остается Ялтинская конференция, на которой участниками антигитлеровской коалиции были выработаны принципы послевоенного мироустройства.
С момента начала событий «евромайдана» в Киеве для Крыма возникло два вызова – радикально-националистический и геополитический. В ответ на угрозы активистов «Правого сектора» направить на полуостров «поезда дружбы» для пресечения «сепаратистских настроений», было сформировано севастопольское ополчение. Оно сыграло важную роль в обеспечении безопасности полуострова и мирного прохождения референдума в Крыму. В настоящее время ведется важная работа по выявлению рисков, связанных с развитием полуострова. Т.Сенюшкина рассказала о работе по профилактике радикального исламизма, пресечении деятельности террористических группировок в Крыму. Важную роль в установлении социального мира имеет развитие диалога с исламской общественностью. Показатели безработицы в Крыму в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) по данным на текущий год составляют 5,8% экономически активного населения региона в возрасте от 15 до 70 лет. Средний показатель безработицы по России в целом сохраняется на уровне 5,5% экономически активного населения.
По словам Т.Сенюшкиной, для Крыма актуальной задачей по-прежнему остается активизация научных контактов и культурного обмена с российскими и зарубежными коллегами. Злободневной остается и проблема конфликта поколений, а также взаимодействия власти и социально ответственного бизнеса.
По мнению Т.Сенюшкиной, ситуация, которая сложилась в наше время в России и в Европе, может быть описана как результат «предательства интеллектуалов». В своем одноименном труде (1927) известный французский философ и публицист Жюльен Бенда (1867-1956) утверждал, что основная функция интеллектуала состоит в сохранении вечных духовных ценностей человечества и служить нравственным ориентиром, показывая им образец деятельности, не подчиненной сиюминутным целям и разжигания политических интриг[i]. Дефицит общественных идей в современном мире породил интерес к террористическим практикам, корни которых, по выражению известного немецкого философа и социолога Юргена Хабермаса, кроются в унижении человеческого достоинства.
Доктор философских наук, профессор Донецкого государственного университета управления Дмитрий Муза посвятил свое выступление положению на Донбассе в контексте противоречий современного политического процесса. По его словам, выбор, сделанный на территории Донецкой и Луганской областей в пользу объединения с Россией не может вызывать ни малейшего сомнения. Для сторонников украинской независимости на этих территориях сложилась патовая ситуация, поскольку четко выраженная культурная и цивилизационная идентичность граждан двух областей никак не могла быть вписана в унитарную идеологию Республики Украина. «Мы никогда не сомневались в том, что разрушение СССР стало глобальной геополитической катастрофой, в результате которой русский народ стал самым разделенным народом в мире. События последних двух лет показали: сама социология подтверждает наш цивилизационный выбор», - подчеркнул Д.Муза. Право на сецессию подтверждает и прецедент существования после распада Российской империи, в 1918 году, Донецко-Криворожской республики, во главе которой стояли известные деятели большевистской партии Ф. Сергеев (Артем), К.Ворошилов. Она тяготела именно к России и была ликвидирована благодаря письму известного деятеля большевистской партии Н.Скрыпника на имя председателя Совета народных комиссаров РСФСР В.Ленина и народного комиссара по делам национальностей И.Сталина. В этом документе, в частности, было выдвинуто предложение «разбавить крестьянскую массу Украины пролетарским элементом Донбасса»[ii].
По словам Д.Музы, Донбасс всегда ассоциировал себя с Русской Православной Церковью и дал России несколько святых и старцев, среди которых особо почитаем схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944-2002). С Донбассом тесно связано творчество поэта Юрия Юрченко. Почти четверть века проживший в Париже, он уже в первые дни гражданского конфликта приехал на родину и встал в ряды ополчения, был в плену, где пережил пытки. Его стихи были изданы в сборнике поэтов Донбасса «Час мужества», выпущенного по инициативе Фонда «Русский мир»[iii]. По утверждению Д.Музы, все перечисленные факты неопровержимо свидетельствуют о том, что Донбасс ментально и цивилизационно связан с Россией и с российским историческим и культурным пространством.
Вместо заключения
Таким образом, в ходе Панаринских чтений известными отечественными и зарубежными учеными были выдвинуты гипотезы развития отношений между Россией и странами Европы, намечены альтернативы развития, перспективы для полноценного диалога. По итогам форума будет издан сборник, в который войдут выступления экспертов.
[i] Бенда Ж. Предательство интеллектуалов/ Пер. с франц. В.Гайдамака, А.Матешук.-М., 2009.
[ii] Подробнее об истории Донецко-Криворожской республики см.: Корнилов В. Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта. – Харьков, 2011.
[iii] Журнал «Международная жизнь» уже писал об этом сборнике. См.: Студнева Е. Час мужества – гражданская поэзия Донбасса https://interaffairs.ru/news/show/13266
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs